№2-428 оспаривание решение органа государственной власти



№2-428(1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2011 года               г. Аркадак

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Романова А.В.,

при секретаре Кондратенко Е.В.,

с участием заявителя Оуш В.Ф.,

представителя заинтересованного лица - Министерства юстиции Российской Федерации Матвиенко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оуш Василия Филипповича о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 30 мая 2008 года №614 «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы»,

установил:

Оуш В.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 30 мая 2008 года №614 «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы». В обоснование заявления указал, что является гражданином Республики Молдова и с 11 летнего возраста проживает в России. 15 февраля 2007 года был осужден по ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 162, ст. 319 УК РФ к 3 годам и 2 месяцам лишения свободы, освободился 11 января 2009 года по отбытии наказания. После освобождения остался проживать на территории Российской Федерации, вступил в брак с гражданкой Российской Федерации ФИО5., в период брака 25 февраля 2011 года у них родился сын ФИО6 имел разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, а с 16 марта 2011 года получил патент Федеральной миграционной службы, за который регулярно уплачивает налог на доходы физических лиц. 21 июля 2011 года был приглашен в ТП УФМС России по Саратовской области в Аркадакском районе, где ему было объявлено оспариваемое распоряжение, предложено добровольно выехать за пределы Российской Федерации в срок до 05 августа 2011 года. Полагает оспариваемое распоряжение незаконным, поскольку отбыл наказание, после освобождения никаких противоправных действий не совершал, никакой угрозы обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения не создавал и не создает, по месту жительства характеризуется положительно, имеет семью.

В судебном заседании заявитель поддержал заявление.

Представитель заинтересованного лица - Министерства юстиции Российской Федерации Матвиенко Д.В. требования заявителя не признала и пояснила, что на момент издания оспариваемого распоряжения Оуш В.Ф. являлся лицом без гражданства. До осуждения Оуш В.Ф. проживал по адресу: <адрес>. Временного разрешения на проживание и вида на жительство не имел. За приобретением гражданства Российской Федерации не обращался. Бы осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 162, ст. 319 УК РФ к 3 годам и 2 месяцам лишения свободы, отбывал наказание в ФГУ «ИК №2». Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» полагает, что Минюстом России обоснованно вынесено оспариваемое распоряжение, поскольку Оуш В.Ф. до осуждения проживал на территории Российской Федерации без регистрации, а его пребывание создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Кроме того, ссылается на пропуск Оуш В.Ф. трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин (далее - ГПК РФ), организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

Возможность ограничений права, так и их характер, могут определяться законодателем в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подтверждая право государств-участников в силу установленных принципов международного права контролировать въезд в страну, проживание в ней и высылку лиц, не являющихся гражданами этой страны, не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 26 сентября 1997 года по делу "Эль-Бужаиди против Франции" и от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб против Нидерландов", решение от 9 ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов против Латвии", Постановление от 6 декабря 2007 года по делу "Лю и Лю против Российской Федерации").

Как установлено в судебном заседании Оуш В.Ф., 14 сентября 1985 года рождения, уроженец Республики Молдова, являлся лицом без гражданства, который прибыл из Республики Молдовы на территорию Российской Федерации в 1996 году, проживал без регистрации по адресу: <адрес>, с 2000 года по адресу: <адрес>, что подтвердил заявитель в судебном заседании.

Приговором Одинцовского гарнизонного военного суда Московской области от 07 сентября 2004 года Оуш В.Ф. осужден по ч. 1 ст. 162 УК РФ с применением ст. 73 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Постановлением Одинцовского городского суда Московской области от 21 февраля 2006 года условное осуждение по приговору от 07 сентября 2004 года отменено, Оуш В.Ф. направлен для отбывания наказания в колонию общего режима. Приговором Одинцовского городского суда Московской области Оуш В.Ф. осужден по ст. 119 УК РФ с применением ст. 73 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Приговором мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Саратова от 15 февраля 2007 года Оуш В.Ф. осужден по ст. 319 УК РФ с применением ст. 71, ч. 4 ст. 74, ст. 70 УК РФ к 3 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

По указанным приговорам судов Оуш В.Ф. отбывал наказания в Федеральном государственном учреждении «Исправительная колония №2» ГУФСИН России по Саратовской области. С 11 января 2009 года освобожден по отбытии наказания.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 30 мая 2008 года №614 признано нежелательным пребывание в Российской Федерации Оуш В.Ф., являющегося лицом без гражданства, сроком до 12 января 2015 года.

