Решение по иску Администрации МО г.Армавир к Симонянц К.Г., Симонянц А.Р. о запрете эксплуатации земельного участка и расположенных на нем строений в коммерческих целях.



К делу № 2- 412/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» апреля 2012 года                     Армавирский городской суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Айвазовой И.М.,

при секретаре Дедовцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования город Армавира к Симонянц К.Г., Симонянц А.Р. о запрете эксплуатации земельного участка и расположенных на нем строений в коммерческих целях,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования г. Армавир обратилась в суд с иском к Симонянц К.Г., Симонянц А.Р., в котором просит запретить ответчикам осуществлять эксплуатацию земельного участка с расположенными на нем жилыми строениями, находящимися по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Энгельса, 119 в коммерческих целях до предоставления по их заявлению органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Армавир заключения о возможности изменения видов разрешенного использования земельного участка с расположенным на нем строением, в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Армавир, утвержденными решением Армавирской городской Думы от 29.07.2010 № 70 и внесения соответствующих сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, а также обязать ответчиков получить в установленном порядке согласие на эксплуатацию спорного домовладения в коммерческих целях в органе государственной власти Краснодарского края, осуществляющим контроль за эксплуатацией объектов историко-культурного наследия (Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края) и обязать привести жилые дома литер А и литер Б, находящиеся на указанном земельном участке, в первоначальное состояние в срок до 30.06.2012 года. Свои требования мотивирует тем, что в нарушение норм градостроительного и земельного законодательства, Правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, ответчики используют принадлежащий им земельный участок и расположенные на нем строения по адресу: г. Армавир, ул. Энгельса, 119, в коммерческих целях – в качестве магазина стройматериалов. В установленном порядке вид разрешенного использования земельного участка и расположенного на нем строения не изменялся, поэтому действия ответчиков по использованию земельного участка, предназначенного для эксплуатации жилого строения, в коммерческих целях – незаконны и нарушают права и законные интересы муниципального образования город Армавир. Требования истца об устранении нарушений ответчиками не выполнены, что послужило поводом для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования г. Армавир Васканьянц Ю.Ю., действуя на основании доверенности, доводы иска поддержал и по основаниям в нем изложенным, на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика Симонянц К.Г. – Виноградов А.В., действующий по доверенности, исковое требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать, суду пояснил, что истцом не привлечены в качестве ответчиков арендаторы магазинов, расположенных на спорном земельном участке, а именно Саенко В.А. и Петросян А.М., поскольку непосредственно ими используются строения в коммерческих целях. Представитель истца не вправе просить обязать ответчика получить в установленном законом порядке согласия на эксплуатация спорного домовладения в органе государственной власти Краснодарского края, осуществляющим контроль за эксплуатацией объектов историко-культурного наследия, поскольку данные требования не относятся к компетенции МО г. Армавир, а также считал невозможным привести в первоначальное состояние жилые дома литер А и литер Б в срок до 30.06.2012 года, т.к. администрация МО г. Армавир не является стороной по договорам аренды между Симонянц А.Р., Симонянц К.Г. и Саенко В.А., Петросян А.М.

Ответчик Симонянц А.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требования.

Третье лицо Симонянц Л.Г. и представитель третьего лица Симонянц М.Г. – Шепелева Е.А., действующая по доверенности, не возражали против удовлетворения исковых требований истца, суду пояснили, что действительно в настоящее время жилые строения и земельный участок, расположенные по адресу: г. Армавир, ул. Энгельса, 119 используются в качестве магазинов строительных материалов.

Третьи лица Саенко В.А. и Петросян А.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещались надлежащим образом, представили заявления согласно которых просили рассмотреть данное дело без их участия, по исковым требованиям полагались на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, а также представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, спорное домовладение, включает в себя два жилых дома литер «А,Б,б1,б2,б3» общей площадью 272,53 кв. м, хозяйственные постройки и сооружения, а так же земельный участок кадастровый (или условный) номер 23:38:0108082:25, категория земель: земли населенных пунктов – под жилую застройку индивидуальную), общей площадью 1032 кв. м, расположенные по адресу: г. Армавир Краснодарского края, ул. Энгельса, 119, принадлежащие на праве долевой собственности:

