К делу № 2- 3538/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2011 г. Армавирский городской суд
Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Дерябиной И.В.,
при секретаре - Фоменко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кузнецова В.К. об оспаривании решения органа государственной власти – ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В. К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти – ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю № 2343/5/11-193965 от 28.09.2011 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, ул. <...> мотивируя тем, что является собственником земельного участка по указанному адресу на основании свидетельства о праве собственности на землю от <...> года. С целью уточнения границы и площади данного участка им были заказаны кадастровые работы по подготовке межевого плана. После завершения кадастровых работ, межевой план был им представлен вместе с заявлением от 31.08.2011г. в ФБУ «ЗКП» по КК для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. По результатам рассмотрения заявления и представленных документов было вынесено обжалуемое решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости по основаниям, указанным в п.п.2 ч.2 ст.27 ФЗ № 221- ФЗ от 24.07.2007г. Считает действия по отказу в учете изменений незаконными и необоснованными. поскольку они противоречат положениям ч.9 ст.38 ФЗ от 24.7.2007г. № 221-ФЗ, ч.7 ст.36 ЗКРФ. Кадастровый инженер подготовил межевой план, который по форме и содержанию отвечает требованиям ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2011г. и Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008г. При проведении соответствующих кадастровых работ по результатам геодезических измерений была вычислена фактическая площадь земельного участка, которая составила 975 +\-/ 11 кв.м по отношению к документальной 970 кв.м, что находится в предельно допустимом расхождении; было проведено согласование границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков ул. <...> и ул. <...> что отражено в акте согласования, включенного в состав межевого плана. Ответственность за достоверность информации несет кадастровый инженер, подготовивший межевой план. Оспариваемое решение нарушает его-заявителя, право на внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем, обжалуется в суд.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности настаивал на удовлетворении заявления, и просил признать незаконным обжалуемое решение, и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по КК осуществить учет изменений объекта недвижимости – спорного земельного участка.
Представитель ФБУ «Кадастровая Палата» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, судебное заседание провести в отсутствие представителя. В обоснование возражений на заявление указал, что в рассматриваемом случае свидетельство о праве собственности на землю от 03.03.1995г., выданное Кузнецову В.К. не содержит сведений о местоположении границ земельного участка; документы определяющие местоположение границ земельного участка при его преобразовании в орган кадастрового учета не представлены; документ, подтверждающий существование на местности границ земельного участка, сведения о которых содержатся в межевом плане 15 и более лет \ решение суда об установлении факта существования на местности таких границ, имеющего юридического значение\ также не представлено. Отсутствие указанных документов приложения межевого плана свидетельствует о нарушении требований ч.9 ст.38 Закона о кадастре, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.27 Закона о кадастре является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что Кузнецов В.К. является собственником земельного участка, расположенного по адресу Краснодарский край, г.Армавир, ул. <...> на основании свидетельства о праве собственности на землю <...>
Согласно кадастровой выписке о спорном земельном участке, его площадь 970 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
По сообщению Россреестра сведения о наличии чертежа границ земельного участка по ул. <...> в Государственном фонде данных отсутствуют.
В судебное заседание также представлено Заключение МАУ «Управление архитектуры и градостроительства» г.Армавира от 18.01.2010г. № 6456 о присвоении адреса объекту недвижимости в соответствии с генеральным планом города Армавира – ул. <...> с выкопировкой из адресного плана города Армавира, из которой прямо усматривается местоположение земельного участка.
По обращению Кузнецова В.К. кадастровым инженером МАУ «Управление архитектуры и градостроительства» г.Армавира были проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлен межевой план, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, которая фактически составляет – 975 кв.м \ с погрешностью определения площади +\-/ 11\, а по данным кадастрового учета составляет – 970кв.м\, что находится в пределе максимально допустимой погрешности. Местоположение границ земельного участка было согласовано со смежными землепользователями \ул. <...> и ул. <...>, что отражено в акте согласования местоположения границ земельного участка, включенного в межевой план.
31.08.2011 года Кузнецов В.К. обратился с заявлением в ФБУ КП по КК для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в чем ему было отказано обжалуемым решением по основаниям, указанным в п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007г. - заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Статье 38 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ \с последующими изменениями и дополнениями» «О государственном кадастре недвижимости» \ч.1\ предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно п.7 ст. 38 указанного закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с ч.7 ст.36 ЗКРФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетмо красных линий, местоположения границ смежных земельных участков \ при их наличии\, естественных границ земельного участка.
В соответствии с Положением О министерстве экономического развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 437 от 05.06.2008г.. Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Составление межевого плана основано на нормах Закона о ГКН, Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" \вместе с Требованиями к подготовке межевого плана\.
В соответствии с Законом о ГКН при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии документов границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом о ГКН порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В соответствии с п.п.4 п.2 ст. 26 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ \с последующими изменениями и дополнениями» «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п.п. 2 п.2 ст. 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями Роснедвижимость, содержащимися в Письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30.05.2008 г. № ВК\2370 «О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета»,
под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе.
Размер полей, размер и вид шрифта, тип линий и т.д. являются сопутствующими элементами при оформлении документа и не влияют на его форму, соответственно предъявление каких-либо требований к сопутствующим элементам оформления документа не правомерно.
Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. При этом необходимо учитывать, что наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур.
В соответствии с п.34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 42 от 04.02.2010г. в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета \если решение принято по причине несоответствия заявления или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре, приводятся рекомендации по доработке указанных документов\.
Из содержащихся в обжалуемом решении рекомендаций по доработке Межевого плана, следует, что необходимо дополнительно включить в состав приложения Межевого плана документов, содержащих сведения об определении местоположения границ уточняемого земельного участка.
В предоставленном межевом плане присутствует вся необходимая информация о местоположении границ земельного участка, подлежащая включению в государственный кадастр недвижимости \ перечень сведений о местоположении границ земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, регламентирован п.64 Приказа Минэкономразвития от 04.02.2010г № 42 « Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости»\.
Доводы заявителя о том, что в аналогичной ситуации было принято решение о проведении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка по ул. <...> ни чем не опровергнуты.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПКРФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение.
Таким образом, фактически претензий к форме документов не имелось, а несоответствие содержания документов \межевого плана\ требованиям Закона о кадастре, по мнению органа кадастрового учета, выразилось в неполноте представленных документов.
Иных нарушений, которые в соответствии с действующими нормами права в области регулирования спорных правоотношений могли бы являться самостоятельным основанием для отказа в учете изменений объекта недвижимости, судом не установлено.
Из вышеизложенного следует, что решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Замечания, не влияющие на возможность осуществления государственного кадастрового учета, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного адреса или телефона заявителя – таковой имелся ) либо путем приостановления кадастрового учета на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре недвижимости.
Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, поскольку обжалуемым решением нарушены законные права заявителя и созданы препятствия для реализации прав собственника недвижимого имущества.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПКРФ, суд-
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение – Федерального Бюджетного Учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю № 2343/5/11-193965 от 28.09.2011 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, ул. <...> и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителя Кузнецова В.К. путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, ул. <...> в соответствии с межевым планом от 16 декабря 2010 года, подготовленного муниципальным автономным учреждением «Управление архитектуры и градостроительства».
В окончательной форме решение суда изготовлено 25 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.
Судья-подпись Решение вступило в закон силу 17.01.2012 Оставлено без изменений судом кас инстанции