взыскание задолжности по льготам ЖКХ педагогов с Минфина РФ



Дело № 2-177/2009 год Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2009 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

при секретаре Ворониной О.В.,

с участием помощника прокурора Ивановой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениями прокурора Архаринского района Амурской области в интересах С.М.А., Б.Е.В., З.Т.В., Е.В.В., К.Т.Ф., Л.В.Г., С.Л.В., Х.Г.А. к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Архаринского района обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах С.М.А., Б.Е.В., З.Т.В., Е.В.В., К.Т.Ф., Л.В.Г., С.Л.В., Х.Г.А. к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. суду пояснила, что основанием для подачи исковых заявлений в суд послужило обращение работников МОУ ДОД «Центр детского творчества» в прокуратуру Архаринского района об обращении в их интересах с исковыми заявлениями в суд о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005 и 2007 год. Указанные льготы им гарантированы законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а также является федеральной мерой социальной поддержки.

Из справок предоставленных отделом образования администрации Архаринского района, следует, что на 27 мая 2009 года перед педагогическими работниками МОУ ДОД «Центр детского творчества» имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги, что является задолженностью за электроэнергию за 2005 и 2007 год.

Просит суд взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в пользу педагогических работников МОУ ДОД «Центр детского творчества» С.М.А.-978,46 рублей, Б.Е.В.-1147,36 рубля; З.Т.В.-1147,36 рублей; Е.В.В.- 1147,36 рублей; К.Т.Ф.- 978,46 рублей; Л.В.Г.- 978,46 рублей; С.Л.В.- 7662,28 рублей; Х.Г.А.- 1147,36 рублей.

В судебное заседание истцы С.М.А., Б.Е.В., З.Т.В., Е.В.В., К.Т.Ф., Л.В.Г., С.Л.В., Х.Г.А. не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступило, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в их отсутствие.

Согласно доводам, изложенным представителем ответчика Министерства финансов Амурской области в возражениях на исковые заявления, следует, что Министерство финансов Амурской области требования прокурора не признает. Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.

В соответствии с данными Правилами, субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правовое образование - Российскую Федерацию, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

Российской Федерацией не передавались средства в 2006, 2007 году на реализацию льгот граждан вышеназванной категории.

Закон Амурской области от 05.12.2005 № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» лишь устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки данной категории граждан и принят во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».

Исходя из того, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом, а вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрено фактическое финансирование льгот за счет средств федерального бюджета, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Соответственно надлежащим ответчиком по данному спору является Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации.

Представитель ответчика Министерства финансов в лице УФК по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, просил дело рассмотреть без его участия. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в его отсутствие.

Согласно их доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление следует, что УФК по Амурской области требования прокурора не признал, так как полагает, что согласно пунктам "б", "е", "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. На основании ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральный законодатель, осуществляя регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в соответствующей сфере, а значит, он вправе в рамках реформирования системы социальной защиты установить определенные формы участия в ее реализации органов государственной власти субъектов РФ.

Пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 (в редакции от 31.12.2005г.) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Данное положение закреплено в статье 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг (в редакции ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ).

Согласно ст. 9 Закона Амурской области № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий»финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

В целях реализации Законов Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», от 29 ноября 2007 г. № 426-03 «Об областном бюджете на 2007 год» постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702 утверждены Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий и Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ.

Согласно подпункту 24 п. 2 ст. 26.3 Закона решение вопросов социальной поддержки, в том числе в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан относится к полномочиям субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым им самостоятельно за счет собственных средств. В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Закона по указанным вопросам могут приниматься федеральные законы.

На основании ст. 26.3 указанного Закона полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.

Указанные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения разграничены.

С принятием Закона Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-03 у субъекта РФ возникли расходные обязательства по финансированию мер социальной поддержки педагогических работников, в том числе пенсионеров из числа педагогических работников.

В связи с изложенным Федеральным законом от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» финансовая помощь субъектам Российской Федерации на указанные цели не предусмотрена.