- Симонянц М.Г. – 1/12 доля жилых домов литер «А» и литер «Б» (на основании решения Армавирского городского суда от 28.01.2005 года, определения Армавирского городского суда от 31.10.2005 года, свидетельств о государственной регистрации права от 25.01.2006 года 23-АА <...>, 23-АА 593610); 1/12 доля земельного участка, общей площадью 1032 кв. м. (на основании договора купли-продажи от 28.12.2009 года №442 и свидетельства о государственной регистрации права от 06.04.2010 года 23–АЖ <...>);

- Симонянц Л.Г. - 1/12 доля жилых домов литер «А» и литер «Б» (на основании решения Армавирского городского суда от 28.01.2005 года, определения Армавирского городского суда от 31.10.2005 года, свидетельств о государственной регистрации права от 08.12.2005 года 23-АА <...>, 23-АА <...>); 1/12 доля земельного участка, общей площадью 1032 кв. м. (на основании договора купли-продажи от 28.12.2009 года №442 и свидетельства о государственной регистрации права от 06.04.2010 года №<...>

- Симонянц К.Г. – 1/4 доля жилых домов литер «А» и литер «Б» (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.06.1996 года); 1/12 доля жилых домов литер «А» и литер «Б» (на основании решения Армавирского городского суда от 28.01.2005 года, определения Армавирского городского суда от 31.10.2005 года, свидетельств о государственной регистрации права от 03.06.2008 года 23-А<...>, 23-А<...>); 1/4 доля земельного участка, общей площадью 1032 кв.м. (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.06.1996 года, свидетельства о государственной регистрации права от 28.09.2009 года №<...>; 1/12 доля земельного участка, общей площадью 1032 кв.м. (на основании решения Армавирского городского суда от 28.01.2005 года, определения Армавирского городского суда от 31.10.2005 года, свидетельства о государственной регистрации права от 06.04.2010 года 23-АЖ <...>);

- Симонянц А.Р. – 1/2 доля жилых домов литер «А» и литер «Б» и 1/2 доля земельного участка общей площадью 1032 кв.м. (на основании решения Армавирского городского суда от <...>, свидетельств о государственной регистрации права от <...> 23-АЕ <...>, 932034, 932035).

Решением Армавирской городской Думы от 29.07.2010 года № 70 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, которые обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность и земельные отношения на территории муниципального образования город Армавир (ч. 5 ст.2 Правил).

Правила землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ предусматривают в муниципальном образовании город Армавир систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования город Армавир на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для - защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; - обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции;- подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; - контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

В соответствии с указанными Правилами, земельный участок, принадлежащий ответчикам, расположен в градостроительной зоне ОД-1 – многофункциональной общественно-деловой зоне центра города Армавира.

Многофункциональная общественно-деловая зона центра города Армавира выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства в кварталах центральной части города, где сочетаются административные, учреждения, офисы и жилая застройка в зданиях смешанного назначения.

Использование земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в градостроительной зоне ОД-1, должно осуществляться с учетом прав и законных интересов граждан и юридических лиц, владеющих (использующих) смежными земельными участками.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 3 Правил землепользования и застройки собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости, имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования недвижимости, разрешенные для соответствующих территориальных зон.

Порядок действий по реализации указанного права устанавливается действующим законодательством, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами и распространяет свое действие на следующие случаи: - при изменении одного вида разрешенного использования недвижимости на другой разрешенный вид использования затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. В этих случаях необходимо разрешение на строительство, выдаваемое в случаях и порядке, установленных действующим законодательством; - при изменении одного вида на другой вид разрешенного использования недвижимости не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. В этих случаях собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости направляет уведомление о намерении изменить вид использования недвижимости в орган, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства, который в установленном порядке и в установленный срок предоставляет заключение о возможности или невозможности реализации намерений заявителя без осуществления конструктивных преобразований.

Симонянц К.Г., Симонянц А.Р. использует принадлежащий им земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости нарушая Правила землепользования и застройки.

