К делу № 2-4043/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 декабря 2011 года Армавирский городской суд
Краснодарского края в составе
председательствующего Лантух В. В.,
при секретаре Фоменко Р.Э.,
с участием: представителя Барсуковой А.А.- Овчаренко А.А. (дов. б/н от
ДД.ММ.ГГГГ), представителя Кушнарева А.А. – Овчаренко А.А (дов.
б/н от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4043/11 по заявлению Барсуковой А.А., Кушнарева А.А. об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю,
У С Т А Н О В И Л:
Барсукова А. А. и Кушнарев А. А., будучи собственниками земельного участка (по 1/2 доле каждый) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обратились в суд с заявлением об оспаривании двух решений ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю: № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми им отказано в учете изменений объекта недвижимости – их выше указанного земельного участка с кадастровым номером №, площадь которого увеличилась на 41 кв.м. - с 677 кв.м. до 718+/- 9 кв.м., обязании ответчика произвести кадастровый учет изменений.
Свои требования заявители мотивировали тем, что с целью уточнения границ и площади земельного участка они заказали кадастровые работы, после их завершения они дважды обращались с заявлением (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ и вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) и вновь изготовленным кадастровым паспортом в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю в котором просили ответчика внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Однако, решениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, им отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости по основаниям, указанным в подпункте 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регламентирующем, что орган кадастрового учета вправе принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Заявители считают оба отказа не соответствующими действующему законодательству, так как межевой план, изготовленный кадастровым инженером, по форме и содержанию соответствует требованиям приказа Минэкономразвития от 24.11.2008 года № 412. При проведении кадастровых работ им была вычислена фактическая площадь земельного участка, которая на 41 кв.м. превышала документальную (677 кв.м.) и составила 718 кв. м., что находится в предельно допустимом расхождении. Кроме того, было проведено согласование границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, что отражено в акте согласования местоположения границ земельного участка, включенного в состав межевого плана.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю представил письменный отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении требования о признании обжалуемых решений незаконными отказать, в части требования об обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю провести кадастровый учет изменений, полагался на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель заявителей Овчаренко А.А. в своих объяснениях не сообщил сведений о новых фактах по делу, в прениях поддержал доводы, изложенные в заявлении, после чего пояснил, что дополнительных доказательств и ходатайств не имеет, просил требование удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю Закружная О.В. заявила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, суд находит требования Барсуковой А.А. и Кушнарева А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права.
Из объяснения представителя заявителей и материалов дела следует, что Барсукова А. А. и Кушнарев А. А., на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных, соответственно, за № и № в реестре нотариуса Т.А., свидетельств о государственной регистрации права серии № и №, являются собственниками (по 1/2 доле каждый) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В правоустанавливающих документах – договорах купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка указана как 677 кв.м., на основании этих данных ДД.ММ.ГГГГ регистратором Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю сделаны записи в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С целью уточнения границ и площади вышеуказанного земельного участка Барсукова А. А. обратилась к кадастровому инженеру Р.М., которым были проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади данного земельного участка.
По результатам проведения кадастровых работ кадастровым инженером Р.М. был изготовлен Межевой план регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий сведения о выполненных измерениях и расчетах, сведения об уточненных земельных участках и их частях, схему геодезических построений, схему расположения земельных участков, чертеж, абрисы узловых точек границ земельного участка, акт согласования местоположения границ земельного участка, а так же заключение кадастрового инженера, из которого следует, что при определении прежней площади земельного участка с кадастровым номером № (677 кв.м.) не уточнялось место положение смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № в результате проведенных им уточнений площадь земельного участка с кадастровым номером № увеличилась на 41 кв.м. и составила 718 кв.м., что находится в пределах допустимого увеличения, предусмотренного пунктом 1 части 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 08.12.2011 года), которое не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Местоположение границ земельного участка было согласовано с правообладателями смежных земельных участков, что отражено в акте согласования местоположения границ земельного участка, включенного в Межевой план регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером Р.М.
