Решение по заявлению прокурора г.Армавира в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации г.Армавира



К делу №2-3500/11

                    

Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

25 ноября 2011 года               г. Армавир            

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Нечепуренко А.В.,

с участием помощника прокурора г.Армавира Коршикова И.Ю.,

при секретаре Кун О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Армавира в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Армавира обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Армавир, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере погребения и похоронного дела и обязании устранить указанные нарушения путём определения уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела и установления его полномочий; проведения кадастровых работ в отношении земельных участков на территории муниципального образования г.Армавир, занятых местами захоронения, регистрации права муниципальной собственности на указанные земельные участки; проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах; определения порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, мотивируя тем, что в январе-феврале 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования город Армавир, в ходе проверки выявлен ряд грубых нарушений действующего законодательства в указанной сфере со стороны органов местного самоуправления. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой г. Армавира в адрес главы муниципального образования город Армавир внесено представление об устранении нарушений законодательства, в ответ на которое сообщено о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Однако, в ходе дополнительной проверки, проведенной прокуратурой города в октябре 2011 года установлено, что до настоящего времени ряд нарушений администрацией муниципального образования г. Армавир не устранен.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора г.Армавира уточнил заявление и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Армавир, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере погребения и похоронного дела и обязать администрацию муниципального образования г. Армавир устранить указанные нарушения, для чего определить уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела и установить его полномочия; провести кадастровые работы в отношении земельных участков на территории муниципального образования город Армавир, занятых местами захоронения, а именно в отношении земельных участков, занятых кладбищами по ул.Урупской, в хуторах Зуево, Красин и Первомайский Заветного сельского округа муниципального образования г. Армавир, а также кладбищем в хуторе Южном Приреченского сельского округа муниципального образования г. Армавир; зарегистрировать право муниципальной собственности в отношении земельных участков, занятых кладбищами по ул.Урупской, в хуторах Зуево, Красин и Первомайский Заветного сельского округа муниципального образования г. Армавир, а также кладбищами в хуторах Южном и Красная Поляна Приреченского сельского округа муниципального образования г. Армавир; провести инвентаризацию мест захоронения на кладбищах; определить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Уточненное заявление поддержал в полном объеме по основаниям в нем изложенным и просил его удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования г.Армавир, действующий по доверенности Петренко А.А., возражал против удовлетворения заявления, считал, что администрация муниципального образования город Армавир не бездействует, так как ею ведутся работы по устранению выявленных недостатков, а именно, в настоящее время в службах администрации проводится согласование проекта постановления об утверждении Положения об организации похоронного дела и содержании кладбищ на территории муниципального образования г.Армавир, которым определен уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела и порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, продолжают проводится кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых местами захоронения, данные работы носят длительный характер, поскольку земельные участки имеют достаточно большую площадь, для регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, занятые местами захоронения также требуется определенное время, поскольку государственная регистрация права муниципальной собственности на земельные участки может быть произведена после сдачи определенного пакета необходимых документов, инвентаризация мест захоронения в настоящий момент не может быть осуществлена, так как в местном бюджете на 2011 год на данные работы средства не предусмотрены, в проекте местного бюджета на 2012 год предусмотрены денежные средства в сумме 800000 рублей на содержание мест захоронения.

Выслушав помощника прокурора, представителя администрации муниципального образования г.Армавир, исследовав материалы дела суд считает, что заявление прокурора г.Армавира подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании в соответствии с заданием прокуратуры Краснодарского края прокуратурой г. Армавира в январе-феврале 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования город Армавир.

В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере со стороны органов местного самоуправления, которые нашли отражение в представлении прокурора города Армавира от 1 февраля 2011 года, вынесенного в адрес главы муниципального образования город Армавир.

Как следует из ответа администрации муниципального образования город Армавир от 1 марта 2011 года органом местного самоуправления были приняты меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений.

В ходе дополнительной проверки, проведенной прокуратурой города Армавира в период с 04.10.2011 года по 28.10.2011 года до настоящего времени ряд нарушений администрацией муниципального образования город Армавир не устранен.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Как следует из ст.23 Устава муниципального образования город Армавир исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Армавир является администрация муниципального образования город Армавир, которая обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Согласно ч. 1 ст. 13.1 Закон Краснодарского края от 04.02.2004 года №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм федерального и краевого законодательства, уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела администрацией муниципального образования г. Армавир не определен, его полномочия не установлены.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

В нарушение указанных требований федерального законодательства земельные участки под местами захоронения на территории муниципального образования город Армавир не сформированы, их границы и площадь не определены, право муниципальной собственности на такие участки не зарегистрировано.

