решение по заявлению Лашкевич Е.Д., Лашкевич Д.Л. о признании незаконным постановления главы муниципального образования г. Армавир



К делу № 2-231/12 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2012 года

г. Армавир

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Копыловой Н.В.,

при секретаре Пивоваровой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лашкевич Е.Д., Лашкевич Д.Л. о признании незаконным постановления главы муниципального образования г. Армавир,

УСТАНОВИЛ:

Заявители Лашкевич Е.Д. и Лашкевич Д.Л. обратились в суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Армавир, в котором просят признать постановление главы муниципального образования г. Армавир от <...>2011 года №<...> «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении их из списков на предоставление жилых помещений, обязать администрацию муниципального образования г. Армавир восстановить их в прежней очереди по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование требований, указанных в заявлении, заявители указали, что как при подаче документов для постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в настоящее время они нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку проживали и проживают в комнате № <...> по ул. <...>, представляющей собой одну комнату площадью 25,57 кв.м., в которой зарегистрированы и проживают четыре человека – Л.П., Лашкевич Д.Л., Л.И. и Лашкевич Е.Д. Действительно до 15.02.2003 г., то есть до постановки их на учет, они были зарегистрированы в доме Л.Е. по адресу : <...> в г. Армавире, однако, членами ее семьи не являлись и фактически проживали своей семьей в общежитии. Поскольку расчетная норма площади на 1 человека в г.Армавире составляет 10 кв.м., уровень их обеспеченности общей площадью жилого помещения был и остается меньше, установленного законом.

В судебном заседании заявители поддержали заявление и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Представитель администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности - Петренко А.А. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что заявители были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключены из списка на предоставление жилых помещений в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие граждан на учет, при решении вопроса о принятии истцов на учет, поскольку на момент постановки истцов на учет в августе 2003 г. они были зарегистрированы и проживали в доме Л.Е. по адресу : <...> и являлись членами ее семьи. А так как площадь указанного дома более 80 кв.м. истцы были обеспечены жильем и оснований для постановки их на указанный учет не имелось. Администрация г. Армавира не располагала сведениями о том, что заявители на момент постановки на учет фактически проживали в общежитии по ул. <...>, в комнате площадью 25,57 кв.м. в составе семьи из 4-х человек.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что комната № <...> по ул. <...> в г. Армавире была первоначально предоставлена Л.И. ( супруге заявителя Лашкевич Д.Л. ) на основании ордера № <...> от <...>1998 г. Впоследствии на основании договора приватизации от <...>2008 г. указанная комната была передана в собственность Л.П. ( отца заявителя Лашкевич Д.Л. ), который является собственником на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <...> от <...>2009 г. Указанная комната имеет площадь 25,57 кв.м., на которой проживают : Л.П. ( собственник ), Лашкевич Д.Л. ( сын ), Л.И. ( невестка ), Лашкевич Е.Д. ( внучка ).

В 2003 г. заявители обратились в администрацию г. Армавира с заявлением о постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

<...>2003 г. постановлением главы г. Армавира № <...> было утверждено решение комиссии по жилищным вопросам администрации города ( протокол № <...> от <...>2003 г. ), согласно которого Лашкевич Е.Д., Лашкевич Д.Л., в числе прочих, были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На момент постановки заявителей на учет, администрация МО город Армавир располагала сведениями о том, что они зарегистрированы и проживают в доме Л.Е. ( матери заявителя Лашкевич Д.Л. ) по адресу : <...> в г. Армавире в составе ее семьи из 5 человек на общей площади – 81,1 кв.м., жилой площади – 44,12 кв.м.

В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования город Армавир от <...>2011 года № <...> «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при решении вопроса о принятии Лашкевич Д.Л. и Лашкевич Е.Д. на учет, последние были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключены из списков на предоставление жилых помещений.

Как пояснили в судебном заседании заявители, о вынесении постановления о снятии их с учета они узнали через несколько месяцев после его вынесения, в связи с чем, были лишены возможности своевременно его обжаловать. При таких обстоятельствах, учитывая, что срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления был пропущен заявителями по уважительной причине, суд полагает, что имеются предусмотренные законом основания для восстановления указанного срока.

В судебном заседании установлено, что решение о снятии Лашкевич Д.Л. и Лашкевич Е.Д. с учета принималось на основании документов, из которых следовало, что истцы зарегистрированы в доме Л.Е. по <...>, имеющим общую площадь 81,1 кв.м., жилую площадь – 44,12 кв.м., в котором зарегистрировано 5 человек. Сведений о том, что заявители фактически с момента постановки их на учет и по настоящее время проживают в общежития по ул. <...> в комнате № <...> площадью 25,57 кв.м. в составе семьи из 4-х человек, членами семьи Л.Е. не являлись и не являются, в администрацию г.Армавира заявителями представлено не было.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 06.12.2011) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данное положение нашло отражение и в п. 3 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 г. № 172, от 14.08.2002 г. № 599 ).

