Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 июля 2011 года город Армавир Армавирский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Запорожец И.В., с участием помощника прокурора Копцева К.А., при секретаре Нестеренко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора г. Армавира в интересах Семеновой А.С. к Администрации Муниципального образования город Армавир о признании действий незаконными, у с т а н о в и л: Прокурор г. Армавира в интересах Семеновой А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Муниципального образования город Армавир, в котором просил признать незаконным постановление администрации МО г. Армавир от 30.05.2011г. №1392 «Об отказе в принятии гражданки А.С. Семеновой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения» и обязать администрацию МО г. Армавир отменить вышеназванное постановление и принять Семенову А.С. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Требования мотивированы тем, что Семенова А.С. является ветераном Великой Отечественной войны и проживает в домовладении <...> «а» по <...> в г. Армавире, где занимает жилое помещение общей площадью 29,2 кв.м., жилой - 21,2 кв.м., принадлежащем ей на праве собственности, в указанном домовладении зарегистрирована сама. Постановлением администрации МО г. Армавир от 30.05.2011г. №1392 Семеновой А.С. отказано в принятии на учет по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть в связи с обеспеченностью жилой площадью. Прокурор г. Армавира считает указанный отказ не законным, поскольку в ходе проведенного обследования социально-бытовых условий проживания Семеновой А.С. установлено, что в принадлежащем ей помещении отсутствует санитарно-гигиеническая и ванная комнаты, а также горячее водоснабжение и проживание ее в указанных условиях недопустимо, при этом сослался на п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, а также на требования СанПина №64 от 10.06.2010г.. В судебное заседание Семенова А.С. не явилась, ее интересы представляла представитель по доверенности Белова Л.Н., которая поддержала доводы иска Прокурора г. Армавира и настаивала на удовлетворении иска. При этом пояснила, что с сентября 2009 года она забрала свою маму Семенову А.С. к себе в квартиру, в связи с состоянием ее здоровья и занимается ее постоянным уходом. В квартире еще проживают и зарегистрированы: она сама, ее муж и сын. С заявлением о признании домовладения по <...>, <...> «а» непригодным для проживания в администрацию МО г. Армавир в установленном законом порядке ни Семенова А.С., ни она сама от ее имени не обращались. Представитель администрации муниципального образования город Армавир, действующий на основании доверенности Лозовой С.А., против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что отказ в удовлетворении заявления Семеновой А.С. основан на требованиях действующего законодательства. Выслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Семенова А.С. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением от 08.09.1981г.. 24.12.2009г. Семенова А.С. обратилась с заявлением в администрацию МО г. Армавир с просьбой о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с целью дальнейшего улучшения своих жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Постановлением от 30.05.2011г. №1392 администрацией МО г. Армавир Семеновой А.С. отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по тому основанию, что Семенова А.С. зарегистрирована и проживает в домовладении по адресу г. Армавир, ул. <...> в г. Армавире, в которой уровень обеспеченности жилым помещением превышает учетную норму площади жилого помещения. Из представленных заявительницей в администрацию МО г. Армавир документов следует, что Семенова А.С. зарегистрирована по адресу <...>, <...> 9/25 доли указанного домовладения принадлежат на праве собственности Семеновой А.С. на основании договора купли-продажи от 24.12.1998г. зарегистрированного в БТИ г. Армавира 26.01.1999г., при этом согласно техническому паспорту спорного домовладения в пользовании Семеновой А.С. находится жилое помещение общей площадью 29,2 кв.м., жилой площадью 21,2 кв.м. В указанной доле домовладения зарегистрирована одна Семенова А.С.. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 21.12.2009г. №327-ФЗ, ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, у которых уровень обеспеченности жилым помещением на каждого члена семьи ниже учетной нормы общей площади жилого помещения. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, постановлением главы МО г. Армавир от 29.05.2009г. №1499, установлена в муниципальном образовании г. Армавир учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на человека. Учитывая, что указанное жилое помещение имеет общую площадь 29,2 кв.м. и в нем зарегистрирована одна Семенова А.С., следовательно, уровень обеспеченности жилым помещением заявительницы превышает учетную норму общей площади жилого помещения. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», любой нуждающийся в улучшении жилищных условий ветеран должен быть обеспечен жильем. В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Положениями ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В обоснование иска, прокурор г. Армавира указывает, что жилое помещение, в котором проживает Семенова А.С. не имеет санитарно-гигиенической и ванной комнаты, отсутствует горячее водоснабжение, что не соответствует п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, а также требованиям СанПина №64 от 10.06.2010г.. В подтверждение доводов иска суду представлен акт обследования материально-бытовых условий спорного домовладения, принадлежащего Семеновой А.С., которое было проведено 01.06.2011г. специалистами по социальной работе и справкой от 12.07.2011г. о проведенной проверки спорного домовладения помощником прокурора г. Армавира и специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора, согласно которой в спорном домовладении выявлены нарушения требований санитарного законодательства: жилой дом не обеспечен канализацией; в помещение, оборудованное унитазом, имеется вход непосредственно из кухни; в жилом доме не предусмотрено горячее водоснабжение и канализация. Из указанных документов следует, что жилое помещение Семеновой А.С. не является полностью благоустроенным, однако такой критерий, как степень благоустроенности не установлен жилищным законодательством в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. При этом пунктом 41 данного Положения предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажных жилых домах. Основанием для признания жилого помещения, не пригодным, для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан (п. 33 указанного Положения). В соответствии с п.7 указанного Положения, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целей. Анализ этих норм свидетельствует о том, что для признания за нанимателем /собственником/ жилого помещения права на предоставление другого жилого помещения взамен занимаемого необходимо установить наличие совокупности следующих условий - признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, а также признание его не подлежащим ремонту и реконструкции. Однако, суду не было представлено соответствующего заключения межведомственной комиссии администрации МО г. Армавир о признании спорного домовладения непригодным для проживания, более того, судом бесспорно установлено, что с заявлением о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания Семенова А.С. в установленном порядке к ответчику не обращалась. В полномочия же суда не входит оценка пригодности жилого помещения для проживания в нем граждан. По смыслу указанных норм материального права, если решением компетентной комиссии жилое помещение не признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. При указанных обстоятельствах, поскольку суду не представлено допустимых доказательств того, что жилое помещение, в котором проживает Семенова А.С., является не пригодным для проживания, суд приходит к выводу, что постановление администрации МО г. Армавир от 30.05.2011г. №1392 является законным, а в удовлетворении исковых требований прокурору г. Армавира следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Армавира в интересах Семеновой А.С. к Администрации Муниципального образования город Армавир о признании действий незаконными, отказать. Решение изготовлено 23 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд. Судья подпись И.В.Запорожец Решение вступило в законную силу 30.08.2011 г.