Р Е Ш Е Н И Е 21 февраля 2011 года г. Аркадак Аркадакский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Киреевой В.В., при секретаре Кондратенко Е.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Морозова С.А., защитника лица, привлекаемого к административной ответственности - Голованова А.В., предъявившего удостоверение №1129 и ордер №22 от 21.02.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Морозова Сергея Александровича на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области №124 от 30.11.2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 К РФ об АП установил: Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области №124 от 30.11.2010 года Морозов С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КРФ об АП и ему назначено наказание виде штрафа в размере 40000 руб. Не согласившись с указанным постановлением, Морозов С.А. обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с жалобой на указанное постановление, указав, что муниципальным унитарным предприятием муниципального образования г.Аркадак Аркадакского муниципального района «Аркадакское водопроводно-канализационное хозяйство», директором которого он являлся на момент вынесения постановления, не ведется добыча подземных вод для водоснабжения г. Аркадака, поскольку объект (водозабор) не сдан на сегодняшний день в эксплуатацию, вся проектная документация на строительство водозабора и обустройство зон санитарной охраны, проектная документация на бурение скважин находится у заказчика - Комитета по капитальному строительству по Саратовской области, расположенного в г. Саратове. Ввод водозабора в промышленную эксплуатацию не произведен по тем же причинам, а также из-за отсутствия финансирования. Поскольку строительство водозабора не окончено, то не оборудованы рабочие скважины водоизмерительной аппаратурой. В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности и его защитник, поддержали доводы жалобы, дополнив, что имевшаяся с 2003 года лицензия на право пользования недрами, выданная МУП «Аркадакский водоканал» фактически аннулирована, поскольку организация была реорганизована, но переоформление новым лицом лицензии на пользование недрами не производилось. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд, приходит к следующему. В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст. 26.1 КРФ об АП при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе: об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КРФ об АП. Таким образом, указанные нормы обязывают должностное лицо, рассматривающее дело, определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Выяснение указанных обстоятельств является обязанностью этого лица. Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КРФ об АП, а именно: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 К РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме. Частью 2 ст.7.3 КРФ об АП предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон) недра в границах территории РФ, включая подземное пространство, и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В ст.1.5 КРФ об АП закреплён принцип административной ответственности - презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Обосновывая виновность должностного лица - Морозова С.А. в совершении вышеуказанного административного правонарушения, государственный инспектор Российской Федерации по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области в постановлении сослался на то, что руководимая Морозовым С.А. организация не выполняет условия лицензионного соглашения, т.е. допустила нарушение п.10 ч.2 ст.22 Закона, согласно которому пользователи недр обязаны выполнять условия, установленные лицензией. Между тем, по мнению суда, в постановлении не приведены доказательства, достоверно свидетельствующие о доказанности вины Морозова С.А., как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 К РФ об АП РФ, т.е. его виновность, установлена по неполно исследованным обстоятельствам дела, поскольку не добыто достаточно доказательств наличия в действиях указанного лица состава административного правонарушения. Как указано выше, ч.2 ст.7.3 КРФ об АП РФ предусматривает ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Однако, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, полученные при проведении документарной проверки, свидетельствующие, что МУП МО г.Аркадак Аркадакского муниципального района «Аркадакское водопроводно-канализационное хозяйство», осуществляет пользование недрами, в частности: добычу (доразведку Аркадакского месторождения) подземных вод для водоснабжения г. Аркадака, эксплуатацию водозабора, строительство водозабора, бурение скважин, обустройство зон санитарной охраны. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом, было установлено, что МУП МО г.Аркадак Аркадакского муниципального района «Аркадакское водопроводно-канализационное хозяйство» не переоформило лицензию на право пользования недрами в связи с реорганизацией и изменением наименования предприятия в 2009 году. В соответствии с абзацем 9 ст. 17.1 Закона, при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В соответствии с указанными положениями Закона, право пользования недрами возникает у нового лица только после переоформления старой лицензии на пользование недрами на новую лицензию. При этом, приступать к пользованию недрами без получения лицензии запрещено. По смыслу ст. 9 Закона, права и обязанности пользователя недр возникают только с момента государственной регистрации переоформленной лицензии на пользование недрами. Пункты 61-65 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315) предусматривают, что государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в том числе: в случае изменение наименования юридического лица - пользователя недр; Отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случаях, если заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента (п.п.5). Принимая во внимание вышеуказанные положения, вывод должностного лица, по мнению суда, о пользовании МУП МО г.Аркадак Аркадакского муниципального района «Аркадакское водопроводно-канализационное хозяйство» недрами в нарушение лицензионного соглашения не мотивирован, поскольку из него не ясно на основании каких фактических данных он был сделан. Также не было опровергнуто утверждение Морозова С.А. о том, что возглавляемое им предприятие не является организацией эксплуатирующей водозабор. При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 К РФ об АП. На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, суд решил: Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области №124 от 30.11.2010 г. о привлечении директора МУП МО город Аркадак Аркадакского муниципального района «Аркадакское водопроводно-канализационное хозяйство» Морозова Сергея Александровича к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КРФ об АП и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 40000 рублей отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Морозова Сергея Александровича прекратить. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней с момента получения решения через Аркадакский районный суд. Судья В.В Киреева