решение по иску администрации МО город Армавир к Авакян В.С. о запрете эксплуатации земельного участка и расположенных на нем строений в коммерческих целях



                                        К делу № 2-940/2011 г.    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года                              г. Армавир

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе :

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре             Пивоваровой Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования г. Армавир к Авакян В.С. о запрете эксплуатации земельного участка и расположенных на нем строений в коммерческих целях,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования г. Армавир обратилась в суд с иском к Авакян В.С. и просит запретить ответчице осуществлять эксплуатацию в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности земельного участка и строений, расположенных на земельном участке по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, садоводческое товарищество <...> участок № <...>, кадастровый номер земельного участка: <...>, до предоставления органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства муниципального образования город Армавир заключения о возможности реализации намерений заявителя об изменении видов разрешенного использования земельного участка и объектов недвижимости, в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, утвержденными решением Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 и внесения соответствующих сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании представитель истца по доверенности – Васканьянц Ю.Ю. поддержал исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчица Авакян В.С. в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании иска и рассмотрении дела в её отсутствие.

Третье лицо Ковалева Ю.П. в судебное заседание не явилась, считая исковые требования обоснованными, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Авакян В.С. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 627 кв.м., находящийся по адресу: <...>, садоводческое товарищество <...>, участок № <...>, кадастровый номер участка: <...>, предназначенный для садоводства. На указанном земельном участке расположены два нежилых строения, являющиеся самовольными постройками, поскольку возведены без получения разрешений на строительство и с нарушением требований градостроительного регламента.

Право собственности ответчицы на земельный участок подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от <...> 2012 года № <...>.

В декабре 2011 г. специалистами отдела земельного контроля управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир была проведена проверка соблюдения земельного законодательства землепользователями на территории города, в результате которой было установлено, что ответчица использует принадлежащий ей земельный участок в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности ( торговли запчастями к автомобильному транспорту ). Данный факт подтверждается справкой от 30 декабря 2012 года, составленной по результатам проверки.

Кроме того, по состоянию на 24 февраля 2012 года установлено, что ответчица передала Ковалевой Ю.П., являющейся индивидуальным предпринимателем, в безвозмездное пользование для осуществления предпринимательской деятельности нежилое помещение общей площадью 200 кв.м.

Данный факт подтверждается договором безвозмездного пользования земельным участком от <...> 2007 года, протоколом об административном правонарушении от <...>.2012 г. в отношении Ковалевой Ю.П. по ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», постановлением о привлечении Ковалевой Ю.П. к административной ответственности от <...>2012 г., актом обследования земельного участка от 24 февраля 2012 года.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Установлено, что решением Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Армавир.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Правил, настоящие Правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность и земельные отношения на территории муниципального образования город Армавир.

Правила землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ предусматривают в муниципальном образовании город Армавир систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования город Армавир на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

Согласно Правил землепользования и застройки земельный участок, принадлежащий ответчице, расположен в территориальной зоне ОД-5 – зоне размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, коммунально-бытового назначения, среднего и высшего профессионального образования, административных учреждений, культовых зданий, объектов коммерческого назначения.

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 3 Правил землепользования и застройки собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости, имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования недвижимости, разрешенные для соответствующих территориальных зон.

Из представленных документов бесспорно установлено, что ответчица не реализовала свое право на выбор вида разрешенного использования земельного участка и расположенной на нем недвижимости – не обращалась с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования город Армавир и не получила заключение от управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир.

Кроме того, согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

С учетом изложенного, ответчица не имела права сдавать в аренду (безвозмездное пользование) для коммерческих целей строения, находящиеся на спорном земельном участке, а предприниматель Ковалева Ю.П. не имела право использовать указанные строения в целях осуществления предпринимательской деятельности, так как самовольные постройки не являются объектом гражданского оборота.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам. Решением Армавирской городской Думы от 25 ноября 2008 года № 506 «О земельном налоге» ставка земельного налога была определена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении прочих земельных участков.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 вышеуказанного закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Пунктами 14-16, 18 ч.2 ст. 7 указанного Федерального закона установлены следующие характеристики, изменение которых обуславливает необходимость осуществления кадастрового учета таких изменений:

- изменение вида разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок;

- изменение назначения здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;

- изменение назначения помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;

- изменение назначения сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.

Бездействие ответчицы привело к занижению налоговой базы земельного налога, подлежащего оплате за принадлежащий ей земельный участок. Кроме того, использование ответчицей земельного участка с нарушениями Правил землепользования и застройки, а также не внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости нарушает права муниципального образования город Армавир на решение вопросов местного значения.    

При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения иска о запрете ответчице осуществлять эксплуатацию в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности земельного участка и строений, расположенных на земельном участке по адресу: г. Армавир, садоводческое товарищество <...>, участок № <...>, кадастровый номер земельного участка: <...>, до предоставления органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства муниципального образования город Армавир заключения о возможности реализации намерений заявителя об изменении видов разрешенного использования земельного участка и объектов недвижимости, и внесения соответствующих сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчицы надлежит взыскать госпошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования администрации муниципального образования г. Армавир к Авакян В.С. о запрете эксплуатации земельного участка и расположенных на нем строений в коммерческих целях - удовлетворить.

Запретить Авакян В.С. осуществлять эксплуатацию в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности земельного участка и строений, расположенных на земельном участке по адресу: Краснодарский край, город Армавир, садоводческое товарищество <...> участок № <...>, кадастровый номер земельного участка: <...>, до предоставления органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства муниципального образования город Армавир заключения о возможности реализации намерений заявителя об изменении видов разрешенного использования земельного участка и объектов недвижимости, в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, утвержденными решением Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 и внесения соответствующих сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

Взыскать с Авакян В.С. госпошлину в доход местного бюджета в сумме 200 ( двести ) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Судья подпись Н.В.Копылова. Решение вступило в законную силу 11.05.2012 г.