Гражданское дело № 2-877/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Арсеньев 19.07.2011 г. Арсеньевский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Милицина А.В. при секретаре Тимофеевой М.А., представителя заинтересованного лица - военного комиссариата Приморского края по г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам – Вертинского С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жукова Г.А. об оспаривании действий должностного лица, у с т а н о в и л: Жуков Г.А. обратился в суд с названным заявлением, в обоснование которого указал, что в апреле 2011 года он прибыл по повестке на призывную комиссию, решением которой признан годным к военной службе и призван для ее прохождения в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее по тексту ВС РФ). Однако начальником отдела военного комиссариата Приморского края по г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам ему отказано в отправке в ВС РФ для прохождения военной службы по призыву, так как в 2004 году он осужден Анучинским районным судом Приморского края к условной мере наказания. Отказ считает незаконным, ущемляющим его права и свободы, так как судимость погашена, а отсрочки и освобождения от военной службы он не имеет. Просит признать незаконным отказ начальника отдела военного комиссариата Приморского края по г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам Тригубко Н.В. в отправке его для прохождения военной службы по призыву и обязать начальника отдела направить его для прохождения военной службы по призыву в ВС РФ. Истец, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть заявление в свое отсутствие. В своем отзыве на жалобу начальник отдела военного комиссариата Приморского края по г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам Тригубко Н.В. указал, что 17.06.2011 г. решением призывной комиссии №9 заявитель призван на военную службу в ВС РФ, имеет категорию годности – «Б», то есть годен к военной службе с незначительными ограничениями, и не имеет каких-либо ограничений для прохождения срочной военной службы. Но решение призывной комиссии реализовано не было – призывник весной 2011 года не был направлен в ВС РФ на основании решения Министерства обороны РФ, Указаний начальника Генерального штаба ВС РФ, начальника ОМУ штаба ДВО и ВРИО военного комиссариата Приморского края, о не направлении в ВС РФ лиц, имеющих снятую или непогашенную судимость за совершенные преступления. По этим же основаниям заявитель не будет направляться на военную службу и во время новых призывов. С учетом имеющихся Указаний считает, что решение призывной комиссии Арсеньевского городского округа может быть реализовано только при положительном судебном решении, так как не направление заявителя для прохождения военной службы по призыву нарушает право Жукова Г.А. на реализацию его обязанностей по исполнению воинского долга; создает трудности в трудоустройстве без военного билета на нормальную престижную работу; ограничивает его право на выезд из Российской Федерации, как лица призванного на военную службу, в свободе передвижения, оформлении различных документов. Просит жалобу удовлетворить, так как закон «О воинской обязанности и военной службе» имеет высшую юридическую силу над ведомственными Решениями и Указаниями вышестоящих командиров. Согласился с жалобой в судебном заседании и представитель заинтересованного лица Вертинский С.О., пояснив в обоснование, что решением призывной комиссии заявитель признан годным к военной службе по призыву с незначительными ограничениями – категория годности «Б-3». В весенний призыв 2011 года заявитель на сборный пункт Приморского края не направлялся, так как отдел военного комиссариата руководствовался обязательными для исполнения Указаниями вышестоящих командиров о недопустимости призыва осенью 2010 года лиц, имеющих снятые или погашенные судимости. На воинском учете Жуков Г.А. состоит с 17 лет и по Закону может быть направлен для прохождения военной службы еще в течение трех призывов – осенний 2011 года, весенний и осенний 2012 года, но направляться во время этих призывов на сборный пункт Приморского края для отправки в ВС РФ также не будет, так как Указание о недопустимости призыва осенью 2010 года лиц, имеющих снятые судимости, не отменено и является действующим. Просил жалобу удовлетворить, так как Жуков Г.А. не имеет каких-либо ограничений для прохождения срочной военной службы. Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что 19.04.2005 г. Жуков Г.А. осужден Анучинским районным судом по ст. 112 ч.2 п. «а,г,д», ст. 33 ч.4, Из учетной карты призывника Жукова Г.А., выписки из протокола призывной комиссии следует, что решением призывной комиссии №9 от 17.06.2011 г. Жуков Г.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями – категория годности «Б-3» и состоит на воинском учете. Факсограммой № 1/157 Врио военного комиссара Приморского края от 21.09.2010 г. начальникам отделов военного комиссариата Приморского края по муниципальным образования во исполнение требований Министра обороны РФ, Указаний начальника Генерального Штаба ВС РФ от 15.09.2010 г. №315/3/3255 и начальника ОМУ штаба ДВО от 17.09.2010 г. № 32/51/3233 предъявлено требование – с целью повышения качества молодого пополнения, направляемого в войска и качественного проведения мероприятий призыва граждан на военную службу осенью 2010 года граждан, имеющих снятую или погашенную судимость и подлежащих призыву на военную службу, осенью 2010 года на военную службу не призывать, на призывные комиссии не вызывать, на сборный пункт Приморского края не подавать. Вместо указанных призывников включить в расчет наличия и распределения призывных Ресурсов для выполнения нормы призыва на военную службу граждан из числа остального пополнения. Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2011 N 378 постановлено о призыве на военную службу в период с 1 апреля по 15 июля 2011 года граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу. Военным комиссаром г. Арсеньева Анучинского и Яковлевского районов Тригубко Н.