Решение по иску Бородина В.Г. к УПФ РФ в г. Армавире о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным.



К делу № 2-3349/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 г.                            Армавирский городской суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего- судьи Лаховой И.В.

при секретаре Ткаченко М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородина В.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Армавире о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

    Бородин В.Г. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Армавире о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии при ГУ – УПФ РФ в г. Армавире от 01.09.20011 г. № 1075 об отказе в досрочном назначении пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности и просит суд обязать комиссию по назначению пенсии засчитать ему в педагогический стаж периоды работы: с 17.08.1981 по 31.12.1981 г в завкоме <...> в качестве тренера по борьбе «Самбо» по работе с детьми; - с 01.01.1982 г. по 02.10.1986 г. в Профсоюзном комитете <...> в качестве тренера-преподавателя, с 30.08.1988 г. по 31.01.1990 г. в Профкоме <...>» в качестве тренера-преподавателя; с 01.02.1990 г. по 06.11.1991 г. в Профкоме Армавирского приборостроительного завода в качестве тренера-преподавателя; с 05.02.1992 г. по 05.04.1992 г.- в <...> Лтд в качестве тренера-преподавателя; периоды работы в должности заместителя Директора в <...> по борьбе самбо и дзюдо: с 30.06.1992 г. по 01.09.1992 г., с 04.01.1993 г. по 04.01.1993 г., с 16.02.1993 г. по 16.02.1993 г., с 24.03.1993 г. по 24.03.1993 г., с 09.06.1993 г. по 09.06.1993 г., с 15.06.1993 г., по 15.06.1993 г., с 12.07.1993 г. по 12.07.1993 г., с 14.10.1999 г. по 17.10.1999 г.; периоды работы с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г.; с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в должности тренера-преподавателя в Армавирской <...> по борьбе самбо и дзюдо, с 01.01.2003 г. по 01.06.2011 г. в качестве заместителя директора по учебной работе в учреждении дополнительного образования спортивной направленности СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо с совмещением должности тренера-преподавателя по борьбе самбо и дзюдо; а также обязать комиссию по назначению пенсии ГУ УПФ РФ в г. Армавире назначить ему пенсию с момента его обращения с заявлением, с 01.06.2011 г.

В обоснование своих доводов истец указал, что имея стаж педагогической работы 25 лет, он в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях РФ» 01.06.2011 г. своевременно обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Армавире с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. 01.09.2011 г. решением комиссии по назначению пенсии при ГУ УПФ РФ в г. Армавире заявителю было отказано, так как документально подтвержден педагогический стаж работы только 10 лет, 1 месяц, 3 дня. Бородин В.Г. считает такое решение комиссии незаконным, так как он постоянно на протяжении более 25 лет осуществлял именно педагогическую деятельность по работе тренера-преподавателя с детьми и его право на пенсию за выслугу лет вытекает не из наименования конкретной должности и учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью, в не зависимости от организационно-правовой формы и названия учреждения. Кроме того, истец полагает, что при условии зачета периодов работы с 17.08.1981 г. по 05.04.1992 г. включительно в соответствии с трудовой книжкой, должны быть засчитаны и последующие периоды работы - с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в должности тренера-преподавателя в Армавирской краевой СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо и с 01.01.2003 г. по 01.06.2011 г. в качестве заместителя директора по учебной работе в учреждении спортивной направленности СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо, так как в данном случае уже будет соблюден указанный в решении комиссии п.12. Правил от 29.10.2002 г. № 781, требующий наличия на дату 01.01.2001 г. стажа работы не менее 16 лет 8 месяцев.

В судебном заседании представитель истца Тишина И.А., действующая по доверенности, поддержала исковые требования.

    Представитель ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г. Армавире, действующая по доверенности, против доводов истца возражала, просила в удовлетворении иска отказать. Основываясь на представленном в дело письменном отзыве, мотивировала тем, что не все граждане, осуществляющие педагогическую деятельность, могут претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии, а лишь те, кто документально подтвердил занятость в строго определенных Списками учреждениях и должностях. Периоды работы Бородина В.Г. в должности тренера по борьбе «Самбо» по работе с детьми в завкоме Армавирского приборостроительного завода не были засчитаны в специальный стаж комиссией, так как наименование такой должности и учреждения не предусмотрены Списками от 06.09.1991 г. № 463 и от 29.10.2002 г. № 781. Периоды работы с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г. в качестве тренера-преподавателя в Армавирской краевой СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо), с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в должности тренера-преподавателя в том же учреждении, с 01.01.2003 г. по 01.06.2011 г. в качестве заместителя директора по учебной работе в учреждении дополнительного образования спортивной направленности СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо не засчитаны в стаж Бородину В.Г. в связи с несоблюдением условий, требующих наличия у заявителя по состоянию на 01.01.2001 г. стажа работы не менее 16 лет 8 месяцев на основании Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79, п. 3 Правил от 22.09.1999 г. № 1067 и п. 12. Правил от 29.10.2002 г. № 781, а также документально не подтверждено выполнение нормы рабочего времени за данные периоды в соответствии с п. 4 Правил от 29.10.2002 г. № 781.

