Решение по иску Прокурора г. Армавира в интересах А. к Администрации МО г. Армавир и др. о предоставлении жилого помещения



К делу № 2-3335/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        

10 ноября 2011 года                  г. Армавир

        

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Колодяжного Н.В.,

при секретаре Левченко И.А.,

с участием ст. помощника прокурора г. Армавира Зайцевой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Армавира в интересах А. к Администрации муниципального образования город Армавир, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Армавира в интересах А. обратился в Армавирский городской суд с требованием к Администрации муниципального образования город Армавир, Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, просил обязать администрацию муниципального образования город Армавир предоставить А. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Армавир за счет средств бюджета Краснодарского края, а также обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департамент семейной политики Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования город Армавир для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, из их числа с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению А..

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Армавира Зайцева О.П. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию МО г. Армавир предоставить А. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Армавир после поступления денежных средств на данные цели из бюджета Краснодарского края в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан. Также просила обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департамент семейной политики Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования город Армавир для обеспечения и в рамках реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, из их числа по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению А. в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан.

     А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

     Представитель ответчика администрации Муниципального образования город Армавир по доверенности Петренко А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, представлены возражения на исковое заявление, в которых просят в иске отказать, поскольку они не являются ответчиками.

Представитель ответчика Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, представлено ходатайство с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, а также возражения на исковое заявление, в котором просили признать право А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир по доверенности Потеруж Н.В. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой г. Армавира проведена проверка по обращению А. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального образования г. Армавир № <...> от <...> А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сведений департамента семейной политики КК, на 01.09.2011 г. он стоит на очереди под № <...>.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно и за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст.4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, № 10).

На основании п.3 ч.2 ст.5 Закона Краснодарского края от 3.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица, имеющие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Согласно п.6 ст.5 вышеназванного закона указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (в ред. от 23.07.2009 г.) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Пунктом 1.3 постановления главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.На основании п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 3.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

    Согласно п.1 ст. 7 Принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, - не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 19 Федерального Закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно п.3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Необходимые финансовые средства на указанные цели муниципальному образованию город Армавир в полном объеме не предоставлены. В результате муниципальное образование не может реализовать государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включая А., который не имеет закрепленного жилья, но в силу закона имеет право на внеочередное предоставление жилья.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Учитывая, что в судебном заседании установлено, что администрацией МО город Армавир не предоставлено А. жилое помещение по договору социального найма площадью, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Армавир за счет средств бюджета Краснодарского края, требования прокурора г. Армавира подлежат удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                     РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования город Армавир предоставить А. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Армавир после поступления денежных средств на данные цели из бюджета Краснодарского края в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан.

Обязать Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департамент семейной политики Краснодарского края осуществить финансирование муниципального образования город Армавир для обеспечения и в рамках реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, из их числа по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению А. в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Судья подпись Н.В.Колодяжный решение вступило в законную силу 22.11.2011г.