Дело № 2-8/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Арсеньев 18 февраля 2011г.
Судья Арсеньевского городского суда Приморского края Добродеев О.Л., при секретаре Борсовской Н.В., с участием истца Бурмана С.С., представителей ответчика Курганской Н.А. и Зубец А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское деле по иску
Бурмана С.С. к
Думе Арсеньевского городского округа
о признании незаконным и недействительным решения Думы Арсеньевского городского округа от 26.07.2010г. № 166 «О назначении председателя контрольно-счетной Палаты Арсеньевского городского округа»,
УСТАНОВИЛ :
Бурман С.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконным и недействительным решение Думы Арсеньевского городского округа от 26.07.2010г. № 166 «О назначении председателя контрольно-счетной Палаты Арсеньевского городского округа» и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда <данные изъяты>. В обоснование указал, что в январе 2009г. Дума Арсеньевского городского округа (далее – Дума) IV созыва сформировала контрольно-счетную Палату Арсеньевского городского округа (далее – КСП) и назначила его ее председателем. 02.08.2010г., выйдя на работу из очередного отпуска, он был уведомлен, что 26.07.2010г. состоялось внеочередное заседание Думы, на котором был назначен новый председатель КСП. Полагает, что внеочередное заседание Думы было созвано незаконно, т.к. при организации и созыве был нарушен установленный регламент. Кроме того, указанное решение в средствах массовой информации не публиковалось и в КСП не направлялась. Считает, что оспариваемым решением нарушены его права в области трудовых отношений.
Истец доводы и требования иска поддержал, дополнительно указывая, что КСП была сформирована решением Думы от 21.01.2009г. № 4. Этим же решением он был назначен председателем КСП на условиях трудового договора на срок 1 год. Решением Думы от 20.01.2010г. № 07 он был вновь назначен председателем КСП уже на условиях трудового договора на срок 6 месяцев. 26.07.2010г. оспариваемым решением на должность председателя КСП была назначена Коленченко Е.И. Думой нарушены положения ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Арсеньевского городского округа (далее – Устав АГО), которыми установлено, что Дума вправе только формировать контрольный орган, а не управлять им. При этом, срок полномочий председателя КСП не может быть менее срока полномочий Думы, т.е. не менее 5 лет. Кроме того, в соответствии с указанным Законом и Уставом АГО, КСП является самостоятельным органом местного самоуправления, наравне с главой и администрацией городского округа, и наделена правами юридического лица. Поэтому, заключая срочные трудовые договоры с председателем КСП, Дума выходит за рамки своих полномочий, т.к. не может являться работодателем по отношению к председателю КСП, тем более, сроки заключенных с ним и новым председателем КСП трудовых договором составляют менее 5 лет, а именно, от 6 месяцев до 1 года. Наличие трудовых договоров и окончание их сроков, не может служить основанием для его освобождения от должности председателя КСП и назначения нового, т.к. ни вышеуказанным Законом и Уставом АГО такое основание не предусмотрено.
Представители ответчика с иском не согласились, возразив, что оспариваемое решение не регулирует правоотношений с участием истца и не затрагивает его прав, а значит, не может повлиять на восстановление его трудовых прав после вынесения решения судом. Нарушений требований действующего регламента при проведении внеочередного собрания Думой допущено не было. Основанием для принятия оспариваемого решения, которым новым председателем КСП назначена Коленченко Е.И., послужило истечение 25.07.2010г. срока трудового договора с Бурманом С.С. как председателем КСП. При этом, Дума действовала в соответствии с положениями п.6 ст.52 Устава АГО и ст.6 Положения о КСП, согласно которым председатель КСП является муниципальным служащим и назначается на должность решением Думы. Следовательно, в силу ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством. В связи с этим, на основании статей 16 и 19 ТК РФ, предусматривающих в данном случае возникновение трудовых отношений на основании заключения трудового договора в связи с назначением на должность, решением Думы от 20.01.2010г. № 07 на должность председателя КСП сроком на 6 месяцев был назначен Бурман С.С. В связи с окончанием срока трудового договора, 25.07.2010г. срочный трудовой договор прекратил свое действие. Работник не вправе настаивать на продолжении трудовых отношений, если работодатель принял решение о расторжении трудового договора в связи с истечением его срока. Опубликования оспариваемого решения в средствах массовой информации не требовалось, т.к. оно носит индивидуальный характер и им не затрагивались права, свободы и обязанности человека и гражданина, в связи с чем, решение вступило в силу со дня принятия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
Согласно п.п.1, 3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образовании и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.38 этого же Закона, контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Статьей 29 Устава АГО предусмотрено, что систему органов местного самоуправления образуют: 1) выборный представительный орган местного самоуправления – Дума городского округа; 2) Глава городского округа – высшее должностное лицо городского округа; 3) исполнительный орган местного самоуправления – администрация городского округа; 4) контрольно-счетная Палата городского округа.