    Выслушав стороны, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что Бородин В.Г. 01.06.2011 г. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Армавире с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет досрочно, как педагогическому работнику. По итогам заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, в назначении пенсии Бородину В.Г. было отказано.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии за № 1075 от 01.09.2011 г., периоды работы истца с 01.01.1980 по 17.08.1981 г. в Доме культуры Армавирского приборостроительного завода в качестве инструктора-методиста по производственной гимнастике, 17.08.1981 по 31.12.1981 г в завкоме Армавирского приборостроительного завода в качестве тренера по борьбе «Самбо» по работе с детьми, с 01.01.1982 г. по 02.10.1986 г. в Профсоюзном комитете Армавирского приборостроительного завода в качестве тренера-преподавателя, с 30.08.1988 г. по 31.01.1990 г. в Профкоме ПО «Весоризмеритель» в качестве тренера-преподавателя, с 01.02.1990 г. по 06.11.1991 г. в Профкоме Армавирского приборостроительного завода в качестве тренера-преподавателя; с 05.02.1992 г. по 05.04.1992 г.- в АО фирме «Росс» Лтд в качестве тренера-преподавателя не засчитаны комиссией в стаж за выслугу лет в связи с тем, что наименования «должности» и «учреждений» не предусмотрены Списками от 06.09.1991 г. № 463 и от 29.10.2002 г. № 781.

Таким образом, ответчиком в основу отказа зачета данных период работы истца было положено формальное несоответствие наименования учреждений и должностей, занимаемых истцом, перечню учреждений и должностей «спискам», которыми руководствуется ответчик при разрешении пенсионных прав граждан.

    Суд считает решение комиссии незаконным, нарушающим право Бородина В.Г. на получение пенсии за выслугу лет. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Эти конституционные предписания следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.    

    К правоотношениям сторон, возникшим до введения в действие положений Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 –ФЗ, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ (Постановление КС РФ от 29.01.2004 г. № 2-П) применимы Законы и выработанные для их исполнения нормативно-правовые акты РСФСР, регулирующие пенсионные права до введения нового правового регулирования, а также положения законодательства РФ в области образования.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные – частные, учреждения общественных организаций и др. (статья 11.1). Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п.5 ст. 55).

    Решением Верховного суда РФ от 07.06.2001 г. признан недействительным и не порождающим последствий абз. 1 п.2 Постановления правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. В решении суда отмечено, что ст.ст. 80,83 Закона о пенсиях не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсий в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

    По смыслу статей 2, 3, 77, 80, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Соответственно, статья 80 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, но закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в государственных или муниципальных учреждениях.

    Статьей 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» Правительству РФ предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги. Из данного законе не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законные и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (Определение Конституционного суда от 06.12.2001 г. № 310-О).

Судом установлено, что Бородин В.Г. в периоды работы с 01.01.1980 по 17.08.1981 г. в Доме культуры Армавирского <...>, 17.08.1981 по 31.12.1981 г в завкоме <...>, с 01.01.1982 г. по 02.10.1986 г. в Профсоюзном комитете Армавирского приборостроительного завода, с 30.08.1988 г. по 31.01.1990 г. в Профкоме <...>», с 01.02.1990 г. по 06.11.1991 г. в Профкоме <...>, с 05.02.1992 г. по 05.04.1992 г.- в <...> Лтд фактически работал в должностях «инструктора-методиста» и «тренера-преподавателя» с детьми школьного возраста, что подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками от 19.08.2011 г. № 05-47/2773/1, № 05-47/2773/2, № 05-47/2773/4,№ 05-47/2773/ 5, а также свидетельскими показаниями – Г, К, К, пояснивших в судебном заседании, что на протяжении периода времени с 1980 г. по 1992 г. работа истца связана непосредственно с детьми, их обучением и воспитанием.

    Анализ норм права и совокупности исследованных судом доказательств, позволяет заключить, что право истца на зачет в «специальный» стаж «на выслугу лет» данных периодов работы вытекает не из статуса учреждения, с которым он состоял в трудовых отношениях и не из наименования занимаемой им должности, а из самого факта занятия Бородиным В.Г. педагогической деятельностью в вышеуказанный период.