В. призывнику Жукову Г.А. вручена боевая повестка ПААЯ №2510 (л.д.7) о явке 11.07.2011 г. к 13.00 часам в военный комиссариат г. Арсеньева… для отправки в ВС РФ, а на его заявление от 06.07.2011 г. о разъяснении причин, вследствие которых он не был направлен для прохождения военной службы осенью 2010 года, начальник отдела военного комиссариата Приморского края по г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам Тригубко Н.В. в этот же день письменно разъяснил Жукову Г.А. требования вышестоящего командования - не призывать на военную службу лиц, имеющих снятую или погашенную судимость. По этой же причине Жуков Г.А. не был отправлен в ВС РФ и 11.07.2011 г. Таким образом, начальник отдела военного комиссариата не отказывал заявителю в отправлении его в ВС РФ для прохождения военной службы по призыву, решение об этом не принимал, а наоборот, считает, что Жуков Г.А. подлежит отправке в ВС РФ для прохождения военной службы по призыву, в связи с чем вручил заявителю боевую повестку о явке в военный комиссариат 11.07.2011 г. для отправки в ВС РФ, но действия по направлению заявителя на сборный пункт Приморского края для последующей отправки в ВС РФ, как и осенью 2010 года, не совершил, полагая, что для этого ему необходимо судебное решение. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, представляет совокупность действий: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы и организуется военными комиссариатами через свои структурные подразделения. В силу п. 10 ст. 38 названного Закона началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового. Поскольку военный комиссар не направил заявителя на сборный пункт Приморского края для последующей отправки в ВС РФ, заявитель к военной службе не приступил, но и не получил освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, суд полагает, что процедура призыва Жукова Г.А. на военную службу военным комиссаром не была завершена, следовательно, заявитель обжалует не отказ должностного лица, а его бездействие при выполнении обязанностей по организации призыва Жукова Г.А. на военную службу, предусмотренных ст. 26 Закона «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Из смысла ст. 255 ГПК РФ следует, что обжалованию подлежат бездействия органов государственной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Суд считает, что бездействием военного комиссара Приморского края по г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам не нарушены права и свободы заявителя, так как военная служба по призыву не является правом гражданина России и он не свободен в выборе этого особого вида федеральной государственной службы. Призыв на военную службу, как и сама военная служба, являются лишь формами, составляющими воинскую обязанность гражданина РФ по защите Отечества. Действующее законодательство не предусматривает возможность обжалования в порядке главы 25 ГПК РФ бездействия должностного лица, препятствующего гражданину РФ исполнить возложенную на него воинскую обязанность, связанную с военной службой по призыву, так как по смыслу Закона судебный контроль возможен только в стадии принудительного привлечения гражданина к исполнению такой обязанности вопреки его воле, что объясняется следующим. Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба по призыву в Российской Федерации является воинской обязанностью граждан России, а не их правом, так как это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции России граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие иным требованиям, установленным законодательством о государственной службе. Специфика же военной службы заключается в том, что в силу ч. 2 ст. 2 Закона прохождение военной службы осуществляется двумя способами: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту). По смыслу Закона граждане РФ не могут иметь равный доступ к военной службе по призыву, так как такая военная служба в отличие от военной службы в добровольном порядке (по контракту) является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ для решения задач в области обороны и военной безопасности государства и предусматривает ряд ограничений. Из системного толкования Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2011 N 378 "О призыве в апреле - июле 2011 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", следует, что норму призыва на военную службу (количество граждан), Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий определяет исходя из задач в области обороны и военной безопасности государства. Нормы призыва на военную службу для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющего статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. Изложенное свидетельствует о том, что обязанность отдела военного комиссариата организовать призыв на военную службу призывников, зарегистрированных в г. Арсеньеве, достигших установленного возраста и не имеющих ограничений для призыва на военную службу, и Жукова Г.А. в частности, зависит непосредственно от нормы призыва, установленной для Арсеньевского городского округа, следовательно, при наличии большего количества призывников, чем установлено нормой, право выбора лучших претендентов (кандидатов) для комплектования ВС РФ, во время объявленного Президентом РФ призыва, в целях повышения качества молодого пополнения, из лиц подлежащих призыву на военную службу, является исключительной компетенцией военных комиссариатов соответствующих территорий. Поскольку право выбора лучших претендентов при наличии большего количества призывников, чем установлено нормой, является исключительной компетенцией военных комиссариатов соответствующих территорий, не может быть поставлено такое исключительное право выбора в зависимость и в случае несоблюдения нормы призыва. