Решение 2-88/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2 – 88/2012

с. Армизонское 27 апреля 2012 года

Армизонский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего федерального судьи Рахимовой Л.А.,

с участием прокурора <адрес> Антушева С.Ф.,

при секретаре Колычевой С.А.,

с участием истца Юдина В.В., представителя ответчика администрации <адрес> муниципального района Швецов В.Н., представителя органа опеки – Журавлевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Юдина Владимира Владимировича к <адрес> об обязании обеспечить предоставление жилого помещения по договору социального найма, администрации <адрес> муниципального района об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, заключении договора социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Юдина В.В. с иском к Правительству <адрес> об обеспечении предоставления Юдину В.В. вне очереди, по договору социального найма, благоустроенного (применительно к условиям <адрес>) жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям из государственного жилищного фонда <адрес>, и к администрации <адрес> муниципального района об обязании предоставить Юдину В.В. благоустроенного (применительно к условиям <адрес>) жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Юдиным В.В. договор социального найма на данное жилое помещение. Исковые требования мотивирует тем, что Юдин В.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под № 53. До настоящего времени Юдин В.В. жильем не обеспечен.

В судебном заседании прокурор <адрес> Антушев С.Ф. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Истец Юдин В.В. в судебном заседании исковые требования Прокурора <адрес>, заявленные в его интересах, поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации <адрес> муниципального района Швецов В.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснив, что предоставление жилого помещения вне очереди Юдину В.В. по решению суда повлечет нарушение прав других детей – сирот, вставших на учет ранее Юдина В.В., а также Юдин В.В. состоит в браке и доказательств отсутствия у членов его семьи жилого помещения на каком либо праве не представлено.

Представитель ответчика - Правительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель органа опеки Журавлева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что у Юдина В.В. возникло право на получение жилья вне очереди, однако, до настоящего времени он жильем не обеспечен.

Выслушав пояснения истца Юдина В.В., представителя органа опеки Журавлевой Н.В., представителя ответчика – администрации <адрес> муниципального района Швецова В.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора <адрес> Антушева С.Ф., полагавшего исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

В судебном заседании установлено.

Юдин В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являются: отец – ФИО8, мать – ФИО9, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 9).

Как следует из справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Юдина В.В. – сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 10).

Мать Юдина В.В. ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Постановлением <адрес> представительного органа власти от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над Юдиным В.В. назначена ФИО10 (л.д. 12).

Как пояснил в судебном заседании Юдин В.В., в ДД.ММ.ГГГГ. он закончил обучение в <адрес> средней школе, после чего ДД.ММ.ГГГГ был призван в армию, уволен с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается сообщением отдела ВКТО по <адрес> и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ и копией военного билета (л.д. 16, 48).

Как пояснил в судебном заседании Юдин В.В., он зарегистрирован на территории <адрес> по адресу: <адрес>, у своего брата, т.к. другого жилья не имеет, что подтверждается копией паспорта (л.д. 8). В настоящее время работает и живет со своей семьей в <адрес>, жилье снимает.

Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о постановке в очередь нуждающихся в жилых помещениях Юдина В.В. из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 19-21).

Как следует из ответа администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Юдин В.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, категория «ребенок – сирота» под № (л.д. 13).

Представитель сектора по опеке, попечительству и охране прав детства <адрес> Департамента социального развития <адрес> Журавлева Н.В. в судебном заседании пояснила, что Юдин В.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., относится к категории лиц из числа детей - сирот, закрепленного жилья не имел и не имеет, принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, проходил обучение в <адрес> средней общеобразовательной школе до ДД.ММ.ГГГГ., по ДД.ММ.ГГГГ. служил в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика – администрации <адрес> муниципального района Швецов В.Н., предоставление жилого помещения по договору социального найма Юдину В.В., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, на территории <адрес> возможно при наличии свободного муниципального жилья на указанной территории в соответствии с очередностью по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, по <адрес>. В настоящее время на территории <адрес> муниципального района свободного муниципального жилья нет. Кроме того, Юдиным В.В. не представлено доказательств отсутствия жилых помещений у членов его семьи.

