дело № 2-3142\11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2011 года Армавирский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего
федерального судьи Кукса В.М.,
с участием помощника прокурора г. Армавира Копцева К.А.,
при секретаре Дроганец Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Армавира в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Подлесновой Ю.В. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Армавира, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Подлесновой Ю.В. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокуратурой г. Армавира совместно с ГКУ КК «Центр занятости населения г. Армавира» проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что ответчик как работодатель не соблюдает требования трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Бездействие ответчика влечет за собой нарушение прав работников ответчика на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права граждан, которые будут приняты на работу (трудоустроены) к данному работодателю. Поскольку состав работников ответчика может изменяться, прокурор полагает, что бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленном законом порядке.
В судебном заседании истец – помощник прокурора г. Армавира Копцев К.А. доводы иска поддержала и по основаниям, изложенным в иске, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Ответчик индивидуальный предприниматель Подлеснова Ю.В., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала, что исковые требования прокурора признает в полном объеме и не возражает против их удовлетворения, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Короткова Р.Т., действуя по доверенности в интересах ГКУ КК «Центр занятости населения г. Армавира» (третьего лица), исковые требования прокурора поддержала в полном объёме, пояснив, что действительно при проведении соблюдения трудового законодательства индивидуальным предпринимателем Подлесновой Ю.В. выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся, в том числе в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ответчик Подлеснова Ю.В. зарегистрирована администрацией г. Армавира в качестве индивидуального предпринимателя с 18.02.2000, её основным видом экономической деятельности является: производство изделий из дерева.
Согласно штатному расписанию индивидуального предпринимателя Подлесновой Ю.В., её штат с 01.03.2011 составляет 23,5 единиц, из них: одно рабочее место директора; два рабочих места бухгалтера; одно рабочее место главного инженера; одно рабочее место начальника цеха; одно рабочее место приёмщика заказов; одно рабочее место конструктора-дизайнера; одно рабочее место оператора станка с ЧПУ; два рабочих места водителя; одно рабочее место кладовщика; три рабочих места столяра; три рабочих места шлифовщика по дереву; одно рабочее место облицовщика деталей мебели; два рабочих места сборщика изделий из древесины; одно рабочее место слесаря-газорезчика; одно рабочее место продавца-бухгалтера; одно рабочее место экономиста; 1 рабочее место медицинской сестры.
В ходе проведенной прокуратурой г. Армавира совместно с уполномоченным органом - ГКУ КК «Центр занятости населения г. Армавира» проверки соблюдения трудового законодательства в деятельности индивидуального предпринимателя Подлесновой Ю.В. установлено, что ею как работодателем не соблюдаются требования трудового законодательства, в том числе в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки соблюдения законодательства в сфере труда индивидуальным предпринимателем Подлесновой Ю.В. от 09.09.2011.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ, на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестаций рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок), требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Пунктом 4 Порядка установлено, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Пункт 3 Порядка предусматривает, что результаты аттестации рабочих мест используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка).
В судебном заседании объективно установлено, что индивидуальным предпринимателем Подлесновой Ю.В., как работодателем не исполняются обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охране труда, в том числе проведение аттестаций рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. До настоящего времени ответчик не провел аттестацию рабочих мест, что, в свою очередь может привести к производственному травматизму, причинению вреда здоровью работающих у него граждан, а также повлечь их гибель. Бездействие ответчика свидетельствует о нарушении прав его работников на безопасные условия труда, а также может в последующем нарушить права граждан, которые будут приняты на работу (трудоустроены) к ответчику.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – работников индивидуального предпринимателя, состав которых постоянно изменяется, обоснованны и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного и установленных судом обстоятельств дела, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку приходит к выводу, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая материальное положение ответчика, суд, в силу требований ст. 333.20 НК РФ, полагает необходимым снизить размер государственной пошлины до 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Армавира в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Подлесновой Ю.В. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда - удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального предпринимателя Подлесновой Ю.В., заключающееся в не проведении аттестации рабочих мест, незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя Подлеснову Ю.В. провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в установленные законом сроки.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Подлесновой Ю.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней через Армавирский городской суд.
Председательствующий подпись В.М. Кукса Решение вступило в законную силу с 29.11.2011