№2-522-признание незаконным бездействия администрации МО г. Аркадак в части непринятия мер по ликвидауии несанкционированных свалок бытовых отходов



Дело №2-522(1)2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года                                                                                          г. Аркадак

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Конышевой И.Н.,

при секретаре Морозовой Л.В.,

с участием помощника прокурора Аркадакского района Гришанина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям заместителя прокурора Аркадакского района в интересах неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области связанного с непринятием мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора на территории города,

установил:

Заместитель прокурора Аркадакского района в интересах неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с заявлениями о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области которое выразилось в уклонении от принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на пересечении улиц Чапаева и К. Маркса, по улице Ленина напротив домов №130 и №141, дома №171, по улице Привокзальная напротив дома №12, во дворе дома №19А, между детским садом и домом №27 по улице Федина в г. Аркадаке. В обоснование требований указал, что в ходе проведённых проверок соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, а также в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения были выявлены места длительного несанкционированного хранения бытового мусора в вышеуказанных местах г.Аркадака. Бездействие органов местного самоуправления, в связи с неисполнением требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно - эпидемиологическое благополучие неопределённого крута граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании помощник прокурора Аркадакского района - Гришанин В.А., поддержал заявленные требования в полном объёме.

Представитель ответчика - администрация муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области в судебное заседание, представил заявление о признании заявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО «Аркадакские тепловые сети» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, своих возражений относительно заявленных требований не представил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Далее №131-Ф3 и №89-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Исходя из содержания ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Далее №52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ст.3 Устава муниципального образования г. Аркадак к вопросам честного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов (мусора) в границах городского поселения.

Таким образом, действующее законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.8, 2.1.1, 2.1.3 - 2.1.5, 2.2.1, 2.2.9 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88) объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования г. Аркадак указанные требования не выполняются надлежащим образом. В г.Аркадаке на пересечении улиц Чапаева и К. Маркса, по улице Ленина напротив домов №130 и №141, дома №171, по улице Привокзальная напротив дома №12, во дворе дома №19А, между детским садом и домом №27 по улице Федина не организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза бытовых отходов. Фактически бытовые отходы с указанного места не вывозятся, что подтверждается актами осмотра названной территории г. Аркадака, т.е. мест длительного несанкционированного хранения бытового мусора.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределённого круга лиц на благоприятную природную среду. Невыполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде.

Принимая во внимание положения Конституции РФ (ст.ст. 12, 18) местное самоуправление - это неотъемлемая часть единой общероссийской системы народовластия. Конституция РФ не только рассматривает его в качестве одной из основ конституционного строя, но и гарантирует обеспечение исполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления и непосредственно населения муниципальных образований, принятых в пределах их компетенции. При этом за субъектами муниципальной власти резервируется возможность в случае нарушения утвержденных законом прав использовать для их восстановления и защиты механизмы государственного принуждения и судебного разбирательства.

Проблема осуществления властных полномочий в сфере непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения своим главным целевым ориентиром имеет реализацию прав и свобод человека и гражданина. При этом права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения удовлетворения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе - права на достойную жизнь.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено как в указанной ст. 42 Конституции РФ, так и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Федеральным законом, и на защиту прав жителей конкретного муниципального образования на благоприятную окружающую среду и не могут рассматриваться как ущемление самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

На основании п.4 ст. 27 и п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества игосударства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которыми в данном случае являются жители муниципального образования г. Аркадак.

На основании изложенного, суд полагает, что обязывание администрации муниципального образования г. Аркадак исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, ч.1 ст. 103, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Аркадакского района в интересах неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие администрации г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования, которое выразилось в уклонении от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на пересечении улиц Чапаева и К. Маркса, по улице Ленина напротив домов №130 и №141, дома №171, по улице Привокзальная напротив дома №12, во дворе дома №19А, между детским садом и домом №27 по улице Федина удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области связанное с непринятием мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на пересечении улиц Чапаева и К. Маркса, по улице Ленина напротив домов №130 и №141, дома №171, по улице Привокзальная напротив дома №12, во дворе дома №19А, между детским садом и домом №27 по улице Федина в г. Аркадаке.

Обязать администрацию муниципального образования г. Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки на пересечении улиц Чапаева и К. Маркса, по улице Ленина напротив домов №130 и №141, дома №171, по улице Привокзальная напротив дома №12, во дворе дома №19А, между детским садом и домом №27 по улице Федина в г. Аркадаке Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд.

Председательствующий        И.Н. Конышева