К делу №2-790/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2012 года
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего Погребняк С.В. при секретаре Сергеевой А.Н., с участием представителей Фалиной В.П., Багаевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Фалина П.Е. к филиалу ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании решения органа государственной власти незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, с участием третьих лиц Угленко М.А., Захарова П.Д., Храмовой А.В., Храмова В.Н., Храмова М.В.,
УСТАНОВИЛ:
Истец Фалин П.Е. обратился в суд с иском к ответчику филиалу ФБУ «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании решения органа государственной власти ФГБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю <...> от 8 сентября 2011 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>, незаконным, и обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что у него имеется генеральный план усадебного участка от 10.01.2004 года, в котором четко определяется местоположение границ земельного участка. Постановлением администрации муниципального образования г.Армавир <...> от 04.03.1994 года был установлен размер земельного участка на основании контрольного обмера и определен порядок пользования земельным участком. Ему на праве собственности принадлежит ? доля жилого дома, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>, на указанном земельном участке. Для определения местоположения границ данного земельного участка, которые устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ, он обратилась к кадастровому инженеру Картавиной М.П. Кадастровый инженер подготовила межевой план от 17.02.2011 года, который по форме и содержанию отвечает требованиям Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 года. При проведении соответствующих кадастровых работ по данном земельному участку было проведено согласование границ земельного участка в соответствии с требованиями ст. 39 ФЗ № 221-ФЗ, которые существуют на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.9 ст.38). Конкретных требований по применению формулы расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельного участка без вычислений данных или с подстановкой в формулу значений изменяющихся величин в ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2011 года и Приказе Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 года не содержится. Все необходимые документы, отвечающие предъявляемым требованиям, были представлены для кадастрового учета, однако обжалуемым решением было незаконно отказано в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>, чем созданы препятствия к осуществлению прав истца. В связи с чем, истец был вынужден обратиться с иском в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Фалина В.П. уточнила заявленные исковые требования и настаивала на удовлетворении иска в части обязания филиала ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю осуществить учет изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю в судебном заседании по доверенности Багаева Т.И. настаивала на том, что вынесенное решение федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю является законным и обоснованным, поскольку в составе представленного Межевого плана отсутствует документ, определяющий местоположение границы земельного участка с кадастровым номером <...>, пояснила, что после устранения недостатков Межевого плана, истец вправе вновь обратиться к ним с заявлением об осуществлении учета изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>.
Третьи лица Угленко М.А., Храмова А.В. не возражали против удовлетворения уточненных исковых требований.
Третьи лица Захаров П.Д., Храмов В.Н., Храмов М.В. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Картавина М.П. пояснила, что ею были проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлен межевой план, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, которая фактически составляет – 1013 кв.м (с погрешностью определения площади +\-/11), а по данным кадастрового учета составляет – 991 кв.м. Местоположение границ земельного участка было согласовано со смежными землепользователями.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, третьих лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что у Фалина П.Е. имеется генеральный план усадебного участка от 10.01.2004 года, в котором четко определяется местоположение границ земельного участка. Постановлением администрации муниципального образования г.Армавир <...> от 04.03.1994 года был установлен размер земельного участка на основании контрольного обмера и определен порядок пользования земельным участком. Фалину П.Е. на праве собственности принадлежит ? доля жилого дома, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>, на указанном земельном участке. Для определения местоположения границ данного земельного участка, которые устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ, он обратилась к кадастровому инженеру Картавиной М.П. Кадастровый инженер подготовила межевой план от 17.02.2011 года, который по форме и содержанию отвечает требованиям Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 года. При проведении соответствующих кадастровых работ по данном земельному участку было проведено согласование границ земельного участка в соответствии с требованиями ст. 39 ФЗ № 221-ФЗ, которые существуют на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.9 ст.38). Конкретных требований по применению формулы расчета предельно допустимой погрешности определения площади земельного участка без вычислений данных или с подстановкой в формулу значений изменяющихся величин в ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2011 года и Приказе Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 года не содержится. Все необходимые документы, отвечающие предъявляемым требованиям, были представлены для кадастрового учета, однако обжалуемым решением было незаконно отказано в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>, чем созданы препятствия к осуществлению прав истца. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер <...>.
По обращению Фалина П.Е. кадастровым инженером Картавиной М.П. были проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлен межевой план, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, которая фактически составляет – 1013 кв.м (с погрешностью определения площади +\-/11), а по данным кадастрового учета составляет – 991 кв.м. Местоположение границ земельного участка было согласовано со смежными землепользователями.
16.08.2011 года Фалин П.Е. обратился с заявлением в ФГБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в чем ему было отказано обжалуемым решением по основаниям, указанным в п.2 ч.2 ст. 27 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007г. - заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Статье 38 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственном кадастре недвижимости» ч.1 предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно п.7 ст. 38 указанного закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с Положением «О министерстве экономического развития РФ», утв. Постановлением Правительства РФ № 437 от 05.06.2008г. Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Составление межевого плана основано на нормах Закона о ГКН, Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (вместе с Требованиями к подготовке межевого плана).
В соответствии с Законом о ГКН при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии документов границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом о ГКН порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В соответствии с п.п.4 п.2 ст. 26 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п.п. 2 п.2 ст. 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями Роснедвижимость, содержащимися в Письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30.05.2008 г. № ВК/2370 «О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета», под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе.
Размер полей, размер и вид шрифта, тип линий и т.д. являются сопутствующими элементами при оформлении документа и не влияют на его форму, соответственно предъявление каких-либо требований к сопутствующим элементам оформления документа не правомерно.
Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. При этом необходимо учитывать, что наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур.
В соответствии с п.34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 42 от 04.02.2010г. в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета (если решение принято по причине несоответствия заявления или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре, приводятся рекомендации по доработке указанных документов).
Из содержащихся в обжалуемом решении рекомендаций по доработке Межевого плана, следует, что необходимо дополнительно включить в состав приложения Межевого плана документов, содержащих сведения об определении местоположения границ уточняемого земельного участка.
Таким образом, фактически претензий к форме документов не имелось, а несоответствие содержания документов (межевого плана) требованиям Закона о кадастре выразилось в неполноте представленных документов.
Иных нарушений, которые в соответствии с действующими нормами права в области регулирования спорных правоотношений могли бы являться самостоятельным основанием для отказа в учете изменений объекта недвижимости, судом не установлено.
Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд находит уточненные исковые требования Фалина П.Е. подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать филиал ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Фалина П.Е. путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Фалина П.Е. путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: г.Армавир, <...>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд апелляционной инстанции через Армавирский городской суд.
Председательствующий подпись С.В. Погребняк Решение вступило в законную силу 30.04.2012 года