В статье 52 Устава АГО указано, что КСП является постоянно действующим органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, в осуществлении своей деятельности обладает организационной и функциональной самостоятельностью. Формирование КСП осуществляется Думой городского округа на срок полномочий Думы городского округа. Председатель и члены КСП являются муниципальными служащими, назначаются на должность решением Думы.
Из смысла вышеприведенных положений нормативных правовых актов следует, что КСП является самостоятельным, постоянно действующим органом местного самоуправления и формируется один раз решением Думы на срок ее полномочий, который в соответствии с п.5 ст.30 Устава АГО составляет 5 лет.
Как следует из пояснений представителя Думы, действующая в настоящее время Дума начала свою деятельность в декабре 2008г., а КСП сформирована в январе 2009г., председателем которой решением Думы был назначен Бурман С.С.
Назначение истца на должность председателя КСП в январе 2009г. подтверждается записью в его трудовой книжке, согласно которой с 21.01.2009г. он принят на муниципальную службу на должность председателя контрольного органа.
Таким образом, истец вправе исполнять обязанности председателя КСП на срок полномочий сформировавшей ее Думой, который заканчивается в 2013г.
Согласно решению Думы от 20.01.2010г. № 07, заключенный на основании решения Думы от 21.01.2009г. № 4 срочный трудовой договор с председателем КСП Бурманом С.С. расторгнут, и он назначен вновь на эту же должность на условиях срочного трудового договора на 6 месяцев.
Согласно решению Думы от 26.07.2010г. № 166, председателем КСП на условиях срочного трудового договора сроком на 1 год назначена Коленченко Е.И.
Таким образом, истец исполнял обязанности председателя КСП с 21.01.2009г. по 26.07.2010г. – около полутора лет – и освобожден от этой должности значительно ранее окончания срока полномочий Думы, т.е. досрочно.
В статье 36 Положения о КСП (утв. решением Думы от 27.04.2005г. № 93) перечислены случаи досрочного освобождения председателя КСП от должности, однако, такой случай, как истечение срока трудового договора, там не перечислен.
Заключение с председателем КСП срочных трудовых договоров на меньший срок, тем более на 6 месяцев или 1 год, противоречит вышеприведенным положениям, что позволяет влиять на самостоятельность КСП в выполнении возложенных на нее функций, а также нарушает гарантии профессиональной независимости председателя КСП, предусмотренные ст.36 Положения о КСП.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Думы о назначении на должность нового председателя КСП противоречит положениям действующего законодательства, Уставу АГО и Положению о КСП, следовательно, нарушает права истца, гарантированные ему для исполнения возложенных на него обязанностей в должности председателя КСП.
Довод представителей ответчика о том, что статьей 6 Положения о КСП предусмотрено заключение с председателем КСП срочных трудовых договоров, в связи с чем, права истца не нарушены и обжалуемое решение является законным, суд во внимание не принимает, т.к. данное положение не может применяться в противоречие вышеуказанным нормативным правовым актам, тем более, из данной статьи следует, что на основании решения Думы о назначении председателя КСП срочный трудовой договор с ним заключается единожды.
Все остальные доводы сторон в этой части значения для разрешения дела не имеют.
Учитывая, что истец не привел ни одного довода в обоснование требования о компенсации морального вреда, следовательно, в этой части иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Признать решение Думы Арсеньевского городского округа о признании решения Думы Арсеньевского городского округа от 26.07.2010г. № 166 «О назначении председателя контрольно-счетной Палаты Арсеньевского городского округа» незаконным и недействительным со дня принятия.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья Добродеев О.Л.
<данные изъяты>