К делу № 2- 1998/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июля 2012 г. Армавирский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего - судьи Дерябиной И.В., при секретаре - Фоменко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Щербаневой Н.Г. об оспаривании решения Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, УСТАНОВИЛ: Щербанева Н.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю № <...> от 23.05.2012 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, ул. <...>, мотивируя тем, что является собственником 14/300 доли домовладения, расположенного по указанному адресу на земельном участке фактической мерою в 1588 кв.м. В отношении данного земельного участка было проведено межевание и подано заявление об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка, поскольку по данным кадастрового учета, проведенного по состоянию на 23.09.2005г. без установления границ участка на местности, площадь участка составляет 1537 кв.м., что не соответствует действительности. По результатам рассмотрения заявления и представленных документов было вынесено обжалуемое решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости по основаниям, указанным в п.п.2 ч.2 ст.27 ФЗ № 221- ФЗ от 24.07.2007г., а именно в виду отсутствия документов, содержащих сведения о местоположении границ земельного участка при его образовании. Отказ в кадастровом учете изменений объекта недвижимости - спорного земельного участка, нарушает ее права и законные интересы, как собственника доли домовладения, поскольку она не может оформить документы на земельный участок. Считает действия по отказу в учете изменений незаконными и необоснованными, поскольку они противоречат положениям ч.9 ст.38 ФЗ от 24.7.2007г. № 221-ФЗ и нормам земельного кодекса РФ; кадастровый инженер подготовил межевой план, который по форме и содержанию отвечает предъявляемым требованиям ; было проведено согласование границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, что отражено в акте согласования, включенного в состав межевого плана В судебном заседании представитель заявителя по доверенности настаивал на удовлетворении заявления, просил признать незаконным обжалуемое решение, и обязать орган государственного кадастрового учета осуществить учет изменений объекта недвижимости - спорного земельного участка в соответствии с межевым планом от 28.12.2010г., подготовленным кадастровым инженером П. с учетом границ фактического землепользования, существующих на местности пятнадцать и более лет и согласованных в установленном законом порядке со смежными землепользователями, поскольку в существующих данных кадастрового учета была допущена явная техническая ошибка, а именно переставлены две цифры. Так, согласно всех имеющихся документов площадь участка составляла- 1573 кв.м, а в данных госучета указано - 1537 кв.м. Представитель Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, письменно просил о проведении судебного заседания в его отсутствие, представил письменный отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований в п.1 просительной части иска отказать, по п.2 просительной части принять решение на усмотрение суда, согласно представленных сторонами доказательств. В обоснование возражений на заявление указал, что оспариваемое решение является законным. Спорный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости. К межевому плану не были приложены документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании; документы, подтверждающий существование на местности границ земельного участка, сведения о которых содержатся в межевом плане 15 и более лет. Отсутствие указанных документов приложения межевого плана свидетельствует о нарушении требований п.9 ст.38 Закона о кадастре, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.27 Закона о кадастре является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Также представитель указал, со ссылкой на Письмо Минэкономразвития РФ «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и \ или \ изменением описания местоположения его границ» от 17.10.2011г. №22781-ИМ\Д23, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо проводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана. Заинтересованные лица, привлеченные судом к участию в деле, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Судом установлено, что Щербанева Н.Г., на основании договора передачи \приватизации\ от 29.01.2003г. является собственником 14/300 доли домовладения по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, ул. <...>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...> мерою, согласно данных государственного кадастрового учета, в 1537 кв.м. Согласно кадастровой выписке о спорном земельном участке, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. По обращению Щербаневой Н.Г. \ в целях последующего оформления прав на земельный участок, находящийся в ее фактическом пользовании, как собственника 14/300 долей объектов недвижимости, расположенных на спорном участке\ кадастровым инженером ИП П. были проведены кадастровые работы, по результатам которых подготовлен межевой план, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, которая фактически составляет - 1588 кв.м по отношению к документальной 1537 кв.м, что находится в пределе максимально допустимой погрешности. Местоположение границ земельного участка было согласовано со всеми смежными землепользователями, что отражено в акте согласования местоположения границ земельного участка, включенного в межевой план. Обжалуемым решением отказано Щербаневой Н.Г. в учете изменений объекта недвижимости, чем нарушены права и законные интересы заявителя и созданы препятствия, как собственнику недвижимости, в оформлении прав на земельный участок, соразмерно доле в праве собственности объект недвижимости, что в соответствии со ст. 254 ГПКРФ дает ей право на обращение в суд об оспаривании решения органа кадастрового учета. В силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь. Статье 38 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ \с последующими изменениями и дополнениями» «О государственном кадастре недвижимости» \ч.1\ предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Согласно п.7 ст. 38 указанного закона, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В соответствии с ч.7 ст.36 ЗКРФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков \ при их наличии\, естественных границ земельного участка. В соответствии с Положением О министерстве экономического развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ № 437 от 05.06.2008г.. Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. Составление межевого плана основано на нормах Закона о ГКН, Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" \вместе с Требованиями к подготовке межевого плана\. В соответствии с Законом о ГКН при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии документов границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом о ГКН порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. В соответствии с п.п.4 п.2 ст. 26 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ \с последующими изменениями и дополнениями» «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Согласно п.п. 2 п.2 ст. 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В соответствии с разъяснениями Роснедвижимость, содержащимися в Письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30.05.2008 г. № ВК\2370 «О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета», под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе. Размер полей, размер и вид шрифта, тип линий и т.д. являются сопутствующими элементами при оформлении документа и не влияют на его форму, соответственно предъявление каких-либо требований к сопутствующим элементам оформления документа не правомерно. Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. При этом необходимо учитывать, что наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур. В соответствии с п.34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 42 от 04.02.2010г. в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета \если решение принято по причине несоответствия заявления или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре, приводятся рекомендации по доработке указанных документов\. Из содержащихся в обжалуемом решении рекомендаций по доработке Межевого плана, следует, что необходимо дополнительно включить в состав приложения Межевого плана документы, содержащие сведения об определении местоположения границ уточняемого земельного участка. В предоставленном межевом плане присутствует вся необходимая информация о местоположении границ земельного участка, подлежащая включению в государственный кадастр недвижимости \ перечень сведений о местоположении границ земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, регламентирован п.64 Приказа Минэкономразвития от 04.02.2010г № 42 « Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости»\. Таким образом, фактически претензий к форме документов не имелось, а несоответствие содержания документов \межевого плана\ требованиям Закона о кадастре, по мнению органа кадастрового учета, выразилось в неполноте представленных документов. Иных нарушений, которые в соответствии с действующими нормами права в области регулирования спорных правоотношений могли бы являться самостоятельным основанием для отказа в учете изменений объекта недвижимости, судом не установлено, в обжалуемом решении также не имеется ссылок на наличие таковых. Из вышеизложенного следует, что решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости принимается в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Замечания, не влияющие на возможность осуществления государственного кадастрового учета, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного адреса или телефона заявителя - таковой имелся ) либо путем приостановления кадастрового учета на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре недвижимости. В соответствии со ст. 14.35 КоАП РФ ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка \ при отсутствии документов, указанных в ч.9 ст.38 Закона о кадастре\ несет кадастровый инженер. Местоположение границ спорного земельного участка установлено кадастровым инженером посредством определения координат характерных точек таких границ, что соответствует требованиям ч.7 ст.38 Закона о кадастре. Обоснование местоположения уточненных границ спорного земельного участка кадастровый инженер привел в заключениях, включенных в состав межевого плана. В соответствии с ч.3 ст.25 Закона о кадастре должен быть произведен кадастровый учет в связи с изменением площади спорного земельного участка и изменения описания местоположения границ земельного участка, поскольку, как следует из кадастровой выписки о спорном земельном участке, его границы не были установлены в соответствии с требованиями законодательства. В судебном заседании были исследованы в полном объеме материалы инвентарного дела БТИ на домовладение по ул. <...>. Из указанной документации, представленной в инвентарном деле с 1947 года, следует, что площадь спорного земельного участка составляла- 1572,6 кв.м, округленно указано - 1573 кв.м, что подтверждает доводы представителя заявителя о явной технической описке при указании сведений о площади участка в данных государственного кадастрового учета - 1537 кв.м, путем перестановки двух последних цифр. Как следует из разъяснений Минэкономразвития РФ, изложенных в Письме от 17.10.2011г. №22781-ИМ\Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и \ или \ изменением описания местоположения его границ» решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка может быть принято по основанию, указанному в ч.4 ст.27 Закона о кадастре в случаях, если: в межевом плане отсутствует заключение кадастрового инженера об обосновании местоположения уточненных границ \ таковое по настоящему делу имеется, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в ч.9 ст.38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах \ на это основание не имеется ссылки в обжалуемом решении и доказательств наличия такого основания суду не представлено \, либо отсутствия в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка. В соответствии с ч.1 ст.249 ГПКРФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение. Обжалуемое решение принято в соответствии с п.2 ч.2 ст.27 Закона о кадастре, доказательств законности его принятия органом кадастрового учета не представлено. Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, поскольку обжалуемым решением созданы препятствия к осуществлению заявителем ее права на получение в аренду\либо собственность\ части земельного участка соразмерно доле в праве собственности на объекты недвижимого имущества. В соответствии ч.1 ст.258 ГПКРФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199,258 ГПКРФ, суд- РЕШИЛ: Обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить препятствие к осуществлению Щербаневой Н.Г. ее прав и свобод путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 1588 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Армавир, ул. <...>, в соответствии с межевым планом от 28 декабря 2010 года, подготовленным кадастровым инженером - индивидуальным предпринимателем П. В окончательной форме решение суда изготовлено 16 июля 2012 года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд. Судья-подпись Решение вступило в законную силу 17.08.2012 г.