К делу № 2-878/2012г. решение Именем Российской Федерации 5 июля 2012 года г.Армавир Армавирский городской суд Краснодарского края, в составе председательствующего - судьи Притулина В.П., при секретаре Хилькевич В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеенко Н.М. к главе администрации муниципального образования г.Армавир Харченко А.Ю., администрации МО г.Армавир, ООО «Армавиртеплоэнерго» об оспаривании неправомерного решения по установлению нормативов потребления тепловой энергии, признании права на возмещение убытков вследствие нарушения её прав и законных интересов, обязании произвести соответствующие перерасчеты размера платы за потребленную тепловую энергию за весь период действия оспариваемого нормативного акта, установил: Представитель главы администрации МО г.Армавир и администрации МО г.Армавир, Петренко А.А. возражал, против удовлетворения заявленных требований, просит отказать в иске полностью, считает требования истицы необоснованными, незаконными, поскольку орган самоуправления в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и действующими Правилами вправе было определить порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Оспариваемый нормативный акта соответствует требованиям закон, права и законные интересы истицы не нарушены. Доводы истицы о том, что завышены нормативы, носят предположительный характер, не основаны на глубоком анализе, поэтому не могут быть учтены судом. В настоящее время право установления норматива потребления тепловой энергии у муниципалитета изъято и передано в Региональную энергетическую комиссию Краснодарского края, в связи с изменениями в жилищном законодательстве и Правилах, куда предоставлены так же все расчеты, где уже осуществляет процесс разработки и утверждения норматива. Выслушав стороны представителей, исследовав письменные материала дела, допросив специалиста ООО «Армавиртеплоэнерго»,Тютюнникова А.И., изучив представленные им документы и математические расчеты в их совокупности, суд находит иск Моисеенко Н.М. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В силу статьи 15 (часть 2) Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствие с ч.1 ст.157 Ж РФ ( в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.( в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) Оспариваемое постановление органа местного самоуправления принято на основе Правил изложенных в указанной норме жилищного закона в прежней редакции, согласно которой нормативы потребления определялись органом местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г.), вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения поселения. В силу подпункта "д" пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Пунктом 9 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил N 306). Таким образом, при определении нормативов потребления услуги по отоплению должны учитываться степень благоустройства домов, их конструктивные и технические параметры. Пунктом 20 Правил N 306 определены методы, которые применяются при установлении нормативов потребления тепловой энергии: метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод. Как указано в п. 21 Правил, метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по коллективным (общедомовым) приборам учета которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными техническими и строительными характеристиками, степенью благоустройства и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. В силу п. 22 Правил экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов. При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования в домах, в которых проводятся измерения, должна соответствовать правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 24 Правил N 306 возможно применение как одного из названных методов, так и сочетания методов, и право решения вопроса о применении методов предоставлено уполномоченным органам. Таким образом, осуществляя установление нормативов потребления тепловой энергии, орган местного самоуправления обязан применять соответствующий метод, предусмотренный п. 20 Правил установления и определения нормативов потребления тепловой энергии. Как следует из объяснений представителей администрации города, теплоснабжающей организации, специалиста Тютюнникова А.И., при установлении нормативов отопления в г. Армавире совершенно обоснованно применен расчетный метод в связи с отсутствием необходимого количества дорогостоящих приборов учета в многоквартирных домах, не соответствия жилых домов нормам САНПИН. При этом данный специалист не принимал участия в разработке нормативов, но при подготовке к судебному заседанию осуществил соответствующий математический расчет на основе площадей представленных БТИ, из которого следует, что специалистами теплоснабжающей организации при подготовке оспариваемого нормативного акта вполне обоснованно использован правдивый средний норматив температуры воздуха, все их расчеты соответствуют Правилам. Суду представлены расчеты и документы, обосновывающие необходимость применения расчетного метода при установлении нормативов потребления тепловой энергии. Признавая несостоятельным довод истицы о необходимости дифференциации нормативов по отоплению, с учетом конструктивных и технических параметров дома где она проживает, суд исходит из того, что приведенные в иске информационные сравнительные статистические данные нормативов потребления тепловой энергии не обоснованны, не учтены так же и изменения в городском жилом фонде, отсутствуют какие-либо математические расчеты и анализ на основе этих расчетов. Так, в первоначальном иске истица утверждает, что « норматив потребления тепловой энергии в г.