К делу № 2- 119 /12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 мая 2012 г. Армавирский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего - судьи Дерябиной И.В., при секретаре - Фоменко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №4 УФСИН России по Краснодарскому краю о понуждении к устранению допущенных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии со ст.45 ГПКРФ, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №4 УФСИН России по Краснодарскому краю о понуждении к устранению допущенных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки, с участием ОГПН г.Армавира, соблюдения в ИК № 4 законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1894г. № 69-ФЗ, ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» /НПБ 110-03/, ФЗ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности», что выразилось в следующих нарушениях: здания и помещениях ИК № 4 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и не заключен договор на обслуживание системы АПС с организацией имеющей соответствующую лицензию на данный вид деятельности; в зданиях и помещениях ИК № 4 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа; сотрудники учреждения не обеспечены индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания; зданиях цехов № 1 и 2 не обеспечены автоматическими установками пожаротушения; на путях эвакуации \в коридорах\ из помещений ИК№--4 (здание психологической лаборатории, спортзал, столовая, жилой сектор, подсобное хозяйство, комната длительных свиданий) допускается отделка стен из горючих материалов;, планы-схемы эвакуации людей при пожаре выполнены в нарушение ГОСТ Р 12.2.143-2009; деревянные конструкции кровли административного здания не обработаны огнезащитным составом; в складах готовой продукции автоматическая установка пожарной сигнализации выполнена с нарушениями требований НПБ; здания складов не оборудованы системой молниезащиты в соответствии с требованиями СО 153-34.21.122-2003; на стенах зданий промышленной зоны не установлены соответствующие указатели о нахождении пожарных гидрантов; в помещении СУОН и карантинном помещении отсутствуют вторые эвакуационные входы со вторых этажей; администрацией учреждения не заключен договор со специализированной организацией на технической обслуживание автоматической пожарной сигнализации в ПФРСИ и складских помещениях тылового обеспечения; в учреждении отсутствует лицензия на деятельность связанную с предупреждением и тушением пожаров. Допущенные нарушения и неисполнение ответчиками требований законодательства в области пожарной безопасности ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара, в связи с чем, прокурор обратился в соответствии со ст.12 ГКРФ с заявлением в суд. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, настаивал на удовлетворении иска по заявленным основаниям. Дополнительно указал, что УФСИН России по КК является территориальным органом ФСИН России и в соответствии с п.п. 7,10,11,13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний на него возложена обязанность по содействию учреждениям, исполняющим наказание, в выполнении требований противопожарного и лицензионного законодательства. Представители ФКУ Исправительная колония №4 УФСИН России по Краснодарскому краю, действующие на основании доверенностей, не оспаривали факта выявленных в ходе проверки нарушений требований противопожарного и лицензионного законодательства, при этом пояснили, что администрация учреждения не бездействует, принимает все возможные меры к устранению допущенных нарушений, наличие которых вызвано прежде всего отсутствием финансирования на эти цели. Полагали, что 6 месячного срока для выполнения всех необходимых мероприятий в целях устранения выявленных нарушений будет недостаточно, поскольку до реального поступления денежных средств, приступить к их выполнению невозможно. Представитель УФСИН России по Краснодарскому краю, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке, в судебное заседание не явился, обратился с письменным ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ходе предшествующего заседания представители УФСИН возражали против удовлетворения заявления. Представитель - ОГПН г.Армавира, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке, в судебное заседание не явился, в предшествующем заседании полагал, что заявление подлежит удовлетворению, подтвердил факт проведения проверки прокуратурой и выявления указанных в заявлении нарушений, требующих устранения. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций. П.4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» предусмотрено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе из вторичных проявлений. Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края с участием ОГПН г.Армавира была проведена проверка соблюдения в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония №4 УФСИН России по Краснодарскому краю законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1894г. № 69-ФЗ, ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» /НПБ 110-03/, ФЗ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности». Перечень выявленных в ходе проверки нарушений зафиксирован в Предписании № 100/1/1-22 от 09.02.2012 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности и не оспаривался ответчиками. На день рассмотрения дела в суде ФКУ ИК №4 частично устранены нарушения, что подтверждено сообщением ОГПН г.Армавира от 24.05.2012г., а именно демонтирована на путях эвакуации \в коридорах\ из помещений ИК№--4 (здание психологической лаборатории, спортзал, столовая, жилой сектор, подсобное хозяйство, комната длительных свиданий) отделка стен из горючих материалов. В остальной части допущенные нарушения подлежат устранению, поскольку ставят под угрозу жизнь и безопасность людей в случае возникновения пожара. В соответствии со ст. 7 Закона РФ № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются ФСИН России на территориях субъектов РФ. Территориальныеорганы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания. УФСИН России по Краснодарскому краю является территориальным органом ФСИН России. ФКУ ИК № 4 является подведомственным учреждением УФСИН, исполняющим наказание. В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.01.2004 г. № 1314 финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Согласно п. 7 данного Положения ФСИН осуществляет полномочия по разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п. 10 Положения УФСИН России по Краснодарскому краю, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.03.2005 г. № 69 (далее -Положение УФСИН), одной из основных задач УФСИН России по Краснодарскому краю является финансовое и материальное техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет средств привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников (подпункт 9). П. 11 Положения УФСИН предусматривает выполнение УФСИН России по Краснодарскому краю функций по организации финансового обеспечения расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной деятельности, ревизионных работ, обеспечение предоставления сводной статистической и бухгалтерской отчетности в ФСИН России (подпункт 25);осуществление подготовки данных о потребности учреждений, исполняющих наказания, в государственных капитальных вложениях, оборудовании и т.