Решение от 21,06,2010



Дело ---

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арсеньев.

//.

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:

судьи Пилипенко Б.Л.,

при секретаре Злых Т.В.,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

первичной профсоюзной организации ОАО «ААК «Прогресс» к П об отмене приказа управляющего директора и признании положения «О тарифах и окладах» незаключённым,

установил:

Первичная профсоюзная организация ОАО ААК «Прогресс» обратилась с иском к ОАО ААК «Прогресс», из которого следует, что управляющий директор ОАО ААК «Прогресс» своим приказом --- от // года ввёл в действие с // года Положение «О тарифах и окладах». Указанный приказ управляющего директора является незаконным, так как Положение «О тарифах и окладах» не прошло процедуру согласования с профсоюзным комитетом предприятия и введено в действие без учёта мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, поскольку указанное мнение было выражено ненадлежащим лицом. На этом основании первичная профсоюзная организация просила отменить действие приказа управляющего директора ОАО ААК «Прогресс» --- от // года, а положение «О тарифах и окладах признать не соответствующим требованиям трудового законодательства и не заключенным.

В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования и просил признать приказ управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- незаконным и обязать управляющего директора отменить его действие, а положение «О тарифах и окладах» признать незаключённым. Поскольку оно не согласовано с профсоюзным комитетом в порядке ст. 372 ТК РФ и ухудшает положение работников предприятия по сравнению с тарифно-окладным соглашением 2009 года.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснив, что мотивированное мнение профсоюзного органа по проекту положения «О тарифах и окладах» было получено. Поскольку оно содержало предложения по его совершенствованию, // г. работодателем были проведены дополнительные консультации. Профком обеспечил присутствие на них представителей ППО, в том числе присутствовал и.о. председателя ППО, при этом полномочия представителей ППО не проверялись. В результате сторонами было достигнуто согласие о введении в действие Положения «О тарифах и окладах» с учётом изменений, указанных в п. п. 1, 2, 3 протокола заседания комиссии, а работодателем был издан соответствующий приказ, то есть Положение «О тарифах и окладах» принято в соответствии с законодательством. Положение работников предприятия оно не ухудшает.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что при заключении коллективного договора ОАО «ААК «Прогресс» на 2008-2010 годы тарифно-окладное соглашение, являющееся его неотъемлемой частью, не заключено. // г. ОАО «ААК «Прогресс» направило в адрес ППО проект Положения «О тарифах и окладах» для получения мотивированного мнения. Президиум профкома // г. составил и направил в адрес ОАО «ААК «Прогресс» мотивированное мнение по предложенному проекту Положения, указав, что в предлагаемом проекте предусмотрено уменьшение размера тарифов и окладов по отношению к тарифно-окладному соглашению, кроме того, условия оплаты труда являются неотъемлемой частью коллективного договора и не могут в силу ст. ст. 44, 135 ТК РФ выпускаться в виде самостоятельных локальных нормативных актов, в связи с чем данное Положение не может приниматься в соответствии со ст. 372 ТК РФ, поэтому мотивированного мнения представительного органа работников не требуется. // г. ОАО «ААК «Прогресс» направило в адрес ППО проект Положения «О тарифах и окладах» с учётом замечаний ППО для получения мотивированного мнения. // г. состоялись дополнительные консультации по рассмотрению предложений по совершенствованию проекта Положения «О тарифах и окладах», на заседании комиссии присутствовали 4 члена профкома, в том числе зам. председателя профкома ФИО4 На данном заседании было принято решение о введении в действие Положения «О тарифах и окладах» с учётом изменений, указанных в п.п. 1, 2, 3 протокола заседания комиссии. Приказом управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- введено в действие с // //// «О тарифах и окладах», которое согласовано с и.о. председателя первичной профсоюзной организации ФИО4 Однако ни председатель профкома, ни президиум профкома не передавали ФИО4 полномочий председателя профкома. Согласно решению профкома от // г. --- и в соответствии с п. 5.6 Устава Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности» полномочия ведения консультаций, переговоров с работодателем по вопросам трудовых отношений возложены на президиум профкома. В должностной инструкции зам. председателя профкома отсутствует право подписания договоров, соглашений, положений и других документов по вопросам трудовых отношений.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно предписанию главного государственного инспектора труда от // г. ---, управляющему директору ОАО «ААК «Прогресс» ФИО5 предписано принять меры по устранению нарушений трудового законодательства, в том числе ввести в действие «Тарифно-окладное соглашение на 2009 год» с // г., внести в п. 3.3. коллективного договора поправку об установлении конкретного размера индексации заработной платы, производить индексацию заработной платы в соответствии с коллективным договором.

