Именем Российской Федерации
Дело № 2 – 86 – 2011с. Армизонское 27 сентября 2011 года
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Л.А. Рахимовой,
с участием заместителя прокурора <адрес> Сиберт Л.А.,
представителя ответчика – администрации <адрес> муниципального района Швецова В.Н., представителя администрации <адрес> сельского поселения Сурова О.В.,
при секретаре С.А. Колычевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> муниципального района об обязании обеспечить населенные пункты наружным противопожарным водоснабжением,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> района <адрес> области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности обеспечить населенные пункты д. <адрес> и д. <адрес> искусственными водоемами емкостью 25 куб. м. и 50 куб.м. соответственно, с оборудованием подъезда к ним с площадками с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; по направлению к пожарным водоемам установить указатели в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 – 2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001г. № 387 – ст. (в ред. 23.07.2009г.), мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОГПН по <адрес> проведена проверка в отношении администрации Ивановского сельского поселения <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: в д. <адрес> и д. <адрес> отсутствуют площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. По указанному факту в адрес администрации <адрес> сельского поселения вынесено предписание по устранению выявленных нарушений. Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией <адрес> сельского поселения переданы администрации <адрес> муниципального района. Однако, мер по устранению выявленных нарушений, до настоящего времени не принято.
Заместитель прокурора <адрес> Сиберт Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> муниципального района Швецов В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях, относится к вопросам местного значения поселения.
Представитель третьего лица администрации <адрес> сельского поселения Суров О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, указав, что в соответствии с условиями соглашения о передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ими переданы органам местного самоуправления <адрес> муниципального района. Кроме того, они обратились к Главе <адрес> муниципального района с просьбой о финансировании строительства искусственных пожарных водоемов на территории сельского поселения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение заместителя прокурора, полагавшей иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд считает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время
года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в
сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (ст. 19).
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально - технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.п. а, г ч. 2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ (в ред. от 29.12.2010г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 9 ст. 14, п. 4 ст. 15 ФЗ № 131 – ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» и п. 11 соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Главой администрации <адрес> сельского поселения и Главой администрации <адрес> муниципального района, осуществление полномочий по организации и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера передана органами местного самоуправления сельского поселения органам самоуправления <адрес> муниципального района (л.д. 75 – 76).
Представители администрации <адрес> сельского поселения и <адрес> муниципального района пояснили, что данное соглашение действительно было заключено, оно не расторгнуто и является действующим.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1 ФЗ от 12.02.1998г. № 28-ФЗ (в ред. от 23.12.2010г.) «О гражданской обороне»).
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определен Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. № 804.
Согласно п. 3 вышеуказанного Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с п. 21 Положения основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются: создание и оснащение современными техническими средствами сил гражданской обороны; обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны; разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 22).
Чрезвычайная ситуация, согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - это «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». В рамках техногенных чрезвычайных ситуаций можно назвать пожары и взрывы.
Согласно п.1 ст. 68 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 94 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
При этом, п. 2 ст. 68 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 162), проведенной дознавателем ОНД по <адрес> муниципальному району УНД ГУ МЧС России по <адрес> ФИО5, в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами. Вынесено предписание № по устранению нарушений: смонтировать искусственный пожарный водоем для наружного противопожарного водоснабжения в д. <адрес> емкостью 25 куб.м., в д. <адрес> - емкостью 50 куб.м. (л.д. 163).
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о возложении на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> обязанности по устройству в д. <адрес> и д. <адрес> наружного противопожарного водоема, приспособленного для забора воды пожарными автомобилями, устройству у водоема подъезда с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что относится в соответствии с условиями соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям, которые переданы органам местного самоуправления муниципального района.
Руководствуясь ФЗ РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г., ФЗ РФ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г., ФЗ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г., ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131 - ФЗ, ст.ст. 12, 56, 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> муниципального района обеспечить населенные пункты д. <адрес> и д. <адрес> искусственными водоемами емкостью 25 куб. м. и 50 куб.м. соответственно, с оборудованием подъезда к ним с площадками с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; по направлению к пожарным водоемам установить указатели в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 – 2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001г. № 387 – ст. (в ред. 23.07.2009г.).
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Армизонский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение составлено 03 октября 2011 года.
Решение вступило в законную силу 14 октября 2011г.
Председательствующий судья Рахимова Л.А.