Решение по иску Ющенко Ю.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собствености на квартиру в порядке бесплатной приватизации



К делу 2-3212/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2011 года               г. Армавир            

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Нечепуренко А.В.,

при секретаре Кун О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ющенко Ю.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Ющенко Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности, в порядке приватизации, на жилое помещение – квартиру <...> в городе Армавире Краснодарского края, мотивируя тем, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части <...> его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 25 лет, в порядке очередности ответчиком ему предоставлено жилое помещение по адресу: г.Армавир, <...> по договору социального найма, в которое он заселился и был зарегистрирован по месту жительства. В июле 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о передаче в собственность предоставленного жилого помещения, однако, до настоящего времени ответ не получен, что является препятствием для осуществления жилищных прав и оформления указанного жилого помещения в собственность.

Истец Ющенко Ю.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика – Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в заседание не явился, сведения об уважительных причинах неявки суду не представил и с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обратился.

Третье лицо Ющенко Ж.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что согласна на признание права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: г.Армавир, <...> за Ющенко Ю.А.

Третье лицо Ющенко В.Ю. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, представителя ответчика и третьих лиц по делу.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании истец Ющенко Ю.А. проходил военную службу по контракту в различных войсковых частях Минобороны РФ, в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части <...> г.Майкопа, что подтверждается представленной выпиской из послужного списка Ющенко Ю.А.

В целях реализации его прав и социальных гарантий в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», на основании решения о предоставлении жилого помещения от 15 января 2010 года между ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, действующего на основании доверенности от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны РФ, и Ющенко Ю.А. 24 мая 2011 года заключен договор социального найма жилого помещения №<...> жилого помещения по адресу: г.Армавир, <...>

Согласно п.3 данного договора в жилое помещение совместно с нанимателем вселены члены его семьи: Ю.Ж. – супруга и Ю.В. – сын.

Истец вместе с семьей вселился в указанную квартиру, зарегистрировался по месту жительства, что подтверждается выпиской из лицевого счета, выданного 1 июня 2011 года ООО «Жилсервис №9».

На основании выписки из ЕГРП жилое помещение по адресу: г.Армавир, <...> является государственной собственностью.

29 июля 2011 года в Министерство обороны РФ истцом направлено заявление о приватизации занимаемой квартиры. Однако, до настоящего времени ответа истцу не направлено, договор на передачу квартиры в собственность не заключен.

Иного жилья истец Ющенко Ю.А. не имеет, ранее права на приватизацию не реализовывал, о чем суду представлены соответствующие доказательства с прежних мест жительства и мест службы, что сопоставляется с выпиской из личного дела подполковника Ющенко Ю.А.

Так, объектов недвижимости в г.Майкопе Республики Адыгея, г. Армавире Краснодарского края, г.Заречном Свердловской области за Ющенко Ю.А. не зарегистрировано, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» филиала по Республике Адыгея отделения ТИ по г.Майкопу от 8 июля 2011 года, сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 8 июля 2011 года, справкой Филиала «Заречное БТИ и РН» СОГУП «Областной Центр недвижимости» от 2 ноября 2011 года, сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 2 ноября 2011 года.

В приватизации жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде Ющенко Ю.А. не участвовал, что также подтверждается справкой филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г.Армавиру от 5 июля 2011 года, справкой ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» филиала по Республике Адыгея отделения ТИ по г.Майкопу от 8 июля 2011 года, справкой Филиала «Заречное БТИ и РН» СОГУП «Областной Центр недвижимости» от 16 ноября 2011 года.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) - граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ»).

Судебная практика исходит из того, что отказом в приватизации надлежит считать наличие письменного решения об этом должностного лица, на которое законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан либо неполучение такого решения по истечении двух месяцев со дня подачи заявления о приватизации.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилья в общую долевую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или нескольких из них, подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как данное право закреплено в ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 « О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии с п.8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

В п. 2 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства. Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке, при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном для подачи исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Отказ в приватизации спорного жилого помещения, предоставленного по договору социального найма Ющенко Ю.А., является неправомерным, нарушающим ст.ст. 2,6,8 Закона, поскольку подобные квартиры не относятся к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Создавшаяся ситуация нарушает права Ющенко Ю.А., предусмотренные ст. 35 Конституции РФ, а так же противоречит и отдельными положениями ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой предусмотрено право военнослужащих на предоставление в собственность бесплатно жилых помещений.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ, граждане вправе обратиться в суд с иском о признании за ними права собственности на соответствующие жилые помещения.

Гарантируя на законодательном уровне право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, учитывая волеизъявление всех членов семьи Ющенко Ю.А. на передачу квартиры в собственность истца, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Ющенко Ю.А. и удовлетворяет их в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Признать за Ющенко Ю.А. право собственности на жилое помещение по адресу: г.Армавир, <...> в порядке приватизации.

Исключить из числа собственников жилого помещения по адресу: г.Армавир, <...> Российскую Федерацию.

В окончательном виде решение изготовлено 23 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Решение вступило в законную силу 06.12.11 Судья подпись А.В.Нечепуренко