К делу № 2-3195/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2011 года Армавирский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего-судьи Лаховой И.В.,
при секретаре Ткаченко М.И.,
с участием старшего помощника прокурора города Армавира Швецова Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Армавира, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Карапетян А.Г. о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований федерального природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Армавира, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к индивидуальному предпринимателю Карапетян А.Г. о признании незаконным его бездействия выразившемся в неисполнении требований Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 4.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Просил обязать Карапетян А.Г. устранить нарушения Федерального закона в полном объеме, а именно: осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов, образующихся на предприятии, организовать учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов, обеспечить обучение лица, допущенного к обращению с отходами 1-4 класса опасности, на право работы с такими отходами,, представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в органы Роспотребнадзора, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, произвести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности Карапетян А.Г. образуются отходы производства, имеющие различный класс опасности, а именно: мусор от уборки бытовых помещений несортированный, ртутные лампы отработанные и брак, смет с территории предприятия, технологические потери муки, отходы полипропилена и полиэтилена в виде пленки, отходы теста. В соответствии с ККО вышеуказанные отходы отнесены к 1-4 классу опасности. Однако, в нарушение требований ст.ст. 11, 14, 15, 19 Закона № 89-ФЗ на предприятии отсутствует лицо, допущенное к обращению с отходами 1-4 класса опасности, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности; не ведется, в установленном порядке, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных, отходов; не определен класс опасности образующихся отходов и отсутствуют паспорта на отходы 1-4 класса опасности. Также на предприятии Карапетян А.Г. имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: отопительный котел, печи для изготовления кондитерских изделий, однако, в нарушение требований ст.ст. 16, 22, 30 Закона № 96-ФЗ отсутствует проект предельно допустимых выбросов и разрешение на выброс врезных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не произведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ. 22.09.2011 прокурором г. Армавира в отношении Карапетян А.Г. возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам правонарушений, предусмотренных ст.ст.8.1, 8.5 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края. Однако Карапетян А.Г. не принимает мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В судебном заседании ст.помощник прокурора г.Армавира Швецов Р.П. уточнил требования и просил признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Карапетян А.Г. в части неисполнения требований Федерального закона от 24.06.1998. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязать Карапетян А.Г. устранить нарушения Федерального закона - осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов, образующихся на предприятии; организовать учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов; разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс врезных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; произвести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух..
Представитель ответчика иск признал, пояснив, что в настоящее время принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Армавира в сентябре 2011 года проведена плановая проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства предприятиями и индивидуальными предпринимателями, занятыми в сфере производства кондитерской продукции. В ходе проверки индивидуального предпринимателя Карапетян А.Г. выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), а также Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ).
Статьей 11 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, при этом на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт.
Согласно ст. 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 № 786 отходы, в зависимости от опасных свойств отнесены к 1-4 классу опасности (далее – ККО).
В силу ст. 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В ходе проверки установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности Карапетян А.Г. образуются отходы производства, имеющие различный класс опасности, а именно: мусор от уборки бытовых помещений несортированный, ртутные лампы отработанные и брак, смет с территории предприятия, технологические потери муки, отходы полипропилена и полиэтилена в виде пленки, отходы теста. В соответствии с ККО вышеуказанные отходы отнесены к 1-4 классу опасности. Однако, в нарушение требований ст.ст. 11, 14, 15, 19 Закона № 89-ФЗ на предприятии отсутствует лицо, допущенное к обращению с отходами 1-4 класса опасности, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности; не ведется, в установленном порядке, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных, отходов; не определен класс опасности образующихся отходов и отсутствуют паспорта на отходы 1-4 класса опасности. Также на предприятии Карапетян А.Г. имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: отопительный котел, печи для изготовления кондитерских изделий, однако, в нарушение требований ст.ст. 16, 22, 30 Закона № 96-ФЗ отсутствует проект предельно допустимых выбросов и разрешение на выброс врезных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не произведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Карапетян А.Г. подпадает под критерии, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в связи с чем обязан представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
В соответствии с п. 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» (Далее - Приказ), установлено, что отчетность об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год представляется в соответствующие территориальные органы до 15 января 2011 года. Порядок заполнения отчетности утвержден письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.05.2010 № 00-07-12/2752 «Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства».
Согласно п. 7 Приказа, отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Проверкой установлено, что Карапетян А.Г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год в управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгее не представлял, в связи с чем 22.09.2011 прокурором г. Армавира в отношении Карапетян А.Г. возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам правонарушений, предусмотренных ст.ст.8.1, 8.5 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения в уполномоченный орган административной юрисдикции (департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края). Однако нарушения федеральных законов до настоящего времени не устранены.
Поскольку судом достоверно установлено, что Карапетян А.Г. не принимает мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, иск прокурора подлежит удовлетворению..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 -199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Карапетян А.Г., выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 4.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Обязать индивидуального предпринимателя Карапетян А.Г. устранить нарушения Федерального закона в полном объеме - осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов, образующихся на предприятии; организовать учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов; разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс врезных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; произвести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с Карапетян А.Г. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления.
Решение изготовлено 03.11.2011 года.
Судья Лахова И.В. решение вступило в законную силу 15.11.2011