Приказом управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- введено в действие Положение «О тарифах и окладах» с // г.

Согласно выписке из протокола --- от // г. заседания президиума профкома ППО ОАО «ААК «Прогресс», решено считать подписание положения «О тарифах и окладах» заместителем председателя профкома ФИО4 недействительным, и поручено председателю профкома ФИО2 уведомить об этом работодателя.

Из письма председателя ППО ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- видно, что управляющему директору ОАО «ААК «Прогресс» предложено выпустить приказ о приостановлении действия приказа --- от // г. до проведения процедуры согласования с профсоюзной организацией или признании данного приказа недействительным с момента выпуска.

Выписками из протокола 38-й отчётно-выборной профсоюзной конференции ОАО «ААК «Прогресс» от // г. подтверждается, что в результате голосования заместителем председателя профкома по организационной работе избран ФИО4, председателем профкома избран ФИО2

Согласно положению «О тарифах и окладах», утверждённому приказом управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. ---, настоящее положение предусматривает порядок и условия оплаты труда, материального стимулирования и поощрения работников в ОАО «ААК «Прогресс». В приложении --- к данному Положению приведены должностные тарифы и оклады работников ОАО «ААК «Прогресс».

Из Положения о комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ОАО «ААК «Прогресс» следует, что комиссия создаётся из наделённых необходимыми полномочиями представителей сторон для ведения коллективных переговоров по подготовке проекта коллективного договора. В компетенцию комиссии входит определение порядка проработки, заключения коллективных договоров и соглашений к нему, порядок внесения изменений и дополнений.

Из письма и.о. управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- видно, что в адрес председателя ППО направлен проект Положения «О тарифах и окладах» для получения мотивированного мнения.

Письмом и.о. управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- сообщается председателю ППО ОАО «ААК «Прогресс» о проведении в соответствии со ст. 372 ТК РФ дополнительной консультации по вопросу согласования проекта положения «О тарифах и окладах».

Согласно выписке из решения Президиума профкома ОАО «ААК «Прогресс» от // г., в ответ на обращение управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от //г. члены президиума выразили мнение, что рассматриваемое положение не несёт в себе признаков локального нормативного акта и не может применяться на предприятии как основа для изменения тарифов и окладов работникам предприятия. К выписке приложены замечания президиума профкома к проекту приказа о введении в действие Положения «О тарифах и окладах» и к Положению «О тарифах и окладах.

Письмом от // г. --- и.о. управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» сообщает председателю профкома ФИО2, что постановление президиума профкома необоснованно и указывает, что положение «О тарифах и окладах» направлялось в рамках ст. 372 ТК РФ с предложением рассмотреть в установленные данной статьёй сроки с направлением мотивированного мнения.

Письмом от // г. --- и.о. председателя профкома предлагает и.о. управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» представить к заседанию комиссии по социально-трудовым отношениям // г. мотивированное мнение по замечаниям президиума профкома от // г.

В письме от // г. --- и.о. управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» настаивал на проведении // г. дополнительной консультации.

Согласно протоколу проведения дополнительных консультаций ОАО «ААК «Прогресс» и ППО ОАО «ААК «Прогресс» по вопросу введения в действие Положения «О тарифах и окладах» от // г. комиссия решила, что из-за несогласия работодателя с замечаниями, предоставленными первичной профсоюзной организацией, а также невозможностью совместного обсуждения проекта приказа о введении в действие Положения «О тарифах и окладах» и Положения «О тарифах и окладах» ввиду уклонения ППО ОАО «ААК «Прогресс» от ведения переговоров, работодатель оставляет за собой право принять документ в одностороннем порядке в соответствии со ст. 372 ТК РФ.

Актом от // г. зафиксировано, что на проведении дополнительных консультаций // г. по вопросу принятия Положения «О тарифах и окладах» представители ППО ОАО «ААК «Прогресс» отсутствовали.