С данным распоряжением Оуш В.Ф. был ознакомлен администрацией исправительного учреждения 17 июля 2008 года, что подтверждается актом об отказе осужденного от подписи в опросном листе, прилагаемом к заключению о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы от 17 июля 2008 года.

Освободившись из мест лишения свободы, Оуш В.Ф. выехал с территории Российской Федерации в Республику Молдова, где подтвердил свое гражданство, получив 17 декабря 2010 года паспорт гражданина Республики Молдовы. После чего вновь въехал в безвизовом порядке на территорию Российской Федерации 18 декабря 2010 года, получив миграционную карту. С 16 марта 2011 года получил патент Федеральной миграционной службы, за который регулярно уплачивает налог на доходы физических лиц.

Министерство юстиции Российской Федерации при принятии оспариваемого заявителем распоряжения исходило из того, что Оуш В.Ф. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 162, ст. 319 УК РФ, проживал в Российской Федерации без регистрации и его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным и интересам граждан Российской Федерации.

Указанные основания к принятию такого решения приведены в ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» согласно которой, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации предусмотрен «Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы», утв. приказом Министерства юстиции РФ от 20.08.2007г. №171

Согласно п.2 данной Инструкции Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Оспариваемое распоряжение принято на основании представления Федеральной службы исполнения наказания от 18 февраля 2008 года №10/12/5-789, вынесенного в соответствии с требованиями указанной Инструкции.

Как установлено судом Оуш В.Ф., являясь лицом без гражданства, был осужден судом, в том числе за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 162 УК РФ, относящегося к категории тяжких (ч. 2 ст. 15 УК РФ). В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ срок погашения судимости по данному преступлению истекает 12 января 2015 года.

Таким образом, поскольку на момент вынесения распоряжения Оуш В.Ф. являлся лицом без гражданства, не имел законных оснований для пребывания и проживания в Российской Федерации, имел непогашенную судимость за совершение на территории Российской Федерации тяжкого преступления, что создавало реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, то Министерством юстиции правомерно было вынесено распоряжение о нежелательности его пребывания.

Процедура принятия оспариваемого распоряжения полностью соблюдена.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что он состоит в браке с гражданкой Российской Федерации и имеет малолетнего ребенка, не может повлиять на законность принятого распоряжения, поскольку пребывание в стране иностранного гражданина без законных на то оснований, а только с учетом наличия у него семейных связей, при этом совершившего тяжкое преступление, является угрозой общественному порядку, поскольку оно не способствует предотвращению аналогичных правонарушений со стороны иностранных граждан или лиц без гражданства.

Оспариваемое распоряжение принято Министерством юстиции Российской Федерации исходя из норм, закрепленных в законодательных актах, действовавших на момент его издания, в пределах полномочий, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Кроме того заявителем пропущен без уважительных причин срок для оспаривания распоряжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

С оспариваемым распоряжением заявитель был ознакомлен при отбывании наказания 17 июля 2008 года, что подтверждается актом об отказе осужденного от подписи от 17 июля 2008 года.

Нахождение Оуш В.Ф. в местах лишения свободы не являлось препятствием к реализации своего права на судебную защиту. Оуш В.Ф. был освобожден по отбытии наказания 11 января 2009 года, однако обратился в суд с заявлением лишь 02 августа 2011 года.

Доводы заявителя о том, что он был ознакомлен с оспариваемым распоряжением 21 июля 2011 года в территориальном подразделении УФМС, являются несостоятельными и опровергаются приведенным актом от 17 июля 2008 года.

Обстоятельств, объективно препятствовавших в течение столь длительного времени обратиться в суд, заявитель не указывает и не приводит доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Оуш Василия Филипповича о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 30 мая 2008 года №614 «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья           А.В. Роман

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2011г.

Судья      А.В. Романов