Решение от 21.09.2010 Шапошников -8.32 КоАП РФ



Дело Номер обезличен(1)/2010

Р Е Ш Е Н И Е

21 сентября 2010 года г. Аркадак

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Киреевой В.В.,

при секретаре Морозовой Л.В.,

с участием помощника прокурора Аркадакского района Сафрина А.А..,

главного государственного инспектора Аркадакского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Саратовской области Мацкевича Л.Н.,

лица, привлекаемого к административной ответственности Шапошникова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шапошникова Алексея Ивановича на постановление государственного инспектора Аркадакского района по пожарному надзору от 31.08.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Аркадакского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Саратовской области от 31.08.2010 года Шапошников А.И. был привлечён к административной ответственности по ст.8.32 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 (трёх тысяч) рублей.

02.09.2010 года начальник производственного участка государственного автономного учреждения «Аркадакский лесхоз» (Далее ГАУ «Аркадакский лесхоз») Шапошников А.И. обратился в Аркадакский районный суд Саратовской области с жалобой об отмене данного постановления. В обоснование жалобы, указав, что 19.08.2010г. в ГАУ «Аркадакский лесхоз» представителем прокуратуры Аркадакского р-на помощником прокурора В.А. Гришаниным и инспектором по пожарному надзору Шохиным М.В. проведена проверка соблюдения пожарной безопасности в лесах без предварительного предупреждения и предоставления официального документа, регламента проведения проверки, записи о проведении проверки в журнал проведения проверок, проверяющие по просьбе директора сделать отказались. Указанные обстоятельства, по мнению Шапошникова А.И., являются нарушением Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Далее Закон №294-ФЗ) и которые в соответствии п.1 ч.2 ст.20 вышеуказанного закона относятся к грубым нарушениям, а поэтому результаты проверки могут быть признаны недействительными.

Выявленные в ходе проверки делянки в с. Ольшанка Аркадакского района в 30 квартале производственного участка «Ильменского лесничества» ГАУ «Аркадакский лесхоз» нарушения требований пожарной безопасности в лесах, а именно: не соблюдены расстояния при складировании древесины от прилегающего лиственного леса при площади складирования до 8 га (на момент проверки около 4-5 га, расстояние от леса менее 20 метров), места складирования и противопожарные разрывы вокруг них не очищены и не окаймлены минирализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, порубочные остатки в кучи не уложены, расстояние 10 метров от лесных насаждений не соблюдено, фактически, по мнению Шапошникова А.И., не имели место.

Так проверяющим было объяснено устно и письменно, что на разрабатываемой делянке (древесины ольхи), заготовка древесины в квартале № 30 ведется без нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, поскольку древесина с территории Гослесфода вывозилась для погрузочных работ на территорию (луг) принадлежащий СПК «Ольшанский» (относящемуся к землям сельскохозяйственного назначения), по согласованию с руководством СПК «Ольшанский». Древесина не складировалась, заготавливалась и вывозилась оплаченная покупателем в этот же день небольшая партия (до 15 м.куб.). Складирование древесины и оставление ее на хранение в пожароопасный период ГАУ «Аркадакский лесхоз» ни на землях Гослесфонда ни в близи леса не допускало.

Указание в постановлении на выявленные нарушения, Шапошников А.И. считает необоснованными т.к. они применимы только к нарушениям, допущенным на землях Гослесфонда.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности - Шапошников А.И. поддержал требования, подтвердив в полном объёме доводы, изложенные в жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав показания лица, привлекаемого к административной, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст.30.6 КРФ об АП судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Статья 8.32 КРФ об АП предусматривает административно ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.

В частности требования пожарной безопасности закреплены: Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Правилами пожарной безопасности в лесах» (утверждёнными Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 - Далее Правила)

В соответствии с вышеуказанными нормами ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В судебном заседании установлено, что 19 августа 2010 года с 09 часов до 13 часов прокуратурой района совместно с государственным инспектором по пожарному надзору по Аркадакскому району Шохиным М.В. в присутствии представителя ГАУ «Аркадакский лесхоз» начальника производственного участка - Шапошникова А.И. поведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений делянки в с. Ольшанка Аркадакского района в 30 квартале производственного участка «Ильменского лесничества» ГАУ «Аркадакский лесхоз».

В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: при складировании древесины расстояния от прилегающего лиственного леса при площади складирования до 8 га (на момент проверки около 4-5 га, расстояние от леса менее 20 метров) не соблюдены, места складирования и противопожарные разрывы вокруг них не очищены и не окаймлены минирализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, порубочные остатки в кучи не уложены, расстояние 10 метров от лесных насаждений не соблюдено.

По окончании проверки в тот же день составлен акт проверки, а 20.08.2010 года прокурором Аркадакского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Шапошникова А.И., и по результату его рассмотрения главным государственным инспектором Аркадакского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Саратовской области 31.08.2010 года было вынесено обжалуемое постановление.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Доводы Шапошникова А.И. о том, что проверка соблюдения пожарной безопасности была проведена в нарушение Закона №294-ФЗ и её результаты могут быть признаны недействительными, суд не принимает во внимание, поскольку проверка проводилась помощником прокурора Аркадакского района и в соответствии с ч.3 ст. 1 этого Закона, его положения устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора и правосудия.

Между тем, суд полагает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были выполнены такие задачи производства по делу об административных правонарушении как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств по делу, разрешение его в соответствии с законом. Кроме того, в полной мере не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: виновность лица в совершении административного правонарушения, что является обязательным для привлечения правонарушителя к административной ответственности, предусмотренной ст.8.32 К РФ об АП.

Так при настоящем рассмотрении дела было установлено, что ГАУ «Аркадакский лесхоз» создано на основании Распоряжения Правительства Саратовской области от 22.06.2010 года №155-Пр и зарегистрировано в налоговом органе 08 июля 2010 года. При этом сведений о том, что начальник производственного участка - Шапошников А.И. был переведён в ГАУ «Аркадакский лесхоз» из ОГУ «Аркадакский лесхоз» и на момент проверки являлся должностным лицом ГАУ «Аркадакский лесхоз», ответственным за противопожарную безопасность, в материалах дела не имелось.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 и пунктом 21 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Однако из содержания постановления не ясно, производилось ли вообще складирование заготовленной древесины и в каком объёме, а также точное расстояние от прилегающего лиственного леса от места складирования. Также из содержания постановления не ясно в связи с чем порубочные остатки должны быть уложены в кучи и от чего (какого места) расстояние 10 метров до лесных насаждений не соблюдено. Кроме этого в постановлении не содержится сведений о том на каком основании был сделан вывод о заготовке древесины ГАУ «Аркадакский лесхоз» в указанном участке (правовые основания заготовки и т.п.).

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Аркадакского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Саратовской области от 31.08.2010 года в отношении Шапошникова А.И. о привлечении его к административной ответственности по ст.8.32 КРФ об АП, не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе и об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку срок давности привлечения виновных лиц к административной ответственности не истек, исходя из положений ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд принимает решение об отмене обжалуемого постановления и возвращает дело на новое рассмотрение главному государственному инспектору Аркадакского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Саратовской области.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, суд

решил:

Постановление главного государственного инспектора Аркадакского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Саратовской области от 31.08.2010 года о привлечении Шапошникова Алексея Ивановича к административной ответственности по ст.8.32 КРФ об АП и назначении наказания в виде штрафа в размере 3000 (трёх тысяч) рублей отменить

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Шапошникова Алексея Ивановича возвратить государственному инспектору Аркадакского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Саратовской области на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.В Киреева