В приложении --- к протоколу проведения дополнительных консультаций от // г. содержится перечень изменений, внесённых работодателем в Положение «О тарифах и окладах» с учётом замечаний президиума профкома.

Согласно протоколу проведения дополнительных консультаций ОАО «ААК «Прогресс» и ППО ОАО «ААК «Прогресс» по рассмотрению предложений по совершенствованию проекта Положения «О тарифах и окладах» от // г., комиссия с участием в том числе ФИО4 решила уточнить редакцию п. 5.2 Положения, исключить п. 5.3 Положения, внести изменения в приложение 1 к Положению в соответствии с приложением к настоящему протоколу

Согласно п. 3.4 коллективного договора на 2008-2010 г.г. оплата труда работников производится на основе тарифно-окладного соглашения (Приложение «Договора»). Применение различных коэффициентов к заработной плате, не предусмотренных Приложением «Оплата и нормирование труда», производится по согласованию с профсоюзом.

Из письма управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- видно, что в адрес председателя ППО направлен проект Положения «О тарифах и окладах» для получения в соответствии со ст. 372 ТК РФ мотивированного мнения, а также к письму приложена справка-обоснование.

Из протокола проведения дополнительных консультаций от // г. видно, что в заседании комиссии по рассмотрению предложений по совершенствованию проекта Положения «О тарифах и окладах» присутствовали 4 представителя профсоюза, в том числе ФИО4, комиссией решено ввести в действие Положение «О тарифах и окладах».

Согласно приказу управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- следует, что в связи с ростом индекса потребительских цен за период декабрь 2009 г. к июню 2009 г. главному бухгалтеру необходимо индексировать тарифы и оклады всем категориям работников за январь, февраль 2010 года в размере 2%.

Согласно п. 5.4., п. 5.4.4. Устава Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности, профком, являющийся постоянно действующим руководящим коллегиальным органом первичной профсоюзной организации, ведёт консультации и переговоры с работодателем по вопросам трудовых отношений.

Согласно п. 5.6. данного Устава, профком может передавать отдельные свои права и полномочия для ведения текущей работы президиуму профкома и председателю первичной профсоюзной организации с последующим информированием о принятых между заседаниями профкома решениях.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд руководствовался следующим.

Согласно ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Статья 44 ТК РФ предусматривает, что изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьёй 143 ТК РФ установлено, что тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно ст. 371 ТК РФ, работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 372 ТК РФ, работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

С учётом изложенного суд пришёл к выводу, что Положение «О тарифах и окладах» является локальным нормативным актом. При этом оно не является частью коллективного договора и регулирует порядок и условия оплаты труда. Согласно же п. 3.2 коллективного договора на 2008-2010 годы условия оплаты труда на ОАО ААК «Прогресс» определяются коллективным договором, являются его неотъемлемой частью и не могут выпускаться в виде самостоятельных локальных нормативных актов в отрыве от коллективного договора в силу требований статей 44 и 135 ТК РФ. Поэтому введение в действие оспариваемого Положения противоречит требованиям указанных статей ТК РФ, поскольку в одностороннем порядке со стороны работодателя вводит на предприятии порядок оплаты труда помимо коллективного договора, в то время как тарифно-окладное соглашение, являющееся его неотъемлемой частью, остаётся незаключённым, что ухудшает положение работников.

Кроме того, приказ --- от // года ввёл в действие Положение «О тарифах и окладах» без учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, к каковым относится президиум профсоюзного комитета (согласно п. 5.6 «Устава Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности»), как того требует ст. 372 ТК РФ, поскольку ФИО4, подписавший от имени и.о. председателя профкома мотивированное мнение, не имел на это полномочий согласно выписке из протокола --- заседания президиума профсоюзного комитета от // года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск первичной профсоюзной организации ОАО «ААК «Прогресс» удовлетворить.

Признать приказ управляющего директора ОАО «ААК «Прогресс» от // г. --- незаконным и обязать ОАО «ААК «Прогресс» отменить его.

Признать положение «О тарифах и окладах» незаключённым.

Решение может быть обжаловано в ////вой суд через Арсеньевский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. В окончательной форме решение принято // года.

Судья

Б.Л. Пилипенко