Законодательное регулирование и финансирование данного вида льгот осуществляется органами власти субъекта Российской Федерации, и при наличии достаточных оснований взыскание должно производиться за счет средств казны Амурской области, просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать как к ненадлежащему ответчику по данному спору.

Представитель отдела образования администрации Архаринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в его отсутствие.

Представитель Финансового управления администрации Архаринского района судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в его отсутствие.

Согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, следует, что Финансовое управление администрации Архаринского района требования прокурора не признало, так как льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Задолженность по льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам на селе образовалась исключительно ввиду недостаточности средств федерального, областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.

Таким образом, компенсация затрат, понесенных предприятиями, организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2005 г., в 2007 г. произведена не в полном объеме, в результате чего на 01.01.2006 г. сложилась кредиторская задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1 347, 5 тыс. рублей; из них льготы работникам образования - 864, 1 тыс. руб. На 01.01.2008 г. задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, составила 5350, 7 тыс. рублей; из них льготы работникам образования - 3 478, 6 тыс. руб.

Таким образом, поскольку предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан является расходным обязательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, и финансовые средства на возмещение указанных расходов из федерального и областного бюджетов районному бюджету были выделены не в полном объеме, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.

Суд, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, приходит к следующем.:

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади, Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу требований ст. 8 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, данная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.

Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 5 декабря 2005 года № 99-03 право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, не устанавливает, и регулирует механизм осуществления данной федеральной меры социальной поддержки.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в ст. 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесена.

Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При этом в силу абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ данное обязательство, как возникшее в результате принятия федерального закона, является федеральным.

В силу ч. 2 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Из справок, предоставленных отделом образования администрации Архаринского района, следует, что на 28 мая 2009 года перед педагогическими работниками М МОУ ДОД «Центр детского творчества» имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги, а именно перед:

педагогом С.М.А. за электроэнергию за 2007 год -978,46 рублей;

педагогом Б.Е.В. за электроэнергию за 2007 год- 1147,36 рубля;

педагогом З.Т.В. за электроэнергию за 2007 год- 1147,36 рубля;

педагогом Е.В.В. за электроэнергию за 2007 год- 1147,36 рубля;

педагогом К.Т.Ф. за электроэнергию за 2007 год- 978,46 рублей;

педагогом-пенсионером Л.В.Г. за электроэнергию за 2007 год - 978,46 рубля;

педагогом С.Л.В. за твердое топливо за 2007 год- 6290 рублей; за электроэнергию за 2007 год- 1372,28 рубля, всего в сумме 7662,28 рубля;

педагогом Х.Г.А. за электроэнергию за 2007 год- 1147,36 рублей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что финансирование социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является обязательством РФ и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, поэтому требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах С.М.А., Б.Е.В., З.Т.В., Е.В.В., К.Т.Ф., Л.В.Г., С.Л.В., Х.Г.А. подлежат удовлетворению и взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, истцы - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в пользу С.М.А.- 978 (девятьсот семьдесят восемь) рублей 46 копеек; Б.Е.В. Викторовы- 1147 (одну тысячу сто сорок семь) рублей 36 копеек; З.Т.В.- 1147 (одну тысячу сто сорок семь) рублей 36 копеек; Е.В.В.- 1147 (одну тысячу сто сорок семь) рублей 36 копеек; К.Т.Ф.- 978 (девятьсот семьдесят восемь) рублей 46 копеек; Л.В.Г.- 978 (девятьсот семьдесят восемь) рублей 46 копеек; С.Л.В.- 7662 (семь тысяч шестьсот шестьдесят два) рубля 28 копеек; Х.Г.А.- 1147 (одну тысячу сто сорок семь) рублей 36 копеек.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации государственную пошлину в доход государства в сумме 345 рублей 63 копейки (триста сорок пять рублей 63 копейки)

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Л.А. Самойленко