д., их защите и согласовании в инстанциях (подпункт 29);организации разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях, исполняющих наказания (подпункт 51). Таким образом, на УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность содействия учреждениям, исполняющим наказания, в выполнении требований противопожарного и лицензионного законодательства. Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ведомственная пожарная охрана является одним из видов пожарной охраны. Одной из основных задач пожарной охраны является организация и осуществление тушения пожаров. В соответствии с п. 4 Приказа ФСИН РФ от 04.08.2005 г. № 697 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы» в ведомственную пожарную охрану УИС входят: ведомственная противопожарная служба Управления безопасности ФСИН России; отделы (инспекции) ВПО территориальных органов ФСИН России, объединенные пожарные части, пожарные части 1 разряда, пожарные части 2 разряда, отдельные посты, группы пожарной профилактики учреждений, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов УИС. П. 18 Приказа ФСИН РФ от 04.08.2005 г. № 697 предусматривает, что одной из основных функций ведомственной пожарной охрана УИС является организация и осуществление тушения пожаров на объектах учреждений и органов УИС, а также в установленном порядке участие в тушении пожаров в населенных пунктах, на предприятиях, объектах и т.п., не входящих в УИС. В соответствии с требованиями п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров подлежит лицензированию. Поскольку подразделение ВПО ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Краснодарскому краю согласно п. 2.5.1 Устава обеспечивает пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения (т.е. выполняет часть функций ВПО), юридическое лицо ИК № 4 обязано иметь лицензию на деятельность, связанную с тушением пожаров. Доводы представителей УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК №4 о необоснованности заявления прокурора опровергаются представленными суду результатами проверки в ИК№4 соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены зафиксированные в Предписании нарушения, требующие устранения. Недостаточность объемов финансирования не является основанием для освобождения от обязанности по соблюдению требований законодательства в области пожарной безопасности. Предложенный прокурором шестимесячный срок для устранения выявленных нарушений представляется суду разумным. В случае возникновения в стадии исполнения решения суда предусмотренных законом оснований, стороны праве ставить перед судом вопрос отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда. Проанализировав все исследованные судом доказательства в их совокупности, а также нормы действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, суд находит заявление прокурора законным и обоснованным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПКРФ, суд- Р Е Ш И Л: Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в шестимесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу, рассчитать сумму необходимых денежных средств на: - установку во всех зданиях и помещениях ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Краснодарскому краю автоматической пожарной сигнализации; - заключение договора на обслуживание системы АПС с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности; -приобретение необходимого количества индивидуальных средств фильтрующего действия для защиты органов дыхания для сотрудников ИК № 4; -установку в цехах № 1 и 2 ИК№4 автоматической установки пожаротушения; - замену в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 планов-схем эвакуации людей при пожаре; -проведение обработки деревянных конструкций кровлиадминистративного здания огнезащитным составом; -установку в складах готовой продукции автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями НПБ; -оборудование зданий складов системой молниезащиты в соответствии с требованиями СО 153-34.21.122-2003; -установку на стенах зданий промышленной зоны соответствующих указателей о нахождении пожарных гидрантов; -установку вторых эвакуационных входов со вторых этажей в помещении СУОН и карантинном помещении; -заключение договора со специализированной организацией на технической обслуживание автоматической пожарной сигнализации в ПФРСИ и складских помещениях тылового обеспечения; приобретениелицензии на деятельность, связанную с предупреждением и тушением пожаров. - организовать финансовое обеспечение расходов ФКУ ИК № 4 на устранение допущенных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе : запросить в ФСИН России бюджетные ассигнования на обеспечение противопожарной защиты объектов ФКУ ИК № 4 и выделить в необходимых объемах денежные средства для указанных целей. Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №4 УФСИН России по Краснодарскому краю в шестимесячный срок, со дня вступления решения в законную силу: - установить во всех зданиях и помещениях ИК № 4 автоматическую пожарную сигнализацию; -заключить договор на обслуживание системы АПС с организацией, имеющей соответствующую лицензию на данный вид деятельности; -установить во всех зданиях и помещениях ИК № 4 систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа; -приобрести необходимое количество индивидуальных средств фильтрующего действия для защиты органов дыхания для сотрудников учреждения; -установить в цехах № 1 и 2 автоматическую установку пожаротушения; -заменить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы-схемы эвакуации людей при пожаре; -произвести обработку деревянных конструкций кровли административного здания огнезащитным составом; -установить в складах готовой продукции систему автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями НПБ; -оборудовать здания складов системой молниезащиты в соответствии с требованиями СО 153-34.21.122-2003; -установить на стенах зданий промышленной зоны соответствующие указатели о нахождении пожарных гидрантов; -установить вторые эвакуационные входы со вторых этажей в помещении СУОН и карантинном помещении; -заключить договор со специализированной организацией на технической обслуживание автоматической пожарной сигнализации в ПФРСИ и складских помещениях тылового обеспечения; - получить в установленном законом порядке лицензию на деятельность, связанную с предупреждением и тушением пожаров. В окончательной форме решение суда изготовлено 29 мая 2012 года. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд. Судья-подпись Решение вступило в закон. силу 14.08.12 г. Оставлено без измен. судом апелляцион. инст
- установку во всех зданиях и помещениях ФКУ ИК № 4 системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа;