Решение по иску Администрации МО г. Армавир к Мгеян М.С. о запрете эксплуатации земельного участка.



К делу № 2-890/2012

             Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

        

4 апреля 2012 года Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего-судьи Лаховой И.В.,

при секретаре Егизарян С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования г. Армавир к Мгеян М.С. о запрете эксплуатации земельного участка и расположенных на нем строений в коммерческих целях,

                 УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования города Армавира обратилась в суд с иском к Мгеян М.С. о запрете эксплуатации земельного участка и расположенных на нем строений в коммерческих целях, мотивируя свои требования тем, что Мгеян М.С. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <...>, садоводческое товарищество <...>», отделение <...>, предназначенный для садоводства с расположенными на нем строением и вспомогательными сооружениями. Земельный участок ответчик использует в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности. По состоянию на 27.02.2012 года установлено, что часть земельного участка площадью 30 кв.м. ответчик передал в безвозмездное пользование для осуществления предпринимательской деятельности У, являющейся индивидуальным предпринимателем. Согласно Правил землепользования и застройки земельный участок, принадлежащий ответчику, расположен в территориальной зоне ОД-2 – зоне размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, коммунально-бытового назначения, среднего и высшего профессионального образования, административных учреждений, культовых зданий, объектов коммерческого назначения, жилых домов в дачных товариществах. Ответчик не реализовал свое право на выбор вида разрешенного использования земельного участка и расположенной на нем недвижимости, не обращался с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования город Армавир и не получил заключения от управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир. Бездействие ответчика привело к занижению налоговой базы земельного налога, подлежащего оплате за принадлежащий ему земельный участок. Истец запретить ответчику Мгеяну М.С. осуществлять эксплуатацию в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности земельного участка и строений, расположенных на земельном участке по адресу: <...>, садоводческое товарищество <...>, участок <...>, до предоставления органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства муниципального образования город Армавир заключения о возможности реализации намерений заявителей об изменении видов разрешенного использования земельного участка и объектов недвижимости, в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, утвержденными решением Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 и внесения соответствующих сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании представитель Администрации МО г. Армавира, действующий по доверенности, настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.

Ответчик иск признал в полном объеме.

Третье лицо не возражала против заявленных требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании Мгеян М.С. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <...>, садоводческое товарищество «<...> <...>, общей площадью 655 кв.м., кадастровый (условный) номер объекта: 23:38:01 25 001:0085, предназначенный для садоводства с расположенными на нем строением и вспомогательными сооружениями.

Согласно выписки из ЕГРП от 21.02.2012 года № 37/004/2012-1384, на земельном участке находится жилое строение общей площадью 53,7 кв.м., кадастровый (условный) номер: 23:37/01:71:2339:00:246.

Специалистами отдела земельного контроля управления имущественных отношений администрации МО г. Армавир установлено, что земельный участок ответчик использует в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности, что подтверждается справкой от 30.12.2012 года о результатах проверки, проведенной прокуратурой города Армавира с привлечением специалистов отдела земельного контроля управления имущественных отношений администрации г. Армавира. По состоянию на 27.02.2012 года установлено, что часть земельного участка площадью 30 кв.м. ответчик передал в безвозмездное пользование для осуществления предпринимательской деятельности У, являющейся индивидуальным предпринимателем. Данный факт подтверждается договором безвозмездного пользования земельным участком от 01.05.2009 года, протоколом об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 «Невыполнение требований правил землепользования и застройки» Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», актом обследования земельного участка.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Решением Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Армавир (далее именуемые – Правила, Правила землепользования и застройки).

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Правил, настоящие Правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность и земельные отношения на территории муниципального образования город Армавир.

Правила землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации предусматривают в муниципальном образовании город Армавир систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования город Армавир на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

Согласно Правил землепользования и застройки земельный участок, принадлежащий ответчику, расположен в территориальной зоне ОД-2 – зоне размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, коммунально-бытового назначения, среднего и высшего профессионального образования, административных учреждений, культовых зданий, объектов коммерческого назначения, жилых домов в дачных товариществах

В соответствии с ч. 8 ст.3 Правил землепользования и застройки градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования недвижимости включают:

1) основные виды разрешенного использования недвижимости, которые, при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов - строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены;

2) условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого, в том числе с применением процедур публичных слушаний.

Виды использования недвижимости, не предусмотренные настоящими Правилами, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам специальных согласований.

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 3 Правил землепользования и застройки собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости, имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования недвижимости, разрешенные для соответствующих территориальных зон.

Порядок действий по реализации указанного права устанавливается действующим законодательством, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами и распространяет свое действие на следующие случаи:

1) при изменении одного вида разрешенного использования недвижимости на другой разрешенный вид использования затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. В этих случаях необходимо разрешение на строительство, выдаваемое в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;

2) при изменении одного вида на другой вид разрешенного использования недвижимости не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. В этих случаях собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости направляет уведомление о намерении изменить вид использования недвижимости в орган, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства, который в установленном порядке и в установленный срок предоставляет заключение о возможности или невозможности реализации намерений заявителя без осуществления конструктивных преобразований.

3) собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости запрашивает изменение основного разрешенного вида использования на разрешенное по специальному согласованию. В этих случаях применяются процедуры, предусмотренные градостроительным законодательством и Правилами землепользования и застройки.

Судом установлено, что ответчик не реализовал свое право на выбор вида разрешенного использования земельного участка и расположенной на нем недвижимости, не обращался с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования город Армавир и не получил заключения от управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 НК РФ к местным налогам отнесен земельный налог.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения отнесены к вопросам местного значения.

Решением Армавирской городской Думы от 25 ноября 2008 года № 506 «О земельном налоге» ставка земельного налога определена в размере:

- 0,055 % от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков для домов индивидуальной жилой застройки (подпункт 2.1 пункта 2 Решения);

- 1,5 % - в отношении прочих земельных участков (подпункт 2.8 пункта 2 Решения).

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» гласит, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе.

В соответствии с указанным Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

В соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Пунктами 14-16, 18 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона установлены следующие характеристики, изменение которых обуславливает необходимость осуществления кадастрового учета таких изменений:

- изменение вида разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок;

- изменение назначения здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;

- изменение назначения помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение;

-изменение назначения сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.

Бездействие ответчика привело к занижению налоговой базы земельного налога, подлежащего оплате за принадлежащий ему земельный участок.

Сложившаяся ситуация нарушает права и законные интересы муниципального образования город Армавир.

В соответствии с Уставом, муниципальное образование город Армавир является городским округом.

Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:

- формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

- утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Использование ответчиком земельного участка с указанными нарушениями Правил землепользования и застройки, а также не внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости нарушают права муниципального образования город Армавир на решение вопросов местного значения.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Суд полагает возможным удовлетворить требования Администрации МО г. Армавира и запретить Мгеян М.С. использовать земельный участок по адресу: <...>, садоводческое товарищество <...> <...> в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности.

Удовлетворяя исковые требования Администрации МО г. Армавира суд, согласно ст. 103 ГПК РФ взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд-

                     РЕШИЛ:

Запретить Мгеяну М.С. осуществлять эксплуатацию в коммерческих целях для осуществления торгово-складской деятельности земельного участка и строений, расположенных на земельном участке по адресу: <...>, садоводческое товарищество «<...> <...>, до предоставления органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства муниципального образования город Армавир заключения о возможности реализации намерений заявителей об изменении видов разрешенного использования земельного участка и объектов недвижимости, в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, утвержденными решением Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 и внесения соответствующих сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

Взыскать с Мгеяна М.С. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.04.2012 года.

Судья Лахова И.В. подпись решение вступило в законную силу 11.05.2012