РЕШЕНИЕ
город Армавир «20» июня 2011 года
Судья Армавирского городского суда Краснодарского края Айвазова И.М., с участием ст. помощник прокурора Успенского района Паладич В.С.,
рассмотрев жалобу на постановление № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года о привлечении к административной ответственности Муниципального учреждения здравоохранения «Успенская центральная районная больница» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кузнецовой Т.Ю. - МУЗ «Успенская центральная районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 33 000 руб.
МУЗ «Успенская центральная районная больница» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление о назначении административного наказания, мотивируя тем, что постановление незаконно и подлежит отмене, так как Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае были допущены существенные нарушения, не позволяющие установить виновность МУЗ «Успенская ЦРБ», а именно искажены факты и неверно применены нормы материального права, а также нарушены сроки привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель МУЗ «Успенская ЦРБ» - Жиляев Д.В., действующий по доверенности, пояснил, что не согласен с вынесенным постановлением по следующим основаниям:
МУЗ «Успенская ЦРБ» вменяется в вину не соответствие табелей учета использования рабочего времени постановлению Госкомстата РФ от 5 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», утверждающие формы №Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» и № Т-13 «Табель учета рабочего времени». Однако, в соответствии с п. 2 вышеуказанного постановления действие форм №Т-12 и №Т-13 не распространяется на бюджетные учреждения, которым и является МУЗ «Успенская ЦРБ».
В отношении выплаты за работу в ночное время работнику И. за февраль 2011 года, считает, что выплата была произведена в полном размере в соответствии с постановлением главы муниципального образования Успенский район от 01 октября 2008 года №1138 «О введении новой системы оплаты труда работников муниципального учреждения здравоохранения «Успенская центральная районная больница» (в редакции постановления главы муниципального образования Успенский район от 19 декабря 2008 года №1463). В соответствии с приложением № 8 к указанному постановлению главы муниципального образования Успенский район расчет выплаты за работу в ночное время осуществляется путем деления оклада работник на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от продолжительности рабочей недели, установленной работнику. В 2011 году среднемесячная норма рабочего времени - 165,6 часов. В соответствии с этим положением был произведен расчет выплаты в ночное время за февраль 2011 года работнику И. в размере 1149,76 рублей. Расчет при этом производился следующим образом оклад работника - 3400 делится на среднемесячное количество рабочих часов, т.е. на 165,6 часов и умножается на количество часов отработанных в ночное время - 56 (3400:165,6*56=1149,76).
В постановлении от 29.04.2011 года указывается, что при составлении графиков сменности на январь, февраль и март 2011 года не учитывалось мнение представительного органа работников и они не были доведены до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Данное утверждение не соответствует действительности, так как мнение профсоюза работников учитывалось при составлении указанных графиков сменности и доводились до сведения работников в установленные законом сроки, что подтверждают их подписи на указанном документе. Кроме того, графики сменности за январь, февраль и март 2011 года составлялись и утверждались соответственно в ноябре, декабре 2010 года и январе 2011 года, в связи с чем согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, составляет 2 месяца. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении срока давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
В отношении сроков выплаты заработной платы, пояснил, что сроки выплаты заработной платы определены коллективным трудовым договором МУЗ «Успенская ЦРБ», а именно за первую половину месяца - 21 число текущего месяца, за вторую половину месяца - 6-9 числа месяца, следующего за отработанным. Когда дни выплаты зарплат совпадают с выходными и праздничными днями, выплата должна производиться накануне. Таким образом, выплата заработной платы за вторую половину февраля была произведена с соответствие с требованиями коллективного трудового договора без нарушений требований Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кузнецова Т.Ю., действующая по доверенности, пояснила, что постановление вынесено законно, суду пояснила, что
Табели учета использования рабочего времени не соответствуют постановлению Госкомстата РФ от 05.01.04 года № 1. Так, в табелях учета использования рабочего времени МУЗ «Успенская ЦРБ» систематически не указывается конкретное количество отработанных работниками часов в конкретные дни, а именно в табели учета использования рабочего времени за март 2011 года: Б. согласно графику сменности отработал смены 7 марта с 08 ч. 00 мин. до 20 ч. 00 мин., 08.03.2011 года с 20 ч. 00 мин. и до 08 ч. 00 мин. 09.03.2011 года, в табеле учета рабочего времени указано, что 06.03.2011 года Б. отработал 12 ч., 08.03.2011 года – 12 ч.; в табели учета использования рабочего времени за март 2011 года: Г. согласно графику сменности отработал смены 9 марта с 08 ч. 00 мин. до 20 ч. 00 мин., 10.03.2011 года с 20 ч. 00 мин. и до 08 ч. 00 мин. 11.03.2011 года, в табеле учета рабочего времени указано, что 09.03.2011 года Г. отработал 12 ч., 10.03.2011 года – 12 ч. и т.д.
Каждый час работы в ночное время в нарушение ч.1 ст.154 ТК РФ не оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. Так, в соответствии с Приложением № 8 к Положению об оплате труда работников МУЗ «Успенская ЦРБ» выплата за работу в ночное время устанавливается: 1) в размере 50 % работникам, за исключением указанных в пункте 2; 2) в размере 100 % медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу, в том числе водителя автомобиля скорой помощи в составе выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи (станций санитарной авиации), состоящим в штате автотранспортных предприятий, и работникам связи станций (отделений) скорой медицинской помощи. А также в этом же Приложении № 8 указано, что расчет выплаты за час работы в ночное время определяется путем деления оклада работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от продолжительности рабочей недели, установленной работнику. Согласно табелю учета использования рабочего времени за февраль 2011 года И. отработал 151 ч., из них 56 ч. в ночную смену, однако оплата работы в ночное время произведена не в полном объёме, так как согласно установленного расчета оплата произведена из расчёта среднемесячного количества рабочих часов в соответствующем календарном году
При составлении графиков сменности работодатель в нарушение ч.3 ст. 103 ТК РФ не учел мнение представительного органа работников, в нарушение ч.4 ст. 103 ТК РФ графики сменности не доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Так, графики сменности на январь, февраль, март 2011 года МУЗ «Успенская ЦРБ» не доведены до сведения работников не позднее, чем за одни месяц до введения их в действие, таким образом делать вывод о времени составления графиков не представляется возможным.
Заработная плата в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ не выплачивается в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Так, трудовым договором установлены дни выплаты заработной платы 21 и 6 числа месяца, следующего за отработанным, однако заработная плата за первую половину февраля 2011 года выплачена работникам МУЗ «Успенская ЦРБ» 18.02.2011 года (платежное поручение № 47), работникам амбулатории, ФАП-ы 22.02.2011 года (платежная ведомость № 42), работникам ЦРБ 24.02.2011 года (платежная ведомость № 50), работникам райбольницы 24.02.2011 года (платежная ведомость № 40) и т.д. Заработная плата за вторую половину февраля 2011 года выплачена 03.03.2011 года (список на зачисление средств на карт-счета), 04.03.2011 года (платежное поручение № 318), 09.03.2011 года (список на зачисление средств на карт-счета) и т.д.; за первую половину марта 2011 года выплачена 18.03.2011 года (платежное поручение № 405, 604), 17.03.2011 года (список на зачисление средств на карт-счета) и т.д.
Участвующий в судебном заседании ст. помощник прокурора Успенского района Паладич В.С. просил в жалобе отказать, поскольку постановление вынесено законно, при проведении проверки действительно обнаружены нарушения действующего трудового законодательства указанные в постановлении № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года, в связи с чем данное постановление законно и обосновано.
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав представленные документы, материалы об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
29.04.2011 года на основании постановления Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае г. Армавир № 4-742-11-ПВ/46/5 МУЗ «Успенская ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначено наказания в виде административного штрафа в размере 33 000 рублей. В соответствии с вышеуказанным постановлением действия МУЗ «Успенская ЦРБ» квалифицированы, как нарушение законодательства о труде, совершенные при вышеуказанных обстоятельствах.
Установленные в судебном заседании обстоятельства и исследованные доказательства по делу об административном правонарушении подтверждают факт нарушения МУЗ «Успенская ЦРБ» законодательства о труде и об охране труда и факт совершения тем самым административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, однако рассматривая доводы истца указанные в жалобе на постановление об административном правонарушении суд считает необходимым удовлетворить данную жалобу частично, исходя из следующего, а именно:
Поскольку охрана труда - это система мер правового, социально-экономического, организационно-технического характера, направленных на сохранение жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, одной из мер, обеспечивающих должную охрану труда, является установление режима работы и отдыха сотрудников.
В соответствии со ст. 91 ТК работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Упомянутым Постановлением Госкомстата N 1 утверждены две формы табеля учета рабочего времени: Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда форма № Т-12 и Табель учета использования рабочего времени форма Т-13.
В бюджетных учреждениях применяется только одна форма - табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (код формы 0504421).
Табель применяется для учета использования рабочего времени и начисления заработной платы, ведется ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению в целом или в разрезе структурных подразделений (отделов, отделений, факультетов, лабораторий и др.). Табель открывается ежемесячно за 2 - 3 дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц. В табеле регистрируются только случаи отклонений. В верхней половине строчки на каждого работника, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней - условные обозначения отклонений. В нижней части строчки записываются также часы работы в ночное время. Если у одного и того же работника в один и тот же период в использовании рабочего времени имелось два вида отклонений, одно из которых - работа в ночное время, то нижняя часть строки заполняется дробью, числитель которой - условное обозначение отклонений, а знаменатель - ночные часы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется 2 раза, в связи с чем доводы представителя МУЗ «Успенская ЦРБ» о надлежащем ведении табеля рабочего времени являются не состоятельными.