Армавире является завышенным как минимум вдвое…»,при этом приводится сравнительная таблица с показателями объема потребления тепловой энергии в ряде городов Российской Федерации; « местные власти с ООО Армавиртеплоэнерго» пошли по наихудшему варианту избрания методу расчетов и вопреки Правилам, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 г. При уточнении исковых требований и представленных письменных пояснениях истица и её представили Усов И.А, и Виноградов А.В..,Ковшова Т.Н., утверждают, что при определении норматива потребления тепловой энергии закрепленным оспариваемым постановлением «не использовался ни один из методов, установленных вышеназванными Правилами». Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства определенно было установлено, что в соответствии с ранее действующей частью 1 ст.157 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ),один из установленных Правилами методов -расчетный и был применен разработчиками оспариваемого норматива. Учитывая обстоятельства дела,суд приходит к выводу, что расчет норм потребления тепловой энергии проведен в соответствии с формулами, представленными в Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306. Применение избранного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил N 306 и на момент подготовки и вынесения оспариваемого нормативного акта, являлся абсолютным правом органа местного самоуправления. Таким образом, суд приходит к убеждению, что во время разработки оспариваемого постановления органом местного самоуправления обоснованно были учтены конструктивные и технические параметры городского жилищного фонда, не оснащенного приборами учета, главой муниципального образования был обоснованно выбран наиболее оптимальный вариант норматива потребления тепловой энергии для всего городского жилого фонда. В ходе судебного разбирательства не добыто достаточных доказательств, подтверждающих намеренное завышение главой муниципального образования нормативов потребления населением г.Армавира тепловой энергии. Истица оспаривает нормативный акт органа самоуправления, которым в оспариваемой части он уже признан не действующим. Постановление главы муниципального образования в оспариваемой части признано утратившим силу, на основании постановления главы муниципального образования от 02.05.2012 №1357 « О внесении изменений в постановление главы муниципального образования от 9 февраля 2009 года № 270» г.,в связи с окончанием отопительного сезона и трехгодичного срока действия, а так же в связи с изменениями в жилищном законодательстве (ч.1 ст.157 ЖК РФ в действующей редакции) и Правил, согласно которым установление нормативов потребления коммунальных услуг утверждается органами власти субъектов Российской Федерации (см.п.9 Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 258), вступивших в законную силу с 1 июля 2012 г. 13.05.2012 г. данное постановление главы города опубликовано в газете «Армавирский собеседник». Указанные обстоятельства является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку отсутствует предмет спора. Суд так же считает, что признание незаконным оспариваемой части нормативного акта судом, повлечет несоразмерный ущерб нынешней теплоснабжающей организации, не являющейся правопреемником предшественника, отразится на интересах субъективных интересах неопределенного круга лиц, не оспаривающих данный нормативный акт, что так же не противоречит позиции Конституционного Суда РФ в Определении от 15.11.2007 N 763-О-О. Так, согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации",,основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина либо юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В вышеуказанном Определении Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 763-О-О указывается, что по смыслу ст. 125 Конституции РФ и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 16 июня 1998 г. N 19-П, от 11 апреля 2000 г. N 6-П, от 18 июля 2003 г. N 13-П и от 27 января 2004 г. N 1-П, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Иное, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не согласуется с конституционным полномочием перечисленных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации органов и неопределенного круга лиц. Таким образом, действующими нормативными актами не установлено такое последствие признания нормативного правового акта недействующим, как его неприменение в период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц. Вышеизложенные обстоятельства в совокупности дают суду право сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный акт является законным и обоснованными. В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, ч.1 ст.253, ч.4 ст.258 ГПК РФ,суд- РЕШИЛ: Моисеенко Н.М. в удовлетворении иска к Главе муниципального образования г.Армавир, администрации муниципального образования г.Армавир,, ООО «Армавиртеплоэнерго», об оспаривании неправомерного решения по установлению нормативов потребления тепловой энергии, признании права на возмещение убытков вследствие нарушения её прав и законных интересов, обязании произвести соответствующие перерасчеты размера платы за потребленную тепловую энергию за весь период действия оспариваемого нормативного акта- о т к а з а т ь. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 9 июля 2012 года. Решение вступило в законную силу 10.08.2012г. Судья В.П.Притулин подписьМоисеенко Н.М. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконным и необоснованным постановления главы муниципального образования г.Армавир от 09.02.2009г. № 270 « О нормативах потребления горячей воды в жилых и многоквартирных домах и нормативах потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилья в жилых и многоквартирных домах муниципального образования город Армавир»- которым установлен норматив потребления тепловой энергии в размере 0,025 Гкал/1 кв.м в месяц отопительного сезона.
