Дело № 2-327(1)/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2012 года г. Аркадак Аркадакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Конышевой И.Н., при секретаре Мироновой С.В., с участием истца Дмитриевой Е.М., представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области Серебрякова Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Е.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, установил: Дмитриева Е.М. обратилась в Аркадакский районный суд Саратовской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Аркадакском районе о признании незаконным решения ГУ УПФР в Аркадакском районе Саратовской области об отказе ей в назначении трудовой пенсии по старости. В обосновании исковых требований Дмитриева Е.М. указала, что 11.05.2012 года она обратилась в УПФР в Аркадакском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи со стажем педагогической деятельности в 25 лет, приложив к заявлению все необходимые документы. Решением ГУ УПФР в Аркадакском районе Саратовской области №57 от 18.05.2012 года ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, поскольку у неё отсутствует требуемая продолжительность стажа работы, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Истица считает, что данным отказом были нарушены её права, гарантируемые Конституцией РФ по обеспечению пенсионных прав, поскольку она имеет стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости более 25 лет. Однако, ответчик незаконно исключил ей из стажа работы период ее обучения в Балашовском государственном педагогическом институте на очном отделении с 01.09.1986 года по 25.06.1991 года, поскольку до поступления в институт она год работала воспитателем группы продленного дня средней школы № 2 г.Аркадак, после окончания института стала работать учителем в той же школе и продолжает там работать до сегодняшнего дня. Согласно п.2 “Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения”, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года, период обучения в педагогических учебных заведениях включался в стаж работы, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. А согласно п.4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Истица просит суд признать незаконным решение ГУ УПФР в Аркадакском районе Саратовской области об отказе ей в назначении трудовой пенсии по старости, включить в стаж её работы, предоставляющий право на назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику периода учебы в Балашовском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1986 года по 25 июня 1991 года и обязать ГУ УПФР в Аркадакском районе Саратовской области назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 11 мая 2012 года. В судебном заседании истица Дмитриева Е.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, изложив обстоятельства, указанные в иске. Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Аркадакском районе Саратовской области Серебряков Е.С., действующий на основании доверенности исковые требования не признали, полагали в удовлетворении иска необходимо отказать, пояснив, что Постановление Совмина СССР №1397 от 17.12.1959 года, на которое ссылается истица Постановлением Правительства РФ №953 от 22.09.1993 года признано не подлежащим применению на территории РФ с 01.10.1993 года. В период действия указанного Постановления истица ещё не обладала правом на получение досрочной пенсии. При определении права на трудовую пенсию исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ”, может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года правового регулирования. Продолжительность стажа работы, а так же то обстоятельство, в какой период времени до 01.01.2002 года протекала работа, значения не имеют. На дату обращения в Пенсионный фонд РФ в Аркадакском районе, то есть на 11.05.2012 года трудовой стаж истица не выработала, в связи с чем в удовлетворении исковых требований полагал необходимым отказать. Представитель третьего лица Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г.Аркадак Саратовской области, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Суд, выслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года “О трудовых пенсиях в РФ” (Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Постановлением Правительства РФ №781 от 29.12.2002 года (постановление) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Указанные Закон и Постановление не содержат норм, обязывающих учитывать при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Между тем, положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463. Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В период учебы Дмитриевой Е.М. в Балашовском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1986 года по 25 июня 1991 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, период обучения в педагогических учебных, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Таким образом, Дмитриева Е.М. имеет право на зачет указанного периода в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, обучавшимися в аналогичных учебных заведениях, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Как усматривается из объяснений истицы, копии заявления о назначении пенсии в УПФР в Аркадакском районе она обратилась 11 мая 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Дмитриевой Е.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области об отказе Дмитриевой Е.М. в назначении трудовой пенсии по старости №57 от 18.05.2012 года. Включить в стаж работы Дмитриевой Е.М., предоставляющий право на назначение трудовой пенсии по старости педагогическому работнику в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. “О трудовых пенсиях в РФ”, период учебы в Балашовском государственном педагогическом институте с 12 августа 1986 года по 25 июня 1991 года. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области назначить Дмитриевой Е.М. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 11 мая 2012 года, с даты первоначального обращения за назначением пенсии. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме. Судья И.Н.Конышева