Постановление от 11.10.2010 г. ст. 20.4 КоАП РФ



№ 5-55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном

правонарушении

"11" октября 2010 года г. Арсеньев

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе: судьи Ельмеевой Т.Р., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ОАО «Аскольд» в лице защитника Юрченко В.А. (доверенность от 28.05.2010 г.), лица составившего протокол об административном правонарушении – главного государственного инспектора г. Арсеньева по пожарному надзору Высоцкого С.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ОАО «Аскольд»,

УСТАНОВИЛ:

10.09.2010 г. по результатам внеплановой выездной проверки в здании инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК) ОАО «Аскольд» расположенного по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, ул. Заводская, 5, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ в ОАО «Аскольд». В данном протоколе установлены следующие нарушения: 1) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п. 3 ППБ 01-03; НПБ 110-03 табл. 1, 2. 3. 4); 2) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (п. 3 ППБ 01-03; НПБ 104-03); 3) сеть внутреннего противопожарного провода находится в неисправном состоянии (п. 89 ППБ 01-03); 4) пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами (п. 91 ППБ 01-03); 5) дверь эвакуационного выхода из здания ИЛК на первом этаже забита, выхода нет (п. 53 ППБ 01-03); 6) эвакуационные пути и выходы загромождены различными материалами, оборудованием, мусором и т.д. (п. 53 ППБ 01-03); произвели изменение объемо-планировочных решение, установили дверь на эвакуационном пути (по середине коридора) на третьем этаже (п. 40, 51 ППБ 01-03).

В судебном заседании главный государственный инспектор г. Арсеньева по пожарному надзору показал, что ОАО «Аскольд» нарушил требования пожарной безопасности, в связи с чем, просит привлечь ОАО «Аскольд» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Защитник в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, показав, что 10.09.2010 г. по результатам проверки ОАО «Аскольд» было вынесено сначала предписание № 337/1/164 по устранению указанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, предоставив ОАО «Аскольд» срок устранения до 27.05.2011 г. и до 29.10.2010 г. Однако в этот же день в отношении ОАО «Аскольд» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ за эти же нарушения. В настоящее время ведется работа по их устранению.

Из материалов дела следует, а также в ходе судебного заседания установлено, что здание ИЛК принадлежит ОАО «Аскольд».

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Как следует из материалов дела основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ОАО «Аскольд» послужил факт нарушения требований пожарной безопасности в здании ИЛК, выявленный 10.09.2010 г. государственным инспектором г. Арсеньева по пожарному надзору в ходе плановой выездной проверки.

Согласно акту № 337 от 10.09.2010 г. и протоколу об административном правонарушении от 10.09.2010 г. к указанным нарушениям относились: 1) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п. 3 ППБ 01-03; НПБ 110-03 табл. 1, 2. 3. 4); 2) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (п. 3 ППБ 01-03; НПБ 104-03); 3) сеть внутреннего противопожарного провода находится в неисправном состоянии (п. 89 ППБ 01-03); 4) пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами (п. 91 ППБ 01-03); 5) дверь эвакуационного выхода из здания ИЛК на первом этаже забита, выхода нет (п. 53 ППБ 01-03); 6) эвакуационные пуни и выходы загромождены различными материалами, оборудованием, мусором и т.д. (п. 53 ППБ 01-03); произвели изменение объемо-планировочных решение, установили дверь на эвакуационном пути (по середине коридора) на третьем этаже (п. 40, 51 ППБ 01-03).

Выездная внеплановая проверка проводилась на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Арсеньева по пожарному надзору от 31.08.2010 г. № 337, с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности, в соответствии с Поручением Президента РФ Д.А. Медведева от 12.08.2010 г. № Пр-2360, предметом проверки являлось, соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Согласно п. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», о снованием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 48 Административного регламента Министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 г. № 517), при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений.

Из поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 12.08.2010 г. № Пр-2360 следует, что необходимо принять силами МЧС России с использованием возможностей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ дополнительных мер по предупреждению и тушению пожаров на объектах, критически важных для безопасности РФ, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также в закрытых административно-территориальных образованиях, включая установку систем мониторинга и контроля состояния окружающей среды и оснащение необходимыми техническими системами.

Предыдущее предписание ОАО «Аскольд» по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности выносилось 27.05.2010 г. в отношении здания заводоуправления и цехов № 4, 21, 33 со сроком выполнения до 27.05.2011 г.

Суд полагает, что у органа пожарного надзора, оснований для проведения внеплановой выездной проверки не было, поскольку неизвестны критерии, по которым орган пожарного надзора отнес здание инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК) ОАО «Аскольд» к объектам, критически важным для безопасности РФ, другим особо важным пожароопасным объектам, объектам федеральной собственности, особо ценным объектам культурного наследия России.

Также на момент внеплановой, выездной проверки не истек срок по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Учитывая, что данная проверка была проведена при отсутствии законных оснований, то составленный по результатам данной проверки протокол об административном правонарушении № 509 от 10.09.2010 г. незаконен.

Учитывая, что в соответствии с. ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении фиксирует событие административного правонарушения, то на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Кроме того, из представленного протокола об административном правонарушении от 10.09.2010 г. следует, что данный протокол в качестве законного представителя ОАО «Аскольд» подписал заместитель технического директора по информационным технологиям Семенов А.П.

В качестве доказательства подтверждающего полномочия заместителя директора по информационным технологиям Семенова А.П. в представленном материале имеется доверенность от 09.09.2010 г., сроком действия до 31.12.2010 г.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ регламентируют порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).

Выполнение указанных требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении законного представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

В то же время представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях суд должен установить факт надлежащего извещения законного представителя юридического лица, при этом доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле, в то же время наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ОАО «Аскольд» - генерального директора.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен при участии заместителя директора по информационным технологиям Семенова А.П., действовавшего на основании общей доверенности, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, то есть согласно статье 25.4 КоАП РФ Семенов А.П. законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении он не является и полномочиями представлять его интересы при составлении протокола об административном правонарушении в конкретном административном деле был не наделен.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как ОАО «Аскольд» было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты в связи с тем, что не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения при составлении протокола.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 23.1, ст.ст. 29.1- 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ОАО «Аскольд» - прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.Р. Ельмеева