Истица просит признать расчеты, примененные ООО «Армавиртеплоэнерго» незаконными, в частности несоответствующими требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306;
-обязать главу МО г.Армавир устранить нарушение её прав и свобод;
-обязать ООО «Армавиртеплоэнерго» произвести расчеты в соответствие с Правилами в т.ч.с применением более точного метода аналогов, либо экспертного метода, либо применить сочетание разных методов ;
-обязать ответчиков применить «дифференциацую норматива потребления тепловой энергии по группам многоквартирных домов», различающихся конструктивными и техническими параметрами, а так же степенью благоустройства и установить нормативны потребления тепла едиными для разных категорий домов в точном соответствии с п.10 Правил;
-обязать ответчиков при определении нормативов потребления тепловой энергии расчетным методом вместо проектных данных о температуре наружного воздуха в отопительный период, применить данные гидрометеорологических служб в точном соответствии с п.45 Правил;
-обязать ответчиков произвести расчеты норматива потребления тепловой энергии без применения коэффициента ветровой нагрузки, т.к. это не предусмотрено Правилами;
-обязать ответчиков произвести расчеты норматива потребления тепловой энергии с использованием исходных данных о фактической суммарной отапливаемой площади помещений по каждому из всех многоквартирных домов- на основании официальных данных органа технической инвентаризации.
В судебном заседании истица и ее представители, уточнили исковые требования, изложив их в следующей редакции:
-признать недействительным пп.2 п.1 Постановления главы МО г.Армавир от 09.02.2009г.№ 270 « О нормативах потребления горячей воды в жилых и многоквартирных домах и нормативах потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилья в жилых и многоквартирных домах муниципального образования город Армавир»- в части установления для населения МО г.Армавир норматива потребления тепловой энергии в размере 0,025 Гкал/1 кв.м в месяц отопительного сезона;
-признать положение пп.2 п.1 вышеуказанного Постановления незаконным и неподлежащим применению при осуществлении расчетов за потребленную тепловую энергию между Моисеенко Н.М. и теплоснабжающими организациями в период действия данного акта органа местного самоуправления в части норматива потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади в жилых и многоквартирных домах в размере 0,025 Гкак/1 кв.м в месяц отопительного сезона.;
- признать за Моисеенко Н.М. право на возмещение убытков, причиненных ей изданием не соответствующего ч.1 ст.157 ЖК РФ и пп.4,5,10,14,19,20 Правил № 306 Постановлением Главы МО г.Армавир от 09.02.2009г. № 270( в части пп.2 п.1 Постановления );
-обязать ООО «Армавиртеплоэнерго»произвести перерасчет размера платы Моисеенко Н.М., проживающей в комнате <...> <...>. в г.Армавире за услуги по отоплению занимаемых ею помещений в этом доме за весь период применения нормативного акта.
Исковые требования, в целом, мотивировано тем, что оспариваемым положением постановления главы муниципального образования необоснованно установлен завышенный "усредненный"норматив потребления тепловой энергии, что ухудшило положение плательщика, повлекло возложение обязанности оплачивать потребленную тепловую энергию, по повышенному тарифу, что по мнению истицы и её представителей не соответствует требованиям Правил в части дифференцирования нормативов потребления коммунальных услуг
Представитель ООО «Армавиртеплоэнерго» Байдина Я.Г., также возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что организация не является правопреемником предшествующей теплоснабжающей организации и не сет ответственность согласно Уставу за действия этих организаций, т.к. расчет нормативов, положенных в основу оспариваемого постановления главы представляемой ею организацией не осуществлялся. Представила суду расчет осуществленный ООО «Армавиртеплоэнерго»,в обоснование своей позиции и обоснованности избранного расчетного метода определения норматива потребления тепловой энергии населением города Армавира.
Вышеприведенные доводы истицы о нарушении её прав и интересов не основаны на фактических данных, отсутствуют соответствующие анализы и расчеты, а представленные истицей в первоначальном иске выводы на основе сравнительных оценок с населенными пунктами страны по данным Интернета являются надуманными и предположительными.