№2-239-включение имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования



№ 2-239(1)/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2012 года                         г. Аркадак

            

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Романова А.В.,

при секретаре Кондратенко Е.В.,

с участием представителя истицы Фаизовой Т.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области Фролова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евстигнеевой Е.Б. к администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

установил:

Евстигнеева Е.Б. в лице своего представителя Фаизовой Т.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о включении имущества в наследственную массу и признании в порядке наследования права собственности на жилой дом общей площадью 57,5 кв.м., в том числе жилой площадью 40,6 кв.м. с холодной пристройкой, верандой, баней, двумя сараями и бытовыми сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, а также на жилой дом общей площадью 34,3 кв.м., в том числе жилой площадью 23,0 кв.м. с верандой, сараем и бытовыми сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование иска истица указала, что её отцу ФИО3 принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, её матери ФИО8 принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, которая 29 июня 1998 года умерла. После её смерти, наследство принял ФИО3, который умер 10 ноября 2008 года не оформив своих наследственных прав. Являясь наследницей ФИО3 по завещанию, она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Постановлением об отказе в совершении нотариального действия от 20.05.2010 года ей отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку ФИО3 не узаконил произведённые им постройки в указанных домах. Утверждает, что самовольные постройки соответствуют строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам и они не нарушают прав и законных интересов других лиц.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием её представителя Физовой Т.А..

Представитель истицы Фаизова Т.А., в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Фролов В.Н. в судебном заседании исковые требования признал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Грибанов Ю.Б. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Выслушав объяснения представителя истицы, исследовав материалы дела, суд, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Исходя из положений ст.ст. 1114, 1152, 1153 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина. Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора дарения дома от 04 августа 1992 года, удостоверенного государственным нотариусом Аркадакской государственной нотариальной конторы Саратовской области ФИО7 за №1294, ФИО8 являлась собственником жилого дома с общеполезной площадью 28,2 кв.м., в том числе жилой площадью 14,2 кв.м., с деревянными сенями, сараем и сооружениями, расположенного по адресу: <адрес>.

29 июня 1998 года ФИО8 умерла.

Наследником по закону после смерти ФИО8 являлся ее супруг ФИО3, который фактически принял наследство.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Аркадакского городского Совета депутатов трудящихся от 15 января 1965 года и на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 10 марта 1965 года ФИО3 являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общеполезной площадью 35,76 кв.м., в том числе жилой площадью 29,8 кв.м..

При жизни ФИО3 без соответствующего разрешения пристроил к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> отапливаемую пристройку, веранду, а также построил сарай.

Кроме того, ФИО3 также без соответствующего разрешения пристроил к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> отапливаемую и холодную пристройки, веранду, возвел сарай и баню.

Возведение указанных построек, подтверждается техническими паспортами от 24 апреля 2010 г. и 26 апреля 2010 года, изготовленными Аркадакским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», а также выписками №0243625 и №0243626 от 25 и 26 апреля 2010 года.

10 ноября 2008 года ФИО3 умер.

После смерти ФИО3 открылось наследство.

Наследником по завещанию после смерти ФИО3 является его дочь Евстигнеева Е.Б., которая в установленный законом шестимесячный срок приняла наследство, подав 29 апреля 2009 г. заявление о принятии наследства.

Других наследников по завещанию, а также наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве согласно материалам наследственного дела не имеется.

Постановлением об отказе в совершении нотариального действия от 20 мая 2010 года нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с тем, что произведённые постройки не были узаконены в установленном порядке, и имущество не прошло государственную регистрацию.

Согласно приказу Госстроя РСФСР от 19.12.1966 № 86 «Об утверждении Инструкции о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР. РСН 25-66», действующему на момент начала строительства указанного жилого дома, документами, подтверждающими право граждан на строительство индивидуальных жилых домов и пользование земельным участком в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, являются: решение исполкома городского, районного Совета депутатов трудящихся об отводе земельного участка; договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности; план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором.

Судом установлено, что вышеуказанные постройки возведены без получения разрешения на строительство, акт ввода объекта в эксплуатацию не составлялся т.е. являются самовольными постройками.

Весте с тем, указанные постройки осуществлены на земельных участках, принадлежащим наследодателю на праве бессрочного пользования. При этом к истице в порядке наследования перешло право пользования данными земельными участками.

Из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Как видно из заключений администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области от 04 июня 2010 года №18 и №19 жилой дом, отапливаемая пристройка, веранда, сарай, расположенные по адресу: <адрес> и жилой дом, отапливаемая и холодная пристройки, веранда, баня, сарай, расположенные по адресу: <адрес> построены без нарушения Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, строительных норм СНиП 2.08.01-89 «Жилые дома» и не создают неудобств соседям и жителям прилегающих домовладений.

Экспертными заключениями ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Ртищевском районе» №23 и №24 от 30 марта 2011 года подтверждено, что жилой дом, отапливаемая пристройка, веранда, сарай, расположенные по адресу: <адрес> и жилой дом, отапливаемая и холодная пристройки, веранда, баня, сарай, расположенные по адресу: <адрес> соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690 - 88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Соответствие жилого дома, отапливаемой пристройки, веранды, сарая, расположенных по адресу: Саратовская <адрес> и жилого дома, отапливаемой и холодной пристройки, веранды, бани, сарая, расположенных по адресу: <адрес> нормам и правилам пожарной безопасности подтверждено справками отделения надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области от 08 апреля 2011 года №17-2-19-01 №18-2-19-01.

Таким образом, из представленных истицей доказательств, следует признать, что жилой дом, отапливаемая пристройка, веранда, сарай, расположенные по адресу: <адрес> и жилой дом, отапливаемая и холодная пристройки, веранда, баня, сарай, расположенные по адресу: <адрес> соответствуют строительным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности и их сохранение не создает угрозы для жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Евстигнеевой Е.Б. к администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворить.

Признать за Евстигнеевой Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом (литеры А, А1, а) общей площадью 57,5 кв. метров, в том числе жилой площадью 40,6 кв. метров, c верандой (литера а1), баней (литера Г), сараями (литеры Г1, Г2) и дворовыми сооружениями: забором, уборной, расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Евстигнеевой Е.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом (литеры А, А1) общей площадью 34,3 кв. метров, в том числе жилой площадью 23 кв. метров, с верандой (литера а), сараем (литера Г) и дворовыми сооружениями: забором, погребом, уборной, расположенный по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий        А.В. Романов