К делу №2-3455/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2011 года г. Армавир
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Нечепуренко А.В.,
при секретаре Кун О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Луценко Ф.И. об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Луценко Ф.И. обратился в суд с заявлением об отмене решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости № <...> от 14 июня 2011 года Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю и обязании осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка по адресу: г.Армавир, ул.<...> с уточненной площадью 680 кв. метров по координатам, приведенным в материалах представленного «Межевого плана» от 15 марта 2011 года, мотивируя тем, что является пользователем данного земельного участка, с целью определения площади участка и его границ для оформления документов на земельный участок заключил договор с ООО «Архитектурное проектно-производственное бюро» на выполнение кадастровых работ, кадастровым инженером произведен обмер земельного участка по существующим границам, установленным более 15 лет назад и закрепленным с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Претензий, разногласий и возражений по границам земельного участка во время проведения процедуры обмера никто не заявил, и в «Акте согласования местоположения границ земельного участка» заинтересованные лица (соседи) смежных земельных участков в знак своего согласия с существующими границами, установленными более 15 лет назад, поставили свои подписи. По результатам обмера земельного участка сформирован межевой план, определяющий местоположение границ в пространстве уточняемого земельного участка. Согласно кадастровой выписке земельного участка ориентировочная площадь участка с кадастровым номером <...> составляет 640 кв. метров. Фактическая площадь, вычисленная кадастровым инженером по результатам инструментального обмера земельного участка составила 680 кв. метров. Заявитель сдал межевой план в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю для постановки земельного участка на кадастровый учет. 14 июня 2011 года в постановке на учет ему отказано, в связи с тем, что межевой план подготовлен без учета особенностей его оформления, установленных требованиями к подготовке межевого плана, а именно, документы, включенные в состав приложения представленного межевого плана, не содержат сведений, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка. С решением об отказе заявитель не согласен, так как оно создает препятствие в осуществлении его прав – права собственности на землю.
Заявитель Луценко Ф.И. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя Луценко Ф.И., действующий по доверенности Самсонов В.И., заявление поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным и просил его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования город Армавир, действующий по доверенности Никитенко Н.Д., поддержал заявление Луценко Ф.И. и полагал, что оно подлежит удовлетворению, так как фактическая площадь участка не превышает более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Кроме того, считает, что рекомендации ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю о необходимости представления схемы расположения земельного участка не основаны на законе, так как данная схема утверждается органом местного самоуправления в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствует сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта.
Представитель органа, чье решение обжалуется - ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю - в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях, представленных в суд, против удовлетворения заявления возражал, указав, что решение об отказе является законным и обоснованным, так как в составе межевого плана отсутствуют документы, содержащие сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка, что является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Луценко Ф.И. является собственником жилого дома по адресу: г.Армавир, ул.<...> на основании договоров дарения от <...>, право собственности зарегистрировано в установленном порядке в Бюро технической инвентаризации, что подтверждается записью от <...>
Как следует из договоров дарения, жилой дом принадлежал Л. на основании договора купли-продажи от 25 сентября 1958 года, и расположен на земельном участке площадью 640 кв. метров. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер <...>
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 17 января 2011 года его местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
В судебное заседание также представлен генеральный план земельного участка, находящийся в техническом паспорте за 1988 год по состоянию на 22 августа 1988 года, а также генеральный план усадебного участка находящийся в техническом паспорте за 1991 год по состоянию на 22 августа 1991 года, содержащие схематическое изображение границ земельного участка относительно смежных землепользователей.
По обращению Луценко Ф.И. кадастровым инженером Самсоновым В.И. были проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлен межевой план, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, которая фактически составляет – 680 кв. метров (с погрешностью определения площади +/- 9 кв. метров), а по данным кадастрового учета составляет – 640 кв.метров. Местоположение границ земельного участка было согласовано со смежными землепользователями.
12 мая 2011 года представитель администрации муниципального образования город Армавир Бояршинова О.Г., действующая на основании распоряжения управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир от 9 июля 2011 года № 13 «О наделении полномочиями» обратилась с заявлением в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю (в настоящее время после переименования в централизованном порядке - ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю) для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в чем было отказано обжалуемым решением по основаниям, указанным в п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ - заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно статье 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (далее по тексту –Федеральный закон о государственном кадастре) к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
В ч.1 ст. 38 Федерального закона о государственном кадастре предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно п.7 ст. 38 Федерального закона о государственном кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона о государственном кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Кадастровые работы по подготовке межевого плана по уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по ул.<...>, в г.Армавире, были проведены в полном соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом о государственном кадастре и приказом Министерства экономического развития от 24.11.2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
Из представленного суду межевого плана следует, что местоположение границ земельного участка по ул.<...> в городе Армавире было определено с учетом сведений содержащихся в правоустанавливающем документе на жилой дом и фактического землепользования. Претензий по границам земельного участка с соседними землепользователями по ул. ул.<...>, не имеется, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, в котором отражено согласие собственников смежных земельных участков с границами земельного участка по ул.<...>
Таким образом, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <...>, являющегося объектом кадастровых работ, установлены однозначно и согласованы со всеми заинтересованными лицами.
Состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен ст.22 Федерального закона о государственном кадастре.
Схема расположения границ земельного участка на кадастровой карте (плане) утверждается в соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, или в государственно кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка. Такие схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждаются в отношении земельных участков, образуемых после 1 марта 2010 года, в то время как положения ч.9 ст.38 Федерального закона о государственном кадастре применяются в отношении ранее учтенных земельных участков, то есть земельных участков учтенных до 1 марта 2008 года. Судом установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 13 апреля 2004 года.
В соответствии с ч. 11 ст. 45 Федерального закона о государственном кадастре отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта данного земельного участка.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования органа кадастрового учета о наличии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением местоположения и площади ранее учтенного земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах решение Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю от 14 июня 2011 года № 2343/5/11-118759 об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, ул.<...>, является незаконным.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд находит заявление Луценко Ф.И. подлежащим удовлетворению, поскольку обжалуемым решением нарушены законные права заявителя и созданы препятствия для реализации его прав на приобретение земельного участка в собственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю от 14 июня 2011 года № 2343/5/11-118759 об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, ул.<...>
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Луценко Ф.И. путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, ул.<...> в соответствии с межевым планом от 15 марта 2011 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.
Решение вступило в законную силу 06.12.11 Судья подпись А.В.Нечепуренко