Дело № 5-577/2010 Н.В.Кипкаева РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 января 2011 года г. Аркадак Судья Аркадакского районного суда Саратовской области Конышева И.Н., рассмотрев протест прокурора Аркадакского района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Аркадакского района от 11.11.2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КРФ об АП, в отношении Медведева Вячеслава Ивановича, установил: 11.11.2010 года мировым судьей судебного участка № 1 Аркадакского района прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КРФ об АП, в отношении Медведева В.И., за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Прокурор Аркадакского района принес протест на данное постановление. В протесте прокурор указал, что суд незаконно прекратил производство по делу, ошибочно признав предписание заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Аркадакского и Турковского районов-заместителя начальника Аркадакского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, выданное Медведвеву В.И. об устранении нарушений требований земельного законодательства, незаконным. В судебном заседании заместитель прокурора Никонов А.В. поддержал протест. Лицо, привлекаемое к административной ответственности - Медведев В.И., протест прокурора не оспаривал. Изучив материалы дела, заслушав прокурора, Медведева В.И. суд приходит к следующему. Частью 1 ст.19.5 КРФ об АП установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Согласно ст. 26.1 КРФ об АП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Земельный участок исходя из ст.164 ГК РФ, ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст.25 Земельного кодекса РФ). Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст.26 Земельного кодекса РФ). Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (ч.1 ст.14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями и дополнениями). Согласно действующему законодательству земельные участки в настоящее время предоставляются гражданам в собственность либо в аренду (ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ). Срок, в течение которого гражданин должен надлежаще оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, законом не оговорен. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землей; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Государственные инспекторы по использованию и охране земель, имеют право при проведении проверок: а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля; в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий; г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности; д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства (п.п. 8, 9 Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле"). 23 июня 2006 года Медведев В.И. в порядке приватизации приобрел право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.48). Указанное жилое помещение находится в отдельно стоящем жилом доме. Жилой дом расположен на земельном участке, используемым Медведевым В.И. для эксплуатации жилого дома. Правоустанавливающих документов на земельный участок у Медведева В.И. не имеется. Главным государственным инспектором по использованию и охране земель - начальником ТМО № 3 Управления Роснедвижимости по Саратовской области Цыганковым В.П. в пределах предоставленных ему полномочий был выявлен факт использования Медведевым В.И. земельного участка без надлежаще оформленных документов. Вследствие чего ему было вручено законное предписание от 22 марта 2010 года о необходимости оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в срок до 1 ноября 2010 года. В судебном заседании Медведев В.И. согласился с тем, что использует земельный участок без правоустанавливающих документов, но не может их оформить ввиду отсутствия денежных средств. Других препятствий к оформлению права на земельный участок у него имеется. Сособственником дома является его сын Медведев А.В., который также не против оформить земельный участок. Статьей 36 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Медведев В.И. с заявлением о предоставлении ему земельного участка для эксплуатации жилого дома в собственность либо в аренду не обращался, вследствие чего у органа местного самоуправлении отсутствовала обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Ранее поданное Медведевым В.И. (12.02.2002 года) заявление о предоставлении ему земельного участка по этому же адресу в аренду для строительства жилого дома не имеет силы, поскольку договор аренды участка заключен не был, дом на участке построен не им, и с момента окончания строительства дома изменилось назначение земельного участка - для эксплуатации жилого дома. Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Аркадакского района от 11.11.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП, не может быть признано законным и подлежит отмене. В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе и об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поскольку срок давности привлечения Медведева В.И. к административной ответственности не истек, исходя из положений ч.4 ст.4.5 КРФ об АП и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП, суд принимает решение об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 1 Аркадакского района от 11.11.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КРФ об АП в отношении Медведева В.И. и возвращает дело на новое рассмотрение мировому судье. На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, суд решил: Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Аркадакского района от 11.11.2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КРФ об АП в отношении Медведева Вячеслава Ивановича отменить. Материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Медведева Вячеслава Ивановича возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Аркадакского района. Судья Аркадакского районного суда: И.Н.Конышева