Решение по иску прокурора г. Армавира, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ г. Армавира `Городская больница`, администрации МО г. Армавир о признании незаконным бездействие, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест



       К делу № 2-2536/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

       07 сентября 2011 года                                                         Армавирский городской суд

                                                                                                      Краснодарского края в составе

       председательствующего                                                     Лантух В.В.

       при секретаре                                                                       Сергиенко О.В.,

       с участием: помощника прокурора г. Армавира Копцев К.А., представителя МУЗ г. Армавира «Городская больница» - Паруновой Т.П. (дов. <...> от <...>), представителя администрации муниципального образования город Армавир – Петренко А.А. (дов. <...> от 313.05.2011 года), представителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае – Безуглова С.Д. (дов. <...>-ИСХ от <...>),

       рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г. Армавира выступающего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения г. Армавира «Городская больница», администрации муниципального образования город Армавир о признании незаконным бездействия, выразившихся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Армавира, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия, выразившихся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и обязании их провести аттестацию 166 рабочих мест по условиям труда в установленном законом порядке. Полагая, что бездействие ответчиков нарушают права работников данной организации на безопасные условия труда, а также могут в последующем нарушить права граждан, которые будут приняты на работу в МУЗ г. Армавира «Городская больница», состав которых постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, находит обращение в суд с настоящим иском обоснованным и соответствующим требованиям ст. 45 ГПК РФ и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил иск удовлетворить.

Представитель МУЗ «Городская Больница» представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал по существу заявленного иска, мотивировав тем, что учреждение здравоохранения не бездействует, планируется финансирование по аттестации рабочих мест в 2011 и 2012 годах.

В судебном заседании помощник прокурора г. Армавира Копцев К.А. уточнил исковые требования в части, просив обязать руководителя МУЗ г. Армавира «Городская больница» и администрацию муниципального образования город Армавир провести аттестацию 166 рабочих мест по условиям труда в разумные сроки, в своих объяснениях не сообщил сведений о новых фактах по делу, в прениях поддержал доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, после чего пояснил, что дополнительных доказательств и ходатайств не имеет, просив уточненные требования удовлетворить.

Представитель Государственной инспекции труда в Краснодарском крае – Безуглов С.Д. поддержал уточненные требования прокурора, пояснив, что с 2003 года ведется аттестация рабочих мест, в течение 5 лет должны быть аттестованы все рабочие места, то есть до 2008 года, фактически, по состоянию на сентябрь 2011 года в МУЗ «Городская больница» из 260 рабочих мест аттестовано 78 рабочих мест, что следует расценивать как бездействие должностных лиц, в то же время, выявленные нарушения нарушают права работников на безопасные условия труда.

Представитель МУЗ г. Армавир «Городская больница» - Парунова Т.П., иск не признала, мотивировав тем, что с 2003 года администрация МУЗ «Городская больница» предпринимала меры к проведению аттестации рабочих мест, однако собственных средств на эти цели не имела, местный бюджет не выделял денежных средств, это привело к тому, что за период с 2003 года по настоящее время было аттестовано только 78 рабочих мест, в 2011 году получено 33.600 руб. в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 10.06.2011 года МУЗ «Городская больница» заключила с ООО «АРМ» договор, работы по аттестации будут выполнены в 3 и 4 квартале 2011 года, на эту сумму будут аттестованы 16 рабочих мест, кроме того, в соответствии с приказом <...> от <...> по МУЗ «Городская больница» запланирована аттестация еще 34 рабочих мест из средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 71.400 рублей, полагая, что вышеуказанные мероприятия указывают на проведение определенной работы администрацией больницы в области охраны труда и аттестации рабочих мест, по этим основаниям просила в удовлетворении уточненного иска отказать.

Представитель муниципального образования город Армавир в судебное заседание не явился, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без их участия, по существу требования возражал, мотивировав тем, что МУЗ «Городская Больница» является самостоятельным хозрасчетным хозяйствующим субъектом, в состоянии самостоятельно планировать свои доходы и расходы, в орган местного самоуправления руководство медицинского учреждения с просьбой выделить денежные средства на аттестацию рабочих мест не обращалось, просил исключить их из числа ответчиков.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования прокурора города Армавира, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор имеет право на обращение в суд в порядке защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, что не противоречит части 1 ст. 45 Конституции РФ, из которой следует, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, действия или бездействия должностных лиц, наделенных управленческими функциями по деятельности учреждений здравоохранения могут обжаловаться в суд в порядке искового производства, так как указанные должности не включены в реестр должностей муниципальной и государственной службы, что следует из разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 10.02. 2009 года №2.

