Именем Российской Федерации № 2 – 113/2012 с. Армизонское 15 июня 2012 года Армизонский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи И.В.Засядко, с участием прокурора <адрес> Антушева С.Ф., при секретаре Колычевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов с южной стороны кладбища в <адрес>, произвести уборку территории кладбища, У С Т А Н О В И Л : Прокурор <адрес> обратился в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную с южной стороны кладбища со стороны улицы <адрес>, произвести уборку территории кладбища, расположенного в <адрес>. Требования мотивированы тем, что проведенной прокурорской проверкой по факту нахождения несанкционированной свалки, расположенной с южной стороны кладбища со стороны улицы <адрес>, выявлено размещение твердых бытовых отходов: мешков с мусором, веток деревьев, кустарников, венков с могил и другого мусора. Непринятие администрацией <адрес> сельского поселения мер к ликвидации несанкционированной свалки является нарушением действующего природоохранного законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку <адрес> муниципального образования. Содержание мест захоронения относится к полномочиям администрации <адрес> сельского поселения. В судебном заседании прокурор исковые требования первоначально поддержал по основаниям, указанным выше. Впоследствии от поддержания заявленных исковых требований в части возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную с южной стороны кладбища со стороны улицы <адрес>, отказался вследствие добровольного удовлетворения ответчиком указанных требований. Представитель ответчика – администрации <адрес> сельского поселения Баянов А.А. исковые требования в части возложения обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную с южной стороны кладбища со стороны улицы <адрес> признал полностью. В остальной части иск не признал, указав на физическую невозможность уборки территории кладбища вследствие недостаточного финансирования. Уточнил, что в ДД.ММ.ГГГГ году уборка кладбища как и экономический расчет работ по очистке его площади, не производились. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 8.01.1996г. «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими правилами. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения установлены Санитарными правилами и нормами САНПИН 2.1.2882-11, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 6.6,6.7 указанных правил на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Из объяснений сторон, материалов дела видно, что на территории кладбища в <адрес> образованы несанкционированные свалки из твердых бытовых отходов, что нарушает ст.ст. 11,12 Федерального закона № 52 ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарные правила и нормы САНПИН 2.1.2882-11. Из объяснений представителя ответчика следует, что кладбище находится в пределах границ <адрес> сельского поселения и в ведении администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района. В соответствии с п.п.18,22 ч.1 ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 12 приведенного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Ответчиком не представлено каких-либо документов, подтверждающих разрешение размещения бытовых отходов по указанному выше адресу. Следовательно, размещение бытовых отходов на кладбище <адрес> является несанкционированным. Размещение несанкционированных свалок на территории кладбища негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. В связи с этим, несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся на территории кладбища <адрес> должны быть ликвидированы.Обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на ответчика. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора в объеме поддержанных им в судебном заседании требований. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 42 Конституции РФ,п.п.18, 22 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,ст.8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района произвести уборку территории кладбища, расположенного в <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Армизонский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение вступило в законную силу 17 июля 2012 года. Судья И.В. Засядко