Как пояснили в судебном заседании заявители, на момент постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях они действительно были зарегистрированы в доме Л.Е. по адресу : <...>, но фактически с 1998 г. проживали своей семьей и продолжают проживать по настоящее время в общежитии в комнате № <...> по ул. <...>. В общежитии они были зарегистрированы : Лашкевич Д.Л. с 08.08.2007 г., Лашкевич Е.Д. с 02.08.2008 г. Данный факт был подтвержден представленной истцами выпиской из лицевого счета от 28.06.2011 г.

Кроме этого, факт проживания заявителей в общежитии с 1998 г. по настоящее время подтверждается показаниями свидетелей.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Л. пояснила, что является родной сестрой заявителя Лашкевич Д.Л. С 1998 г. брат со своей семьей проживает в общежитии. До этого семья брата и ее семья вместе проживали в доме родителей по <...>. В настоящее время в доме по <...> проживают семь человек : родители, она с мужем, ее дочь с мужем и их малолетняя дочь. С тех пор как брат с семьей ушел жить в общежитие, никаких вещей их в доме родителей не имеется.

Свидетель Б. пояснила суду, что проживает по соседству с родителями заявителя по <...>. В указанном доме проживают родители Лашкевич Д.Л., его сестра с семьей и их дочь с семьей. Лашкевич Д.Л. со своей семьей проживал в доме родителей более 12 лет назад, после чего они ушли жить в общежитие, где и проживают по настоящее время.

Свидетель С. пояснила суду, что проживает в общежитии по ул. <...> по соседству с семьей Лашкевич, которые более 12-15 лет проживают в комнате № <...>. В общежитии семья Лашкевич живет постоянно, поскольку каждый день она встречается с членами их семьи в местах общего пользования.

Свидетель Я. пояснила суду, что проживает в общежитии с 1989 г. Позже комнату в общежитии получила Л.И. и переехала жить туда вместе с семьей – мужем и дочерью. Работая сначала лифтером в общежитии, а затем дворником, она часто встречается с Лашкевич. Видела, когда Лена еще ходила в школу.

В силу ст. ст. 30, 31, 33 ЖК РСФСР, действовавшему до 1 января 2005 г., предоставлению гражданам жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда на условиях договора найма предшествовала постановка их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включение в списки на получение жилых помещений.

Пунктом 1 статьи 29 указанного Кодекса было установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Суд считает установленным, что на момент подачи Лашкевич Д.Л. и Лашкевич Е.Д. в администрацию муниципального образования г. Армавир заявлений о принятии их учет в качестве нуждающегося в жилом помещении уровень обеспеченности истцов и членов их семьи общей площадью жилого помещения был меньше установленной нормы.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Признание гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении действующим жилищным законодательством также определяется исходя из уровня обеспеченности гражданина и членов его семьи общей площадью жилого помещения.

Частью 5 статьи 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

07 декабря 2006 года пунктом 2 постановления главы муниципального образования город Армавир №3640 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма жилой площади была установлена в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.

Постановлением главы муниципального образования город Армавир от 29.05.2009 года № 1499 «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании город Армавир» учетная норма жилой площади также установлена в размере 10 кв.м. на одного человека.

Поскольку бесспорно установлено, что на момент постановки на учет заявители фактически проживали и продолжают проживать в общежитии по ул. <...> в одной комнате № <...> площадью 25,57 кв.м. в составе семьи из 4-х человек, суд считает, что уровень обеспеченности заявителей и членов их семьи общей площадью жилого помещения на момент вынесения обжалуемого постановления главы муниципального образования г. Армавир также меньше нормы, установленной органом местного самоуправления.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствующие о том, что как на момент принятия обжалуемого постановления, так и в настоящее время Лашкевич Д.Л. и Лашкевич Е.Д. являются нуждающимися в жилых помещениях, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления и признания постановления главы администрации муниципального образования город Армавир от <...>2011 года № <...> «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным в части снятия Лашкевич Д.Л. и Лашкевич Е.Д. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию муниципального образования город Армавир восстановить их в прежней очереди по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Лашкевич Е.Д., Лашкевич Д.Л. о признании незаконным постановления главы муниципального образования город Армавир о снятии с учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях – удовлетворить.

Признать постановление главы муниципального образования г. Армавир от <...>2011 года № <...> «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Лашкевич Д.Л., Лашкевич Е.Д. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования г. Армавир восстановить Лашкевич Д.Л., Лашкевич Е.Д. в прежней очереди по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

<...>

Судья подпись Н.В.Копылова. Решение вступило в законную силу 02.03.2012 г.