Решение по заявлению Чумаченко Н.Я. об оспаривании неправимерного решения органа местного самоуправления



К делу № 2-3534 /11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 г. Армавирский городской суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Дерябиной И.В.,

при секретаре - Фоменко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело заявлению Чумаченко Н.Я. об оспаривании неправомерного решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Чумаченко Н.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Армавир № 2843 от 03.10.2011 года об отказе в принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как инвалида, Участника Великой Отечественной войны, и просил обязать администрацию МО г.Армавир устранить допущенное нарушение его прав и свобод путем принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Свою просьбу мотивировал тем, что является инвалидом, Участником Великой Отечественной войны и имеет право на предоставление социальной поддержки, установленной ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», в том числе как нуждающийся в улучшении жилищных условий на обеспечение жильем. Собственного жилья он не имеет, зарегистрирован и проживает в жилом доме по ул. <...> который принадлежит на праве общей долевой собственности гр. Ч. и Р. \ по 1\2 доле каждой\, родственником которых он не является, равно как не является членом их семьи. Он –заявитель, оказался в трудной жизненной ситуации, и из сострадания гр. Н. \ прежний собственник 1\2 доли указанного домовладения, которой она распорядилась и по договору пожизненного содержания с иждивением передала в собственность Р.\ предоставила ему в фактическое пользование принадлежавшее ей жилое помещение, при этом он также не приходится ей родственником и не является членом ее семьи. Новый собственник Р. предоставила в его пользование комнату по договору найма в той части жилого дома, которая относится к принадлежащей ей 1\2 доли согласно сложившегося порядка пользования. При таких обстоятельствах, вывод администрации МО г.Армавир о том, что он-заявитель, намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете, является необоснованным, а отказ считает незаконным, нарушающим действующее законодательство.

Заявитель Чумаченко Н.Я. в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заявителя, действующий по доверенности, поддержал просьбу по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что со стороны Чумаченко Н.Я. не совершалось никаких умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, связанных с последующей постановкой на учет на обеспечение жильем. Он является одиноким человеком, своей семьи не имеет, собственного жилья не имеет.

Представитель администрации МО г.Армавир П. \по доверенности\ возражал против удовлетворения заявления, мотивируя отсутствием у администрации г.Армавира оснований самостоятельно расценить действия заявителя по ухудшению жилищных условий как ненамеренные.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что Чумаченко Н.Я. <...> года рождения, является ветераном, участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы бессрочно; собственного жилья и семьи не имеет, с 1995 года проживает и зарегистрирован в домовладении № <...> по ул. <...> в г.Армавире, которое принадлежит на праве общей долевой собственности гр. Ч. и Р. \ по 1\2 доле каждой\.

Согласно технической документации, жилой дом фактически разделен на две самостоятельные части.

До 10.06.2010г. заявитель проживал в указанном доме без оформления жилищных правоотношений с его собственниками в части домовладения, принадлежавшей на праве собственности гр. Н. которая 02.03.2011 года заключила договор пожизненного содержания с иждивением с гр. Р. и предала в собственность последней принадлежащую 1\2 долю в праве собственности на дом.

С 20.03.2011 г. между Р. и Ч. заключен договор найма комнаты площадью 13,5 кв.м \ по экспликации помещение №4/ расположенной в 1\2 части домовладения общей площадью 36,2 кв.м. 20.09.2011г. срок действия договора найма комнаты установлен до 20.03.2012 года.

Доводы заявителя о том, что не состоит в родстве с собственниками жилого дома по ул. <...> и не является членом их семей, Администрацией МО г.Армавир не опровергнуты.

Право собственности на указанный дом возникло у его владельцев Николенко и Чикалиной в 1984 и 1987 годах, т.е. до вселения в дом заявителя. Согласно выписок из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда, статус заявителя в жилом помещении определен как «наниматель».

Заявитель 15.09.2011 года обратился с письменным заявлением к Главе МО г.Армавир о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории Участник ВОВ.

Обжалуемым постановлением администрации муниципального образования город Армавир № 2843 от 03.10.2011 года в принятии Чумаченко Н.Я. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано по тем основаниям, что до 10.06.2010г. гр. Чумаченко Н.Я. был зарегистрирован и проживал в указанном домовладении как член семьи собственника, а после указанной даты, заключив договор найма на жилое помещение с собственником, изменил порядок пользования им, тем самым ухудшил свои жилищные условия.

Отказ в принятии заявителя на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по указанным выше основаниям, суд находит незаконным по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах « Чумаченко Н.Я. как ветеран – участник ВОВ имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Данным законом, а также жилищным кодексом предусмотрено право граждан, имеющих данный статус и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на обеспечение жильем.

Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» \ в редакции от 09.01.2010 № 30\, любой нуждающийся в жилье ветеран должен быть обеспечен жильем.

Ст. 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно указанно нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Заявитель является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не является собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Вывод администрации МО г.Армавир о том, что заявитель проживал в доме № <...> в г.Армавире как член семьи собственника жилого помещения носит характер голословных утверждений, не подтвержден никакими доказательствами и противоречит понятию «член семьи собственника жилого помещения», закрепленному в ч.1 ст. 31 ЖКРФ.

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий предусмотрены ст. 53 ЖК РФ, согласно которой: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Аналогичные последствия предусмотрены ч. 1 ст. 8 и ст. 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".

Намеренность ухудшения гражданином своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении устанавливается по факту обращения гражданина с заявлением о принятии на учет до истечения пяти лет со дня совершения действий, указанных в части 2 настоящей статьи, если иное не установлено вступившим в силу решением суда \ ст.9 Закона КК/.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О относительно положений ст.53 ЖКРФ, «… ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение статьи 53 ЖКРФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются

Исходя из указанной презумпции, а также отсутствия доказательств намеренного ухудшения со стороны заявителя своих жилищных условий, а также принимая во внимание ничем не опровергнутые доводы заявителя о том, что не является членом семьи собственников жилого помещения и никогда таковым не являлся, суд приходит к выводу, что неустановлен факт намеренного ухудшения заявителем своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и соответственно отказ в его постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего обеспечения жильем по категории ветеранов ВОВ является незаконным.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПКРФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод».

Проанализировав все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254,255, 258 ГПКРФ суд-

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Армавир № 2843 от 03.10.2011 года об отказе в принятии гражданина Чумаченко Н.Я. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать администрацию муниципального образования город Армавир устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и принять Чумаченко Н.Я. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В окончательной форме решение суда изготовлено 25 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Судья-подпись Решение вступило в законную силу 6.12.11