В соответствии с ч 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В силу ст. 212 ТК РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, которая проводится в порядке, утвержденном Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569, сроки проведения аттестации рабочих мест определяются работодателем самостоятельно, однако каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка).

Как следует из объяснения сторон и материалов дела, в ходе проводимой проверки в МУЗ г. Армавира «Городская больница», прокуратурой города Армавира совместно с Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае были выявлены нарушения соблюдения трудового законодательства, что нашло свое отражение в соответствующем Акте проверки <...> от <...>.

Судом достоверно установлено, что в нарушение требований Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569, в МУЗ г. Армавира «Городская больница» с 2003 года до настоящего времени не проведена аттестация 182 рабочих мест из 260, на 3 и 4 кварталы 2011 года запланировано проведение аттестации лишь 16 рабочих мест.

Суд критически оценивает доводы представителя МУЗ «Городская Больница», о том, что администрацией медицинского учреждения на протяжении всех лет, начиная с 2003 года, принимались меры по аттестации рабочих мест. Так же критически суд оценивает доводы органа местного самоуправления в части того, что МУЗ «Городская Больница» должна самостоятельно нести расходы по оплате работ по аттестации рабочих мест.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Муниципальное учреждение здравоохранения, согласно Устава, утвержденного Решением Управления имущественных отношений администрации г. Армавира <...> от <...> и Приказом Управления здравоохранения администрации г. Армавира № <...> от <...>, является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Управления здравоохранения г. Армавира, учредителем его (собственником) является Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир, при этом источниками формирования финансовых средств учреждения являются в том числе и бюджетные ассигнования и другие поступления от органа управления (п.3.5 Устава), а контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, а следовательно и за использованием финансов, осуществляет его собственник – Управление имущественных отношений администрации города Армавира (п.3.9 Устава).

Вышеприведенные обстоятельства приводят суд к убеждению, что МУЗ «Городская Больница» вправе обращаться в орган местного самоуправления за получением бюджетных ассигнований на аттестацию рабочих мест.

В то же время, каких либо доказательств, подтверждающих, что МУЗ «Городская Больница» обращалась в администрацию муниципального образования город Армавир с заявками на финансирование работ по аттестации рабочих мест представителем МУЗ «Городская Больница» в суд не представлено.

Из расчета планируемой суммы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2009 году, представленного в суд представителем Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Безугловым С.Д. следует, что из начисленных в 2008 году страховых взносов в сумме 186.583 руб. 00 коп. МУЗ «Городская больница» выделила на финансирование предупредительных мер в 2009 году всего 37.316 руб. 60 коп., на указанную сумму ООО «НТЦ» выставил к оплате счет <...> от <...>.

В своем отзыве на исковое заявление главный врач МУЗ «Городская Больница» Кудаев Э.А. для справки сообщает, что в 2009 году было аттестовано 13 рабочих мест.

Однако, как следует из справки главного врача МУЗ «Городская Больница» Э.А. Кудаева, адресованной Государственному инспектору труда Безуглому С.Д. в 2009 году аттестация рабочих мест не проводилась, так как отсутствовало финансирование.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что руководитель МУЗ «Городская Больница» Кудаев Э. А. преднамеренно искажает фактические показатели по аттестации рабочих мест, не предпринимая каких либо действенных мер по исполнению требований трудового законодательства и иных подзаконных актов, регулирующих порядок проведения аттестации рабочих мест.

По выявленным нарушениям суд находит необходимым в порядке ст. 226 ГПК РФ вынести частное определение и направить его в Департамент здравоохранения Краснодарского края, которые обязаны в течение месяца сообщить судье о принятых ими мерах.

С учетом вышеприведенных обстоятельств суд находит уточненные требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению, так как на момент разрешения дела по существу, выявленные нарушения не устранены, что в свою очередь может привести к производственному травматизму, причинению вреда здоровью работающих на предприятии граждан, а также повлечь их гибель.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

Удовлетворить уточненные исковые требования прокурора города Армавира:

-признать бездействие муниципального учреждения здравоохранения г. Армавир «Городская больница», его учредителя - Управление здравоохранения администрации муниципального образования город Армавир, его собственника - Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир, заключающееся в не проведении аттестации рабочих мест, незаконным;

-обязать руководство муниципального учреждения здравоохранения г. Армавир «Городская больница», Управление здравоохранения администрации муниципального образования город Армавир, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир, в разумные сроки провести аттестацию 166 рабочих мест по условиям труда в МУЗ «Городская Больница».

        Резолютивная часть решения объявлена участникам процесса 07.09.2011 года, мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2011 года.

        Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий                       подпись                                В. В. Лантух

Решение вступило в законную силу 23.09.2011 года.