После завершения кадастровых работ Барсукова А. А. и Кушнарев А. А. дважды обращались в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета изменений, однако оба раза им было отказано обжалуемыми решениями по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре – заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, представлены не все документы.
В то же время, как следует из части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка;
-в соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках;
-в соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;
-в соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка;
-в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития, содержащимися в письме от 30. 06. 2011 г. № ОГ-Д23-246 действующее законодательство не содержит требований, согласно которым кадастровый инженер должен подтвердить каким-либо документом фактическое местоположение границ земельного участка при выполнении кадастровых работ с учетом положений ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре, при этом наличие в акте согласования подписей заинтересованных лиц является достаточным условием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков;
-в соответствии с разъяснениями Роснедвижимости, содержащимися в письме от 30.05.2008 года № ВК/2370 «О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета», под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе. Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета;
-в соответствии с п. 64 Приказа Минэкономразвития от 04 февраля 2010 года №42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка:
1)список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат);
2)кадастровые номера смежных земельных участков;
3)дополнительные сведения, уточняющие описание отдельных частей границы земельного участка (наименования природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, если местоположение отдельных частей границы земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов).
С учетом вышеприведенных нормативно-правовых актов, суд приходит к убеждению, что кадастровые работы по подготовке межевого плана по уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, были проведены в полном соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и приказа Минэкономразвития от 24.11.2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке».
Межевой план регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером Р.М., соответствует требованиям вышеназванных нормативно-правовых актов и содержит всю необходимую информацию о местоположении границы земельного участка и его площади, которая подлежит включению в государственный кадастр недвижимости.
При этом, как следует из письма министерства экономического развития Российской Федерации от 17.10.2011 года №22781-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ», адресованному ФБУ «Кадастровая палата», ответственность за достоверность информации, содержащейся в межевом плане, за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план, и заверивший его своей подписью и печатью.
Решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет.
Каких либо нарушений по форме и содержанию представленных Барсуковой А.А. и Кушнаревым А.А. документов, которые в соответствии с действующим законодательством в области регулирования спорных правоотношений могли бы являться основанием для отказа в кадастровом учете изменений их земельного участка по основаниям, указанным в п.2 ч. 2 ст. 27 вышеназванного закона, судом не установлено.
В то же время, ведущий инженер ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю Е.А., принимая решение № от ДД.ММ.ГГГГ отказать заявителям внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, в нарушение ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 08.12.2011 года), необоснованно сослалась на часть 9 ст. 38 и ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 08.12.2011 года), указав, что заявителями не представлено правоустанавливающего документа на дополнительную площадь в 41 кв.м., так как погрешность не может превышать +/- 9 кв.м., самостоятельно при этом определив, не имея каких либо на то оснований, что часть земельного участка является государственной либо муниципальной собственностью, сделав необоснованный вывод о том, что межевой план не соответствует требованиям по форме и содержанию, предъявляемым вышеуказанным Федеральным законом № 221-ФЗ.
Инженер 1 категории ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю А.С,, принимая повторное решение № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать заявителям внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, в нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 08.12.2011 года), вновь сослался на часть 9 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, толкуя её по своему усмотрению как необходимость представления в состав приложения к представленному Межевому плану документов, содержащих сведения о местоположении границ уточненного земельного участка с кадастровым номером № указав в качестве примера открытый перечень таковых: «проект границ, утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, соответствующее решение органа судебной власти и др.»
Установленные судом действия (бездействия) специалистов ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю Е.А. и А.С,, суд оценивает как нарушение должностными лицами действующего российского законодательства, регулирующего деятельность ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю, что дает право суду в порядке ст. 226 ГПК РФ вынести частное определение и направить его руководителю указанного учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, незаконными.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по вновь поданному заинтересованным лицом заявлению в течение установленного законом срока со дня поступления такого заявления в орган кадастрового учета.
Резолютивная часть решения объявлена участникам процесса 30.12.2011 года, мотивированное решение изготовлено 10 января 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий подпись В. В. Лантух
Решение не вступило в законную силу.
Заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу.