Дело №2-500(1)/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 октября 2011 года г. Аркадак Аркадакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Конышевой И.Н., при секретаре Симакиной С.Н., с участием помощника прокурора Аркадакского района Баукова И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Аркадакского района Саратовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района в части непринятия мер по оборудованию муниципальных дорог в г. Аркадаке дорожными знаками, установил: Прокурор Аркадакского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с заявлениями о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области в части непринятия мер по оборудованию муниципальных дорог в г. Аркадаке дорожными знаками: 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.17 «Инвалиды» на правой стороне ул. Ленина, 57, на правой стороне ул. Ленина, 183, на правой стороне ул. Ленина, 52, на правой стороне ул. Ленина, 75, на правой стороне ул. Каплунова, 74 «а», на правой стороне ул. Ленина, 25, на правой стороне ул. Каплунова, 58, на правой стороне ул. Ленина, 85. В обоснование требований указал, что в ходе проведённой 14.09.2011 года проверки прокуратурой Аркадакского района совместно с начальником ОГИБДД МО МВД РФ «Аркадакский», а также инспектором по пропаганде ОГИБДД МО МВД РФ «Аркадакский», установлены нарушения требований ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993 касающиеся оборудования муниципальных дорог в г. Аркадаке вышеуказанными дорожными знаками, которые должны быть установлены согласно дислокации дорожных знаков улиц г. Аркадак, утверждённой постановлением главы администрации муниципального образования г. Аркадак от 17.04.2009 №38-а. Постановлением главы администрации МО г. Аркадак Аркадакского муниципального района от 10.02.2009 №15, дороги г. Аркадак являются муниципальными дорогами общего пользования. Следовательно, обязанность по их содержанию и обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию МО г. Аркадак. По результатам обследования автодорог 14.09.2011 г. составлены соответствующие акты о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. В соответствии с п. 4.1.5 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993 г. замена или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1-2.7) осуществляется в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток. Поскольку до настоящего времени, администрация МО г. Аркадак Аркадакского муниципального района не предприняла мер по установке отсутствующих на автодорогах улиц г. Аркадак дорожных знаков в соответствии с дислокацией дорожных знаков г. Аркадак, то, по мнению заместителя прокурора, невыполнение вышеуказанных требований федерального закона «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В судебном заседании помощник прокурора Аркадакского района - Бауков И.О., поддержал заявленные требования в полном объёме, уточнив, что необходимо обязать администрацию муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области, установить названные дорожные знаки согласно дислокации дорожных знаков улиц г. Аркадак, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области, - Фомочкин В.М. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения требований прокурора не возражал. Представитель заинтересованного лица - МО МВД РФ «Аркадакский» - и.о. начальника Кунахов О.И., также в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения требований прокурора не возражал. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Далее Закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 4 ст.6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из содержания ст. 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Как указано в п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993 г. автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Законом №196-ФЗ, в частности, ст. 2, ч.1 ст. 21, ч.1 и ч.4 ст. 22, ч. 1 ст. 24 установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. При этом под организацией дорожного движения понимается комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Пункт 1.5. Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, Далее - Правила) запрещает самовольно устанавливать дорожные знаки. В судебном заседании установлено, что ст. 31 Устава муниципального образования города Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области закрепляет в качестве исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения - администрацию муниципального образования. При этом по смыслу Закона № 131-ФЗ обязанность по содержанию дорог и обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию МО г. Аркадак. Решением собрания Аркадакского муниципального района от 13.01.2009 № 40-402 «О передаче имущества муниципальной казны Аркадакского муниципального района в муниципальную казну муниципальных образований Аркадакского муниципального района Саратовской области» дороги г. Аркадак Саратовской области переданы в муниципальную казну администрацию МО г. Аркадак и являются дорогами общего пользования. Дислокация дорожных знаков улиц города Аркадака утверждена постановлением главы администрации муниципального образования г. Аркадак от 17.04.2009 №38-а. Между тем, из материалов дела видно, что в г.Аркадаке отсутствуют дорожные знаки (в соответствии с приложением №1 к Правилам): 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.17 «Инвалиды» на правой стороне ул. Ленина, 57, на правой стороне ул. Ленина, 183, на правой стороне ул. Ленина, 52, на правой стороне ул. Ленина, 75, на правой стороне ул. Каплунова, 74 «а», на правой стороне ул. Ленина, 25, на правой стороне ул. Каплунова, 58, на правой стороне ул. Ленина, 85. Как указано в ст.1 и ст.2 Закона №196-ФЗ задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Под дорожным движением понимается - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог и его безопасность это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В свою очередь обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления, в ведении которого находятся автомобильные дороги, своих обязанностей по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, т.е. осуществление комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, может привести к нарушению права неопределённого круга лиц на безопасные условия движения по дорогам. Принимая во внимание положения Конституции РФ (ст.ст. 12, 18) согласно которым местное самоуправление - это неотъемлемая часть единой общероссийской системы народовластия. Конституция РФ не только рассматривает его в качестве одной из основ конституционного строя, но и гарантирует обеспечение исполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления и непосредственно населения муниципальных образований, принятых в пределах их компетенции. При этом за субъектами муниципальной власти резервируется возможность в случае нарушения утвержденных законом прав использовать для их восстановления и защиты механизмы государственного принуждения и судебного разбирательства. Проблема осуществления властных полномочий в сфере непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения своим главным целевым ориентиром имеет реализацию прав и свобод человека и гражданина. При этом права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения удовлетворения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе - права на достойную жизнь. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Федеральными законами, защиту прав граждан на безопасные условия движения по дорогам, и не могут рассматриваться как ущемление самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. На основании п.4 ст. 27 и п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, суд полагает, что обязывание администрации муниципального образования г. Аркадак исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области организации дорожного движения, т.е. осуществления комплекса организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах может быть обеспечено судебным решением. На основании изложенного и руководствуясь ст. 45, ч.1 ст. 103, ст.ст. 194-199, 206, 258, ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области связанное с непринятием мер по оборудованию муниципальных дорог в г. Аркадаке дорожными знаками. Обязать Администрацию муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области в течение 6-ти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу установить в г. Аркадаке дорожные знаки: 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.17 «Инвалиды» на правой стороне ул. Ленина, 57, на правой стороне ул. Ленина, 183, на правой стороне ул. Ленина, 52, на правой стороне ул. Ленина, 75, на правой стороне ул. Каплунова, 74 «а», на правой стороне ул. Ленина, 25, на правой стороне ул. Каплунова, 58, на правой стороне ул. Ленина, 85, согласно дислокации дорожных знаков улиц г. Аркадак, утверждённой постановлением главы администрации муниципального образования г. Аркадак от 17.04.2009 №38-а. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд. Председательствующий И.Н. Конышева