Согласно справке <адрес> отделения <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Юдиным В.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., какое-либо недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 18).

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ информация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Юдина В.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, отсутствует (л.д. 17).

Вышеуказанные обстоятельства ответчиками не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет установлены ФЗ РФ № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.12.2009г.).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.12.2009г.) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда <адрес> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, также установлено ч. 2 ст. 7 Закона <адрес> области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес> области».

Согласно ст. 17 Закона <адрес> области от 07.10.1999г. № 137 (ред. от 24.12.2010г.) «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес> области» жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а в отношении граждан, указанных в части второй статьи 7 настоящего Закона, и (или) решением уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> при предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда <адрес>.

Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма установлен ст. 22 Закона <адрес> области от 07.10.1999г. № 137 (ред. от 24.12.2010г.) «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес>», согласно которому жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам по решению органа местного самоуправления, осуществляющего принятие на учет. Жилые помещения государственного жилищного фонда <адрес> предоставляются по решению уполномоченного собственником органа.

Органы местного самоуправления <адрес> муниципального района наделены государственными полномочиями по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда <адрес> области, и заключению договоров социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> области с указанными гражданами.

Истец Юдин В.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей - сирот в <адрес>, у которого наступили основания в предоставлении жилого помещения.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснования своих требований и возражений. Однако, каких – либо обоснованных доказательств в обоснование своих возражений со стороны ответчиков администрации <адрес> муниципального района и Правительства <адрес> области в суд не представлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

В соответствии со ст. 1 Закона <адрес> области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес> области» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде <адрес> области установлена в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Ссылка представителя ответчика – администрации <адрес> муниципального района Швецова В.Н. на то, что истцом не представлено доказательств отсутствия жилых помещений на каком – либо праве у членов его семьи, в связи с чем, в иске должно быть отказано, признается не состоятельной.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона <адрес> области от 07.10.1999г. № 137 (ред. от 24.12.2010г.) «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес> области» положения части первой, устанавливающей, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно, включая временно отсутствующих, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением, не распространяются на случаи предоставления жилого помещения по договору социального найма категории граждан, установленной пунктом "в" части второй статьи 7 настоящего Закона.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона <адрес> области от 09.11.2011г. № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, в т.ч. <адрес> муниципальный район, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда <адрес>, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, возложив на Правительство <адрес> обязанность обеспечить предоставление Юдину В.В. вне очереди, по договору социального найма, благоустроенного (применительно к условиям <адрес>) жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям из государственного жилищного фонда <адрес>, на администрацию <адрес> муниципального района обязанность принять решение о предоставлении Юдину В.В. обеспеченного <адрес> из государственного жилищного фонда <адрес> благоустроенного (применительно к условиям <адрес>) жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Юдиным В.В. договор социального найма на данное жилое помещение.

На основании изложенного, и руководствуясь Конституцией Российской Федерации, ст.ст. 57, 58 ЖК РФ, ФЗ № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.12.2009г.), Законом <адрес> области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в <адрес> области», Законом <адрес> области от Закона <адрес> области от 09.11.2011г. № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», ст.ст. 12, 56, 67, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Прокурора <адрес> области удовлетворить.

Обязать Правительство <адрес> области обеспечить предоставление Юдину Владимиру Владимировичу вне очереди, по договору социального найма, благоустроенного (применительно к условиям <адрес>) жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям из государственного жилищного фонда <адрес> области.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района принять решение о предоставлении Юдину Владимиру Владимировичу обеспеченного Правительством <адрес> области из государственного жилищного фонда <адрес> области благоустроенного (применительно к условиям <адрес>) жилого помещения на территории <адрес> общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Юдиным Владимиром Владимировичем договор социального найма на данное жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 мая 2012 года.

Решение вступило в законную силу 05 июня 2012 г.

Судья Рахимова Л.А.