Суд не принимает доводы представителя ответчика Симонянца К.Г. - Виноградова А.В. о том, что истцом не привлечены в качестве ответчиков Саенко В.А. и Петросян А.М., поскольку ст. 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, в связи с чем истец вправе предъявлять исковые требования только к собственникам объекта недвижимости, а именно Симонянц К.Г., Симонянц А.Р.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 1400 от 18.10.2011 года, вынесенного административной комиссией МО г. Армавира, Симонянц А.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» КоАП РФ, квалифицируемое как невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требований, установленных правилами землепользования и застройки, в том числе к проектированию и строительству объектов, а также к озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм, и ст. 7.4. Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» КоАП РФ, квалифицируемое как нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 руб.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 1401 от 18.10.2011 года, вынесенного административной комиссией МО г. Армавира, Симонянц К.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» КоАП РФ, квалифицируемое как невыполнение утвержденных органами местного самоуправления требований, установленных правилами землепользования и застройки, в том числе к проектированию и строительству объектов, а также к озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм, и ст. 7.4. Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» КоАП РФ, квалифицируемое как нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

В соответствии со статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) данные жилые дома являются жилыми помещениями.

Статьей 17 ЖК РФ установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

До настоящего времени спорные домовладения не переведены в нежилой фонд, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.

Согласно ч. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, т.е. пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, и не отрицалось сторонами, что Симонянц М.Г. и Симонянц Л.Г., являющиеся совладельцами спорного домовладения, категорически возражают против использования жилых домов и земельного участка в коммерческих целях.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно адресной справке МУП «Управление архитектуры и градостроительства» города Армавира от 08.11.2011 года, здание жилого дома, расположенное по вышеуказанному адресу, входит в реестр памятников истории, культуры и архитектуры.

Как следует из отзыва Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края, приобщенного к материалам дела, памятник используется без оформления собственниками (пользователями) охранных обязательств. Какие-либо согласования по вопросу использования памятника под коммерческие цели, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, перевод жилых помещений в нежилые управлением не производились.

Частью 4 статьи 22 Жилищного кодекса установлено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Использование ответчиками земельного участка и расположенного на нем жилого строения в коммерческих целях нарушает требования частей 1 и 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 42, пункта 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 9 статьи 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Армавир.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В соответствии со статьей 15 НК РФ к местным налогам отнесен земельный налог.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения отнесены к вопросам местного значения.

Решением Армавирской городской Думы от 25.11.2008 № 506 «О земельном налоге» ставка земельного налога определена в размере:

- 0,055 процента от кадастровой стоимости участка – в отношении земельных участков для домов индивидуальной жилой застройки (подпункт 2.1 пункта 2 Решения);

- 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков (подпункт 2.8 пункта 2 Решения).

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе.

В соответствии с указанным законом, осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (ч.5 ст. 4 Закона).

Пунктами 14-16, 18 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона установлены следующие характеристики, изменение которых обуславливает необходимость осуществления кадастрового учета таких изменений: изменение вида разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок; изменение назначения здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; изменение назначения помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; изменение назначения сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.

В соответствии с Уставом, муниципальное образование город Армавир является городским округом.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Использование ответчиками земельного участка с вышеуказанными нарушениями Правил землепользования и застройки, а также не внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости нарушает права муниципального образования город Армавир в части разрешения вопросов местного значения.

Суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчиков Симонянц К.Г., Симонянц А.Р. привести жилые дома литер А и литер Б, находящиеся на земельном участке по ул. Энгельса, 119 в г. Армавире в первоначальное состояние, поскольку какие именно действия необходимо произвести ответчикам стороной не указано.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Таким образом, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования администрации муниципального образования г. Армавир в частичном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчиков, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в равных долях государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Запретить Симонянц К.Г., Симонянц А.Р. использование земельного участка, предназначенного для эксплуатации индивидуального жилого дома, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Энгельса, 119 и расположенных на нем строений в коммерческих целях - в качестве магазинов, до предоставления по их заявлению органом, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Армавир заключения о возможности изменения видов разрешенного использования земельного участка с расположенным на нем строением, в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Армавир, утвержденными решением Армавирской городской Думы от 29.07.2010 года № 70 и внесения соответствующих сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, а в том числе получения в установленном законом порядке согласия на эксплуатацию жилого дома, по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Энгельса, 119 в коммерческих целях – в качестве магазинов в органе государственной власти Краснодарского края, осуществляющим контроль за эксплуатацией объектов историко-культурного наследия (Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края).

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать в равных долях с Симонянц К.Г., Симонянц А.Р. в государственную пошлину в доход местного бюджета (получатель Межрайонная ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю) в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.

    

Мотивированное решение изготовлено 13.04.2012 года.

судья подпись Айвазова И.М. решение вступило в законную силу 10.07.2012года.