***
По гражданскому делу №2-744/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Арсеньев 27 июля 2010 года
Судья Арсеньевского городского суда Приморского края Российской Федерации Ворона Н.К., с участием: представителя ответчика в лице главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) ГУ УПФ РФ по АГО Голенко Т.Г., действующей на основании доверенности *** от ***** года; при секретаре Е.А. Меховской;
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Е.П. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу о включении периода в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости,
у с т а н о в ил:
Сергеева Е.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском, согласно которому, она работает учителем русского языка и литературы в Муниципальном общеобразовательном учреждении ***», ее специальный стаж педагогической работы составил более 25 лет. ***** Она обратилась в ГУ УПФ РФ по Арсеньевскому городскому округу с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с педагогической деятельностью, однако, *** решением комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по Арсеньевскому городскому округу ей было отказано в назначении пенсии, поскольку, на дату обращения за назначением указанной пенсии у нее отсутствовало требуемое количество специального стажа 25 лет***. В ее стаж, дающий право на льготную пенсию не был включен *** отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет. Считает, что период ее работы исключен из специального стажа также неправомерно. Поскольку работа в указанном учреждении является для нее постоянным местом работы, в том числе и в исключенный из специального стажа период. Просит: признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по Арсеньевскому городскому округу об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить вышеназванный период в ее трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию; и назначить ей трудовую пенсию со дня обращения в пенсионный орган***.
Ответчиком в лице начальника Управлении Шаторного С.И. был предоставлен отзыв на исковое заявление, согласно которому, в иске просит отказать, считает решение ГУ УПФ РФ по Арсеньевскому городскому округу об отказе Сергеевой Е.П. в установлении пенсии законным и обоснованным, так как, на дату обращения у Сергеевой Е.П. отсутствует требуемая продолжительность специального стажа 25 лет***. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2007 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов от 02.08.1989 года №677 с 01.12.1989 года увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, который засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж по специальности. Согласно п. 7 разъяснения «О порядке предоставлении женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранении заработной платы по уходу за ребёнком до достижении им возраста трёх лет», утверждённого Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВСЦСПС от 29.1.1989 года в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах, засчитывается время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Согласно изменениям в ст. 167 КЗоТ РСФСР, отпуск по уходу за ребёнком с 06.10.1992 года засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в связи с чем, у ответчика нет законных оснований для включения отпуска по уходу за ребёнком свыше полутора лет *** в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
***
***
Заслушав доводы ответчика, ознакомившись с заявлением истицы, исследовав материалы дела; суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, с учетом соответствующих Списков работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правил исчисления периодов работы, утвержденных Правительством РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом установлено, что, отказывая истице во включении в стаж работы истицы периодов ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ответчик исходил из того, что на момент ее обращения за назначением досрочной пенсии действует ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым не предусмотрено включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Не предусматривается такая возможность и действующим ТК РФ (согласно ст. 256 отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях) *** Между тем ответчиком не было учтено, что до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовала статья 167 КЗоТ РФ, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
При разрешении спора, возникшего в связи с не включением Сергеевой Е.П. в стаж работы по специальности периода *** нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), суд исходит из позиции, указанной в положениях постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г., согласно которой, если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого, названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
ГУ УПФ РФ по Арсеньевскому городскому округу не принято во внимание, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «ОБ увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п. 2 которого предусмотрено, что с 01.01.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения ребенком возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку начало данного периода имело место *** до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", следовательно, требования истицы в этой части обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями ФЗ № 173-ФЗ, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению и реализации пенсионных прав граждан *** следует, что Сергеевой Е.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» поскольку на дату обращения за назначением указанной пенсии у нее отсутствует требуемое количество специального стажа 25 лет.
Согласно ст. ст. 2, 7 и 18; ст. 37 ч. 1; ст. 39 ч. 1; ст. 46 ч. 1; ст. 55 ч. 2 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод; в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В связи с чем, суд считает, что Сергеева Е.П. имеет право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с работой, связанной с осуществлением педагогической деятельности, поскольку исковые требования подлежат удовлетворению ***
Ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в ред. от 27.12.2009 №378-ФЗ устанавливает, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. ***
На основании вышеизложенного, и, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу от ***** года *** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения периода работы***** (отпуск по уходу за ребенком).
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу включить Сергеевой Е.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности, период работы ***** (отпуск по уходу за ребенком).
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Арсеньевскому городскому округу назначить Сергеевой Е.П. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности *****.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Арсеньевский городской суд в течение десяти дней.
Судья Ворона Н.К.