Согласно решения комиссии при ГУ-УПФ РФ в г. Армавире от 02.10.2008 г. № 1075 периоды работы Бородина В.Г. с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г. в качестве тренера-преподавателя, с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в должности тренера-преподавателя в Армавирской СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо, с 01.01.2003 г. по 01.06.2011 г. в качестве заместителя директора по учебной работе в учреждении дополнительного образования спортивной направленности СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо с совместительством должности тренера-преподавателя не засчитаны, поскольку, помимо не выработки нормы рабочего времени, не выполнено условие, предусмотренное п.12. Правил от 29.10.2002 г. № 781 и п.3 Правил от 22.09.1999г. № 1067.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность от 29.10.2002 г. № 781 - периоды работы, начиная с 01.01.2001 г. засчитываются в специальный стаж, при наличии одновременно двух условий: 1) на 01.01.2001 г. имеется стаж работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками; 2) имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях и учреждениях, указанных в п.2 разделов «Наименование должностей» и «наименование учреждений» Списков. В соответствии с записями в трудовой книжке Бородина В.Г., архивными справками от 19.08.2011 г. № 05-47/2773/1, № 05-47/2773/2, № 05-47/2773/4,№ 05-47/2773/5, на дату 01.01.2001 г. у истца имеется стаж педагогической работы 20 лет 3 месяца 10 дней, при зачете периодов работы Бородина В.Г. за период с 01.01.1980 г. по 05.04.1992 г.

Суд считает, что в судебном заседании доводы истца о соблюдении требований п. 12. Правил от 29.10.2002 г. нашли подтверждение и какими либо доказательствами по делу не опровергнуты.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. № 191» «О продолжительности рабочего времени педагогических работников» Бородин В.Г. в должности тренера-преподавателя должен вырабатывать не менее 18 часов в неделю. Согласно справке от 29.06.2011 г. № 134 ГБОУ СДЮСШОР по борьбе самбо и дзюдо Краснодарского края Бородин В.Г. с 01.01.2003 г. и по настоящее время работает в качестве заместителя по учебной работе с совместительством должности тренера-преподавателя из расчета на 1-ну ставку каждая. В представленных выписках из коллективных договоров от 29.03.2004 г., 01.07.2008 г. Бородин В.Г. в качестве заместителя директора по учебной работе вырабатывает 40 часов в неделю, а в качестве тренера-преподавателя в зависимости от этапов подготовки. По результатам акта документальной проверки № 30 ГУ-УПФ РФ от 09.08.2011 г. Бородин В.Г. согласно лицевых счетов за 2003 – 2011 г. находясь в должности заместителя директора по учебной работе с совмещением должности тренера-преподавателя, постоянно работал с несколькими группами детей различных этапов подготовки, при этом, не находился в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации, простоях и т.д. Кроме того, факт постоянной загруженности работы с детьми нескольких видов этапов подготовки были подтверждены показаниями свидетелей Б (директора школы), Ш- тренера-преподавателя, а также многочисленными грамотами и наградами с занесением на Городскую Доску Почета МО г. Армавира как заслуженному тренеру-преподавателю. В этой связи, суд находит доводы ответчика несостоятельными, и полагает, что периоды работы Бородина В.Г. с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г. в качестве тренера-преподавателя, с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г. в должности тренера-преподавателя в Армавирской СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо, с 01.01.2003 г. по 01.06.2011 г. в качестве заместителя директора по учебной работе в учреждении дополнительного образования спортивной направленности СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо с совместительством должности тренера-преподавателя должны быть засчитаны в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

В судебном заседании бесспорно установлено, что истец, на протяжении всего спорного периода работы, являясь участником образовательного процесса, осуществлял обучение и воспитание детей различных возрастных групп. Совокупность этих обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что Бородин В.Г. приобрел право на досрочную пенсию по старости, как лицо, имеющее 25 летний стаж педагогической работы, в связи с чем, его иск подлежит удовлетворению и его право на пенсию должно быть восстановлено с момента обращения, то есть с 01.06.2011 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Бородина В.Г. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в г. Армавире о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении пенсии – удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Армавире от 01.09.2011 г. № 1075 об отказе в досрочном назначении пенсии за выслугу лет Бородину В.Г..

Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Армавире засчитать Бородину В.Г. педагогический стаж работы с 01.01.1980 г. по 17.08.1981 г. в качестве инструктора-методиста по производственной гимнастике в <..>; с 17.08.1981 по 31.12.1981 г в качестве тренера по борьбе «Самбо» по работе с детьми в завкоме Армавирского <..>, с 01.01.1982 г. по 02.10.1986 г в качестве тренера-преподавателя в Профсоюзном комитете <...>., с 30.08.1988 г. по 31.01.1990 г. в качестве тренера-преподавателя в Профкоме <...>», с 01.02.1990 г. по 06.11.1991 г. в качестве тренера-преподавателя в Профкоме <...>, с 05.02.1992 г. по 05.04.1992 г в качестве тренера-преподавателя в АО <...>

Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Армавире засчитать Бородину В.Г. периоды работы с 01.09.2000 г. по 31.12.2000 г.; с 01.01.2011 г. по 31.12.2002 г. в должности тренера-преподавателя в Армавирской СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо, с 01.01.2003 г. по 01.06.2011 г. в качестве заместителя директора по учебной работе в учреждении дополнительного образования спортивной направленности СДЮШОР по борьбе самбо и дзюдо с совмещением должности тренера-преподавателя по борьбе самбо и дзюдо.

Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Армавире назначить Бородину В.Г. пенсию с момента его обращения с заявлением, то есть с 01.06.2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2011 года.

Судья Лахова И.В. подпись решение вступило в законную силу 29.11.2011