Решение по иску Прокурора к ЗАО `Кубаньжелдормаш` о признании незаконным бездействия.



                                                                                                        К делу № 2-2469/2011 года.

                                                             РЕШЕНИЕ

                                             Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года Армавирский городской суд      Краснодарского края в составе:

председательствующего –судьи Лаховой И.В.,

с участием помощника прокурора г. Армавира Копцева К.А.,

при секретаре Ткаченко М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Армавира, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Кубаньжелдормаш» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,

                                                         УСТАНОВИЛ:

       Прокурор г. Армавира, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО «Кубаньжелдормаш» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Армавира совместно с государственной инспекцией труда в КК проведена проверка соблюдения трудового законодательства. В ходе проверки в деятельности ЗАО «Кубаньжелдормаш» выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно не проведена аттестация 265 рабочих мест из 570, что может привести к производственному травматизму, причинению вреда здоровью работающих на предприятии граждан, а также повлечь их гибель. На 2011 год запланировано проведение аттестации 86 рабочих мест, что является непосредственным подтверждением бездействия ответчика. Факт несоблюдения вышеуказанных требований законодательства со стороны ЗАО «Кубаньжелдормаш» зафиксирован в акте о результатах проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 30.06.2011. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав работников данной организации на безопасные условия труда, а также могут в последующем нарушить права граждан, которые будут приняты на работу (трудоустроены) в ЗАО «Кубаньжелдормаш».

Бездействие администрации ЗАО «Кубаньжелдормаш» повлекло за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, что послужило основанием для обращения с заявлением в суд.

       В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

       Представители ЗАО «Кубаньжелдормаш», действующие по доверенности, возражали против заявленных требований, пояснив, что комплекс необходимых мероприятий по аттестации рабочих мест проводился и будет проводиться в соответствии с требованиями трудового законодательства В настоящее время аттестовано 305 рабочих мест из 570, что опровергает доводы прокурора о бездействии ЗАО «Кубаньжелдормаш».

       Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

       Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

       В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Армавира совместно с государственной инспекцией труда в КК проведена проверка соблюдения трудового законодательства. В ходе проверки в деятельности ЗАО «Кубаньжелдормаш» выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся, в том числе в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

       Согласно ст. 212 ТК РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

        В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

       В соответствии с п. 4 указанного Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

- предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

- подготовки статистической отчетности об условиях труда;

- последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

- расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

- обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

- рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

- включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

- проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

       Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

      Судом установлено, что в нарушение требований вышеуказанных нормативных актов в ЗАО «Кубаньжелдормаш» до настоящего времени не проведена аттестация 265 рабочих мест из 570, что, в свою очередь может привести к производственному травматизму, причинению вреда здоровью работающих на предприятии граждан, а также повлечь их гибель.

       Факт несоблюдения требований законодательства со стороны ЗАО «Кубаньжелдормаш» зафиксирован в акте о результатах проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 30.06.2011, проведенной в ЗАО «Кубаньжелдормаш» Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае.

      Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав работников данной организации на безопасные условия труда, а также могут в последующем нарушить права граждан, которые будут приняты на работу (трудоустроены) в ЗАО «Кубаньжелдормаш».

       В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 2000 рублей.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

       Обязать ЗАО «Кубаньжелдормаш» провести аттестацию 179 рабочих мест по условиям труда в установленном законом порядке.

       Взыскать с ЗАО «Кубаньжелдормаш» в доход государства государственную пошлину в сумме 2000 \ двух тысяч\ рублей.

      Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

      Решение изготовлено 30.08.2011 года.

      Судья Лахова И.В. подпись решение вступило в законную силу 12.09.2011