К делу № 2-1561/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «05» июня 2012 года Армавирский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Айвазовой И.М., при секретаре Дедовцевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Серковой Н.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании решения об отказе в учёте изменений объекта недвижимости, УСТАНОВИЛ: Серкова Н.В. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании решений от 10.04.2012 года № 2343/5/12-96987 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости незаконными и обязании осуществить кадастровый учёт изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Маркова, 179, с кадастровым номером 23:38:0103028:23, мотивируя тем, что является собственником домовладения, расположенного на вышеуказанном участке, с целью определения площади участка и его границ для оформления документов на земельный участок она обратилась к кадастровому инженеру Будкову В.Г., которым был подготовлен межевой план в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», по форме и содержанию в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». При осуществлении соответствующих кадастровых работ по данному земельному участку было проведено согласование местоположения границ земельного участка в соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», которые существуют на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Данное решение об отказе создает препятствие к осуществлению ее прав, а именно, постановке уточненной площади земельного участка на государственный кадастровый учет. Истица Серкова Н.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требования по основаниям изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях, представленных в суд, в части признания незаконным решения об отказе возражал, указав, что решение об отказе является законным и обоснованным, так как в составе межевого плана отсутствуют документы, содержащие сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка, что является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, а в части обязания осуществить кадастровый учёт изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> просил принять решение на усмотрение суда, согласно представленным сторонами доказательств. Третье лицо, кадастровый инженер Б., полагал, что исковые требования являются законными и обоснованными, так как земельный участок по адресу: <...> является ранее учтенным объектом недвижимости, его границы на местности существуют более 15 лет и согласованы со смежными землепользователями, изменение площади земельного участка произошло в результате уточнения границ земельного участка на местности, в связи с чем, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» необоснованно отказало в учете изменений по данному участку. Третье лицо, представитель отдела земельных отношений управления имущественных отношений администрации МО г. Армавир Бояршинова О.Г.. действующая по доверенности, полагала, что исковые требования являются законными и обоснованными, так как земельный участок по адресу: <...> является ранее учтенным объектом недвижимости, его границы на местности существуют более 15 лет и согласованы со смежными землепользователями, изменение площади земельного участка произошло в результате уточнения границ земельного участка на местности, в связи с чем, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» необоснованно отказало в учете изменений по данному участку, настаивала на признании решения Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от 10.04.2012 года № 2343/5/12-96987 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости незаконными. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Серкова Н.В. имеется генеральный план усадебного участка от 01.12.1992 года и 28.05.2004 года, в котором четко определяется местоположение границ земельного участка. Серковой Н.В. на праве собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: <...>, на указанном земельном участке. Для определения местоположения границ данного земельного участка, которые устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ, он обратилась к кадастровому инженеру Б. Кадастровый инженер подготовил межевой план от 20.03.2012 года, который по форме и содержанию отвечает требованиям Приказа Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 года. При проведении соответствующих кадастровых работ по данном земельному участку было проведено согласование границ земельного участка в соответствии с требованиями ст. 39 ФЗ № 221-ФЗ, которые существуют на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.9 ст.38). В связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, которая фактически составляет - 453 кв. метров (с погрешностью определения площади +/- 7 кв. метров), а по данным кадастрового учета составляет - 437,2 кв.метров. Все необходимые документы, отвечающие предъявляемым требованиям, были представлены для кадастрового учета, однако обжалуемым решением было незаконно отказано в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <...>, чем созданы препятствия к осуществлению прав истца. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 23:38:0103028:23. 20.03.2012 года Серкова Н.В. обратилась с заявлением в ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю (в настоящее время - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в чем было отказано обжалуемым решением по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ - заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». В силу ст. 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно статье 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон о государственном кадастре) к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь. В ч.1 ст. 38 Федерального закона о государственном кадастре предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона о государственном кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона о государственном кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Кадастровые работы по подготовке межевого плана по уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103028:23, расположенного по адресу: <...>, были проведены в полном соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом о государственном кадастре и приказом Министерства экономического развития от 24.11.2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Из представленного суду межевого плана следует, что местоположение границ земельного участка по <...> было определено с учетом фактического землепользования, поскольку документы, подтверждающие право на земельный участок и сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103028:23 отсутствуют. Претензий по границам земельного участка с соседними землепользователями по адресу: <...>, не имеется, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, в котором отражено согласие собственников смежных земельных участков с границами земельного участка по адресу: <...>. Таким образом, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103028:23, являющегося объектом кадастровых работ, установлены однозначно и согласованы со всеми заинтересованными лицами. В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона о государственном кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. В результате кадастровых работ площадь земельного участка установлена 453 кв. метров, а согласно данным ГКН площадь земельного участка составляет 437,2 кв. метров, в связи с чем, расхождение площади участка на 15,8 кв. метр, не превышает 10% площади, сведения о которой содержаться в ГКН. Судом принято во внимание, то обстоятельство, что ранее в отсутствие специальных технических средств позволяющих определять точные координаты земельного участка и его площадь, произведенные замеры земельных участков могли быть определены неточно и могли не совпадать со сведениями о площади земельного участка содержащихся в правоустанавливающих документе и фактической площадью земельного участка, поэтому расхождения в сведениях о земельном участке содержащихся в правоустанавливающем документе и в межевом плане возможны. В связи с чем, суд считает, что расхождение сведений о площади земельного участка, содержащихся в правоустанавливающих документах и в межевом плане на 15,8 кв.метр являются незначительными и при отсутствии споров по границе земельного участка по адресу: <...>, с соседними землепользователями, отсутствия прямого запрета законодателя на осуществление кадастрового учета в отношении таких земельных участков, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует обязать осуществить кадастровый учет изменений земельного участка расположенного по адресу: <...>. Согласно п.п. 2 п.2 ст. 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В соответствии с разъяснениями Роснедвижимость, содержащимися в Письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 30.05.2008 г. № ВК/2370 «О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета», под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе. Размер полей, размер и вид шрифта, тип линий и т.д. являются сопутствующими элементами при оформлении документа и не влияют на его форму, соответственно предъявление каких-либо требований к сопутствующим элементам оформления документа не правомерно. Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. При этом необходимо учитывать, что наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур. В соответствии с п. 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № 42 от 04.02.2010 года в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета (если решение принято по причине несоответствия заявления или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям Закона о кадастре, приводятся рекомендации по доработке указанных документов). Из содержащихся в обжалуемом решении рекомендаций по доработке Межевого плана, следует, что необходимо дополнительно включить в состав приложения Межевого плана документов, содержащих сведения об определении местоположения границ уточняемого земельного участка. Таким образом, фактически претензий к форме документов не имелось, а несоответствие содержания документов (межевого плана) требованиям Закона о кадастре выразилось в неполноте представленных документов. Иных нарушений, которые в соответствии с действующими нормами права в области регулирования спорных правоотношений могли бы являться самостоятельным основанием для отказа в учете изменений объекта недвижимости, судом не установлено. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования органа кадастрового учета при осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением местоположения и площади ранее учтенного земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах решение Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от 10.04.2012 года № 2343/5/12-96987 об отказе в учете изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: <...> является незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд- РЕШИЛ: Признать решение Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от 10.04.2012 года № 2343/5/12-96987 об отказе в учете изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: <...>, незаконным. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Серковой Н.В. путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с межевым планом от 20 марта 2012 года, подготовленного кадастровым инженером Б.. Решение изготовлено 05.06.2012 года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд. судья подпись Айвазова И.М. решение вступило в законную силу 09.08.2012года. -