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2011 N 378 "О призыве в апреле - июле 2011 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" в период с 1 апреля по 15 июля 2011 г. призыву на военную службу подлежало 218 720 человек. При таких обстоятельствах все граждане Российской Федерации, достигшие на момент весеннего призыва 2011 года 18-летнего возраста, в силу существующих норм призыва не могут быть призваны на военную службу одновременно, поэтому в соответствии со ст. 22 Закона их призыв на военную службу может быть осуществлен военными комиссариатами во время последующих призывов до достижения призывниками 27 лет, следовательно, Жуков Г.А. мог быть ограничен военным комиссаром в призыве на военную службу во время весеннего призыва 2011 года не только в силу соблюдения нормы призыва, но и в силу права выбора военным комиссаром лучших претендентов (кандидатов) для комплектования Вооруженных Сил России, которое суд считает исключительным правом военного комиссара соответствующей территории, поскольку реализация задач в области обороны и военной безопасности государства военнослужащими срочной службы напрямую зависит не только от их состояния здоровья, но и морального облика. По этим же причинам гражданин может быть ограничен военным комиссаром в призыве на военную службу вплоть до достижения им 27 лет, что согласуется со ст. 58 Закона, согласно которой запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет. «Другие причины», по которым гражданин может быть не призван на военную службу, в указанной норме закона приведены наряду с освобождением и отсрочкой от призыва, следовательно, отсутствие у гражданина освобождения и отсрочки от призыва на военную службу не является безусловным критерием для организации военным комиссаром его призыва на военную службу. Еще одним обстоятельством свидетельствующем о том, что суд не вправе обязывать военного комиссара призывать на военную службу конкретное лицо в конкретный призыв является норма, закрепленная в п. 1 ч. 1 Закона, согласно которой воинская обязанность гражданина Российской Федерации, предусматривает совокупность форм - воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Таким образом, военная служба по призыву является одной из форм исполнения гражданином воинской обязанности и, соответственно, одной из форм исполнения гражданского долга и обязанности по защите Отечества. Лица, подлежащие призыву на военную службу, но не призванные для ее прохождения как в силу соблюдения установленной нормы призыва, так и в силу других причин, не освобождаются от воинской обязанности, а исполняют ее посредством нахождения на воинском учете до достижения ими 27 лет, а после достижения указного возраста исполняют воинскую обязанность путем пребывания в запасе в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона, которые также являются формами исполнения гражданского долга и обязанности по защите Отечества. Так как Жуков Г.А. признан годным к военной службе и находится на воинском учете в отделе военного комиссариата Приморского края по Доводы заинтересованного лица и его представителя о том, что Несостоятельными находит суд и доводы о том, что не направление Жукова Г.А. в ВС РФ нарушает право призывника на реализацию обязанности по исполнению воинского долга, поскольку, как указано выше, исполнение возложенной обязанности путем прохождения военной службы по призыву не является правом гражданина и он не свободен в выборе этого особого вида федеральной государственной службы. В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации свобода выбора гражданину принадлежит только в выборе альтернативной службы и военной службы на добровольной основе (по контракту). Довод о трудностях в трудоустройстве без военного билета, не основан на нормах материального права, так как действующее гражданское и трудовое законодательство не предусматривает таких ограничений. Доводы об ограничении права Жукова Г.А. на выезд из Российской Федерации и в свободе передвижения, об ограничении в оформлении различных документов, не являются юридически значимыми для разрешения настоящего спора. На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении заявления Жукова Г.А. о признании незаконным отказа начальника отдела военного комиссариата Приморского края по г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам Тригубко Н.В. в отправке для прохождения военной службы по призыву в Вооруженные силы Российской Федерации и возложении обязанности направить его для прохождения военной службы по призыву в Вооруженные силы Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья А.В. Милицин В окончательной форме решение суда изготовлено 24 июля 2011 года.
ст. 161 ч.2 п. «а» УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, условно с испытательным сроком 3 года, а 30.04.2008 г. снят с учета ФБУ МРУИИ №5 ГУФСИН России по Приморскому краю по окончанию испытательного срока, судимость в отношении указанного гражданина погашена, что подтверждается уведомлением Анучинского районного суда о вступлении приговора суда в законную силу от 04.05.2005 г., сообщением инспектора о постановке
Жукова Г.А. на учет в инспекции от 04.05.2005 г. и письмом инспекции
№25/22/12/5/35-775 от 12.07.2011 г.
г. Арсеньеву, Анучинскому и Яковлевскому районам, в соответствии со ст. 1 Закона он является лицом, исполняющим воинскую обязанность и гражданский долг по защите Отечества, предусмотренный ст. 59 Конституции Российской Федерации, в порядке определенном военным комиссаром и с учетом его возраста может быть призван на военную службу еще в осенний призыв 2011 года, весенний и осенний призывы 2012 года, в чем ему отказано не было.
Жуков Г.А. не будет направляться для прохождения военной службы по призыву в ВС РФ и в последующие призывы, не могут являться основанием для удовлетворения жалобы по причинам указанным выше, а также в силу того, что суд не вправе разрешать вопрос о правах и обязанностях военного комиссара по организации призыва Жукова Г.А. на военную службу осенью 2011 года, весной и осенью 2012 года, так как соответствующая обязанность у военного комиссара еще не наступила.