Судом установлено, что на территории муниципального образования город Армавир расположено 8 мест захоронений граждан, а именно: городское кладбище по ул.Маяковского, общей площадью 51 га; городское кладбище по ул.Урупской, общей площадью 15 га; кладбище в п.Заветный по ул.Осенняя, 1, общей площадью 35,5 га; кладбище в х.Зуево Заветного сельского округа, общей площадью 0,20 га; кладбище в х.Красин Заветного сельского округа, общей площадью 0,50 га; кладбище в х.Первомайский Заветного сельского округа, общей площадью 0,500 га; кладбище в х.Южный Приреченского сельского округа, общей площадью 1,0 га; кладбище в х.Красная Поляна Приреченского сельского округа, общей площадью 1,0 га, что подтверждается реестром мест захоронения граждан на территории муниципального образования город Армавир, утвержденным первым заместителем главы муниципального образования город Армавир.

Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0509001:712, общей площадью 355092 кв.метров, расположенный по адресу г. Армавир, п.Заветный, ул. Осенняя, 1, для организации кладбища, находится в муниципальной собственности, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданного 29 апреля 2011 года и свидетельством о государственной регистрации права, выданным 31 мая 2011 года.

Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0105008:5, занятый городским кладбищем в г.Армавире по ул.Маяковского, общей площадью 514480 кв. метров, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 3 ноября 2011 года и включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Армавир, что подтверждается распоряжением управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир от 14 ноября 2011 года № 181, документы по данному земельному участку сданы на государственную регистрацию, о чем имеется расписка в получении документов на государственную регистрацию.

Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0000000:342, занятый кладбищем в х.Красная Поляна по ул.Красина, 52, общей площадью 47483 кв. метров поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 9 ноября 2011 года. Регистрация права собственности на указанный участок не произведена.

Несмотря на то, что в ответе администрации муниципального образования город Армавир на представление прокурора города Армавира от 1 марта 2011 года сообщалось о завершении работ по формированию земельных участков под действующими местами захоронения к 1 сентября 2011 года, указанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Так, не сформированы границы, не определена площадь, не поставлены на государственный кадастровый учет и не произведена государственная регистрация права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городским кладбищем по ул.Урупской, кладбищами в хуторах Зуево, Красин и Первомайский Заветного сельского округа муниципального образования г. Армавир, а также кладбищем в хуторе Южном Приреченского сельского округа муниципального образования г. Армавир.

Согласно п.5 ч. 2 ст. 13.1 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» уполномоченные исполнительные органы в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции устанавливают порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых) и организуют мероприятия по ее проведению.

В соответствии с п.2 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также ч. 2 ст. 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 №666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Судом установлено, что не отрицалось в судебном заседании представителем администрации муниципального образования город Армавир, что порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах администрацией муниципального образования город Армавир не установлен, мероприятия по проведению инвентаризации мест захоронения на кладбищах на территории муниципального образования г. Армавир не организованы, а также не определен администрацией муниципального образования город Армавир порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования город Армавир не принимает в полном объеме мер по исполнению требований федерального и краевого законодательства о погребении и похоронном деле.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В соответствии с ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Невыполнение администрацией муниципального образования город Армавир требований законодательства о погребении и похоронном деле нарушают гарантированные законом права граждан в сфере погребения и похоронного дела, состав которых постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть нарушают права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц.    

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, суд находит заявление прокурора города Армавира в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Армавир, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере погребения и похоронного дела.

Обязать администрацию муниципального образования город Армавир устранить в полном объеме допущенные нарушения требований законодательства в сфере погребения и похоронного дела и определить уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела и установить его полномочия; обеспечить проведение кадастровых работ в отношении земельных участков на территории муниципального образования город Армавир, занятых местами захоронения, по ул.Урупской, в хуторах Зуево, Красин и Первомайский Заветного сельского округа муниципального образования г. Армавир, в хуторе Южном Приреченского сельского округа муниципального образования г. Армавир; принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельных участков, занятых местами захоронения по ул.Урупской, в хуторах Зуево, Красин и Первомайский Заветного сельского округа муниципального образования г. Армавир, в хуторах Южном и Красная Поляна Приреченского сельского округа муниципального образования г. Армавир; провести инвентаризацию мест захоронения на кладбищах; определить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Решение вступило в законную силу 13.12.11 г. Судья подпись А.В.Нечепуренко