Решение по иску Лебедевой, Лебедева, Радченко к ФГБУ `ФКП Росреестра` по КК об оспаривании решения



                     к делу № 2 –1101/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2012 г. Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: Съемщиковой Г.Н

при секретаре : Купянской А. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Лебедевой С.А., Лебедева М.И., Радченко Н.Г. к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,

                    УСТАНОВИЛ:

Лебедева С.А., Лебедев М.И., Радченко Н.Г. обратились в суд с иском к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, в котором просит признать незаконным решение от 28.09.2011 года № 2343/5/11-193984 об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: г. Армавир, ул.<...>, и просили обязать ответчика, осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - спорного земельного участка. Свои требования мотивировали тем, что в соответствии с договором подряда на выполнение кадастровых работ, заключенным им с кадастровым инженером Картавиной М.П., был подготовлен межевой план по уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, в связи с устранением кадастровой ошибки, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. <...>

После завершения кадастровых работ вышеуказанный межевой план был передан в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю, которое является органом кадастрового учета по заявлению, для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. Действующее законодательство не содержит оснований для отказа в проведении кадастрового учета земельного участка в случае отсутствия первичных документов, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка. Границы земельного участка определены с учетом сведений содержащихся в правоустанавливающих документах и фактического землепользования. Смежные земельные участки отмежеваны, споров по границам земельного участка с собственниками соседних земельных участков не имеется. Отсутствие первичных документов, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка, не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

В судебном заседании заявители настаивали на удовлетворении требований по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель Федерального Государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» в зал судебного заседания не явился, не просил об отложении дела, не представил свои возражения против иска.

Представитель администрации МО г. Армавир не возражала против удовлетворения заявления.

Выслушав заявителей, представителя администрации МО г. Армавир, исследовав письменные доказательства по делу, суд удовлетворяет требования.

    Как установлено в судебном заседании в соответствии с договором подряда на выполнение кадастровых работ, заключенным истцами с кадастровым инженером Картавиной М.П. был подготовлен межевой план по уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, в связи с устранением кадастровой ошибки, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. <...>

После завершения кадастровых работ вышеуказанный межевой план был передан в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю, которое является органом кадастрового учета по заявлению, для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. На основании рассмотрения предоставленных документов инженером, было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 28.09.2011года № 2343/5/11-193984 по основаниям, указанным в подпункте 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона) в связи с тем, что в межевом плане отсутствуют сведения, определяющие местоположение границ уточняемого земельного участка.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей статье документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Кадастровые работы по подготовке межевого плана по уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером 23:38:0117060:14, в связи с устранением кадастровой ошибки, расположенного по адресу: Краснодарский край, ул. <...>, были проведены в точном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и приказом Министерства экономического развития от 24.11.2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Кроме того согласно письму Минэкономразвития № Д23-4375 от 26.10.2010 года определен порядок для устранения кадастровых ошибок в сведениях ГНК о местоположении границ земельных участков. В состав межевого плана включено заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы.

При проведении кадастровых работ выявлено наличие кадастровой ошибки во взаимном местоположении границ ранее уточненного земельного участка.

Согласно письму Заместителя Министра Минэкономразвития № 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 года в данном случае допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении уточняемого участка и сведения в отношении ранее учтенного участка, в местоположении границ которого выявлена ошибка.

Несмотря на согласование границ земельного участка со всеми заинтересованными сторонами, органом кадастрового учета было вынесено решение об отказе в учете изменений. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в случае, если площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости. Иных пределов изменения площади земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» не установлено. В рассматриваемом случае площадь земельного участка увеличилась всего на 5 кв.м., тогда как максимальное возможное увеличение площади составляет 300 кв.м.

Так, в письме Министерства экономического развития от 30.06.2011 года № ОГ-Д23-246 указано, что действующее законодательство не устанавливает требований, согласно которым кадастровый инженер должен подтвердить каким-либо документом фактическое местоположение границ земельного участка при выполнении кадастровых работ с учетом положения части 9 статьи 38 Закона о кадастре. При этом наличие в акте согласования местоположения границ такого земельного участка подписей заинтересованных лиц является достаточным условием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка.

Таким образом, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <...>, являющегося объектом кадастровых работ, установлены однозначно и согласованы со всеми заинтересованными лицами.

Состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен ст.22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в ред. от 19.07.2011г.

Схема расположения границ земельного участка на кадастровой карте (плане) утверждается в соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, или в государственно кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка. Такие схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждаются в отношении земельных участков, образуемых после 01.03.2010г., в то время как положения ч.9 ст.38 Закона о кадастре применяются в отношении ранее учтенных земельных участков, то есть земельных участков учтенных до 01.03.2008г. Судом установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет до 2008 г.

В соответствии с ч. 11 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта данного земельного участка.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования органа кадастрового учета о наличии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением местоположения и площади ранее учтенного земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах решение Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от об отказе в учете изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: г. Армавир, ул. <...> является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Признать решение Федерального Государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 28.09.2011 года № 2343/5/11-193984 об отказе в учете изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: г. Армавир, ул. <...> незаконным.

Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. Армавир, ул.<...> по вновь поданному заинтересованным лицом заявлению в течение установленного законом срока со дня поступления такого заявления в орган кадастрового учета.

Решение мотивированное изготовлено 10.04.2012 г.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения..

Судья: подпись Съемщикова Г.Н. Решение вступило в законную силу 11.05.2012 г.