Доводы представителя МУЗ «Успенская ЦРБ» о том, что заработная плата за работу в ночное время начисляется в соответствии с требованиями законодательства, не могут быть приняты судом, поскольку за работу в ночное время производится доплата в следующих размерах (повышенных по сравнению с размером, установленным трудовым законодательством): работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, медицинскому персоналу медицинских вытрезвителей - из расчета 50% часовой ставки за каждый час работы в ночное время, что предусмотрено приложением № 8 к Положению об оплате труда работников МУЗ «Успенская ЦРБ». Расчет выплаты за час работы в ночное время определяется путем деления оклада работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от продолжительности рабочей недели, установленной работнику. Согласно табелю учета использования рабочего времени за февраль 2011 г. И. отработал 151 ч (а не 165,6 ч), из них 56 ч в ночную смену, в связи с чем расчет оплаты труда МУЗ «Успенская ЦРБ», приложенный к материалам дела произведен не правильно.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Так, трудовым договором установлены дни выплаты заработной платы 21 и 6 числа месяца, следующего за отработанным, однако заработная плата за первую половину февраля 2011 года выплачена работникам МУЗ «Успенская ЦРБ» 18.02.2011 года (платежное поручение № 47), работникам амбулатории, ФАП-ы 22.02.2011 года (платежная ведомость № 42), работникам ЦРБ 24.02.2011 года (платежная ведомость № 50), работникам райбольницы 24.02.2011 года (платежная ведомость № 40) и т.д. Заработная плата за вторую половину февраля 2011 года выплачена 03.03.2011 года (список на зачисление средств на карт-счета), 04.03.2011 года (платежное поручение № 318), 09.03.2011 года (список на зачисление средств на карт-счета) и т.д.; за первую половину марта 2011 года выплачена 18.03.2011 года (платежное поручение № 405, 604), 17.03.2011 года (список на зачисление средств на карт-счета) и т.д., также имеются несоответствии коллективного трудового договора и договоров отдельно взятых работников, т.к. в коллективном трудовом договоре день выплаты заработной платы указаны 21 и 6 число, а в договорах 21 и 6-9 даты выплаты заработной платы.
Представитель МУЗ «Успенская ЦРБ» просил в части п. 3,4 постановления применить ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, а именно срок исковой давности, указывая что при составлении графиков сменности на январь, февраль и март 2011 года не учитывалось мнение представительного органа работников, а также графики сменности на январь, февраль и март 2011 года не были доведены до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Т.к. графики сменности за январь, февраль и март 2011 года составлялись и утверждались соответственно в ноябре, декабре 2010 года и январе 2011 года, следовательно, если они не доводились до сведения работников МУЗ «Успенская ЦРБ» в срок, то данное действие, а вернее бездействие, было бы осуществлено более чем за два месяца до привлечения к административной ответственности постановлением от 29 апреля 2011 года и не могут служить основанием для привлечения МУЗ «Успенская ЦРБ» к административной ответственности.
В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 12.04.2011 года составленного Государственной инспекции труда в Краснодарском крае проводилась проверка МУЗ «Успенская ЦРБ».
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Успенского района вынесено 27.04.2011 года. Постановление № 4-742-11-ПВ/46/5 о привлечении МУЗ «Успенская ЦРБ» по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ вынесено 29.04.2011 года.
Согласно ст. 103 ТК РФ графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Вышеуказанный графики сменности за январь, февраль и март 2011 года составлялись и утверждались соответственно в ноябре, декабре 2010 года и январе 2011 года, следовательно, если они не доводились до сведения работников МУЗ «Успенская ЦРБ» в срок, то данное действие, а вернее бездействие, было бы осуществлено в марте 2011 года, в связи с чем именно в марте 2011 года наступило обстоятельство, исключающее производство по делу, а именно истек срок давности привлечения к административной ответственности определенный ст.4.5 КоАП РФ – в два месяца со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент вынесения постановления № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года в отношении МУЗ «Успенская РБ» не имелось оснований для привлечения к административной ответственности по п., 4 вышеуказанного постановления.
В остальной части суд не ставит под сомнение № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года вынесенные государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кузнецовой Т.Ю., в котором подробно описаны обстоятельства совершенного МУЗ «Успенская РБ» правонарушения, а также выводы, на которых основано принятое решение.
В соответствии ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, а также нормами Трудового кодекса РФ имело место быть нарушение законодательства о труде и об охране труда МУЗ «Успенская РБ».
На основании изложенного суд приходит к выводу, что фактические обстоятельства дела установлены правильно. Вина МУЗ «Успенская РБ» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, юридическая оценка действиям правонарушителя дана верная.
По результатам рассмотрения административного материала должностным лицом и государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кузнецовой Т.Ю. назначено наказание соответствующее санкции ст. 5.27 КоАП РФ.
Таким образом, основания к удовлетворению жалобы в полном ее объеме и отмене постановления у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Муниципального учреждения здравоохранения «Успенская центральная районная больница» на постановление № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кузнецовой Т.Ю. удовлетворить частично.
Постановление Государственной инспекции труда в Краснодарском крае № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Успенская центральная районная больница» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ изменить: исключить п. 3, 4 содержащий указание на ненадлежащее составление и ведение графиков сменности за январь, февраль, март 20011 года
В остальной части постановление № 4-742-11-ПВ/46/5 от 29.04.2011 года вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кузнецовой Т.Ю. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд.
Решение вступило в законную силу 01.07.2011 г. Судья подпись И.М.Айвазова