Решение по иску Кашарина О.В. к ФГБУ `Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии` об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости



К делу № 2-824/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2012 года                    Армавирский городской суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Кукса В.М.,

при секретаре Дроганец Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кашарина О.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Кашарин О.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в котором просит решение от 02.02.2012 № 2343/5/12-15838 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <...>, отменить и обязать ответчика осуществить кадастровый учет изменений указанного объекта недвижимости». Свои требования мотивирует тем, что документы, представленные ответчику для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка по адресу: <...>), соответствовали необходимым требованиям; основания в отказе в осуществлении кадастрового учета данного объекта недвижимости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в оспариваемом решении, по мнению истца, не указаны.

В судебном заседании истец Кашарин О.В. доводы иска поддержал и по основаниям, изложенным в иске, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Багаева Т.И., действуя на основании доверенности, ссылаясь на то, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, просила в удовлетворении иска в части «отмены» данного решения отказать, в остальной части исковых требований просила принять решение на усмотрение суда.

Третье лицо Будков В.Г. исковые требования Кашарина О.В. поддержал.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права.

Как установлено в судебном заседании, истцу Кашарину О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 312 кв. м, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается вступившим в законную силу решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 11.12.2007 (к делу № 2-2981/07), свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.2008.

Данный земельный участок имеет кадастровый номер и в порядке ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является ранее учтенным объектом недвижимости.

По обращению истца, кадастровым инженером Будковым В.Г. были проведены кадастровые работы - подготовлен межевой план от 11.01.2012, в связи с уточнением местоположения границы и площади спорного земельного участка, которая фактически составляет – 340 кв. метров (с погрешностью определения площади +/- 6 кв. метров), по отношению к сведениям государственного кадастра недвижимости – 312 кв.метров, что находится в пределе минимально и максимально допустимой погрешности. Местоположение границ земельного участка было согласовано со всеми смежными землепользователями.

12.01.2012 истец обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости. К данному заявлению истцом был приложен межевой план от 11.01.2012. Свидетельство о регистрации права не представлялось.

Решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 02.02.2012 № 2343/5/12-15838 истцу было отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости -спорного земельного участка, по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом, данное решение мотивировано тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно представленный межевой план подготовлен без учета особенностей его оформления, установленных требованиям (пункт 23) к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 № 412; документы, включенные в состав приложения представленного межевого плана, не содержат сведений, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером ; не представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок с кадастровым номером

В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основании подп. 7,8 п.23 Требований «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года №412, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки, вступившие в законную силу судебные акты.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями о кадастровом учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Согласно п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок учтен регистрирующим органом в порядке инвентаризации при его площади 312 кв.м. При этом границы земельного участка в установленном порядке органом местного самоуправления не определялись. Межевой план от 1101.2012 (приложения к нему) представленный в регистрирующий орган, не содержит сведений(документов) о зарегистрированном праве, границах земельного участка - местоположения границ уточняемого земельного участка, в чем суд мог удостовериться при исследовании материалов кадастрового дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие указанных документов в приложении к межевому плану свидетельствует о нарушении истцом требований ч.9 ст. 38, ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В связи с чем, требования истца в части признания оспариваемого решения незаконным являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок был учтен по инвентаризационной ведомости, без определения его границ органом местного самоуправления. По результатам межевых работ, согласно межевому плану от 11.01.2012 местоположение границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером было определено с учетом сведений содержащихся в правоустанавливающих документах на земельный участок и фактического землепользования. Претензий по границам земельного участка с соседними землепользователями, не имеется, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, в котором отражено согласие собственников смежных земельных участков с границами земельного участка по <...>, в <...>.

Таким образом, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109026:23, являющегося объектом кадастровых работ, является установленным и согласованным со всеми заинтересованными лицами. Не определение границ компетентными органами при первичном учете спорного участка не может ограничивать законных прав и интересов истца.

При таких обстоятельствах, суд считает, что указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований иска в части возложения на ответчика обязанности осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кашарина О.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В окончательное форме решение изготовлено 21.05.2012.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.М. Кукса Решение вступило в законную силу с 22.06.2012