оспаривание решения РФ РФ в отказе о назначении досрочной пенсии монтёру пути РЖД



Дело № 2-118/2009 годаР Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2009 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

с участием истца Р.Я.И..,

представителя истца В.С.В.,

действующей по доверенности № 1139, от 21 мая 2009 года,

представителя ответчика Ф.А.М.,

действующего по доверенности от 9 июля 2009 года № АА-1324,

при секретаре Ворониной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р.Я.И. к государственному учреждению - управлению пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Р.Я.И. обратился в суд с иском к государственному учреждению - управлению пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.

Представитель истца В.С.В. на заявленных исковых требованиях настаивала, в их обоснование пояснила, что Р.Я.И. более 12 лет и шести месяцев проработал в должности монтёра пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов на участке Бурея-Архара, то есть в качестве работника непосредственно обеспечивающего безопасность движения на железнодорожном транспорте. Данная должность предусмотрена Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

11 ноября 2008 года ему исполнилось 55 лет. При таких обстоятельствах считает, что Р.Я.И. имеет право на досрочное назначение пенсии на основании п.п. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». 10 ноября 2008 года Р.Я.И. обратился в Государственное учреждение - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области. 10 февраля 2009 года из отдела вышеуказанного органа он получил отказное пенсионное дело, из которого узнал, что ему было оказано в назначении пенсии, так как его специальный стаж составляет менее 12 лет и 6 месяцев. Своё решение работники органа мотивировали тем, что в период с 01 января по 31 декабря 1998 года протекало, с совмещением профессии шофер машины и нет подтверждения интенсивности движения поездов на данном участке магистральной железной дороги, а в период с 01 июля по 10 ноября 2008 года - нет интенсивности. Без обоснования не засчитаны в стаж работы на железнодорожном транспорте периоды работы с 02 января 1985года по 31 июля 1990 года и с 12 мая 1991 года по 31 декабря 1997 года.

Указанное решение органа об отказе в назначении пенсии считает незаконным, так как оно нарушает конституционное право Р.Я.И. на пенсионное обеспечение. Его специальный стаж при не включении не принятых к зачёту периодов на 10 ноября 2008 года составил в календарном исчислении более 12 лет и 6 месяцев. Что касается совмещения профессий, то Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не установлено ограничение полноты рабочего дня в связи с этим обстоятельством. Кроме того, в спорный период он работал полный рабочий день, при этом в этот период он не получал заработную плату водителя автомобиля.

На основании изложенного, просит включить в специальный стаж Р.Я.И. периоды работы: с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 01 июля 2008 года по 10 ноября 2008 года, со 02 января 1985 года по 31 июля 1990 года и с 12 мая 1991 года по 31 декабря 1997 года. Обязать Государственное учреждение - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области назначить Р.Я.И. пенсию с 11 ноября 2008 года. Взыскать с ответчика в пользу Р.Я.И. оплату помощи представителя за составление искового заявления в сумме 1 000 рублей и оплату государственной пошлины в сумме 100 рублей.

В судебном заседании истец Р.Я.И. на заявленных требованиях настаивал, в обосновании заявленных требований привел доводы, аналогичные доводам представителя истца В.С.В. и просит включить в его специальный стаж периоды работы: с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 01 июля 2008 года по 10 ноября 2008 года, со 02 января 1985 года по 31 июля 1990 года и с 12 мая 1991 года по 31 декабря 1997 года. Обязать Государственное учреждение - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области назначить ему пенсию с 11 ноября 2008 года. Взыскать с ответчика в его пользу оплату помощи представителя за составление искового заявления в сумме 1 000 рублей и оплату государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Представитель ответчика - государственного учреждения Управления пенсионного фонда в Архаринском районе Амурской области Ф.А.М. исковые требования не признал и суду пояснил, что период работы Р.Я.И. с 02января1985 года по 31июля 1990 года и с 12мая 1991года по 31 декабря 1997 года в должности монтер пути, с совмещением профессии шофер машины не может быть включен в специальный, так как одним из основных условий для включения предусмотренной в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля1992года №272 работы в специальный стаж, является выполнение данной работы постоянно в течение полного рабочего дня, что предусмотрено п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17декабря 2001года № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11июля 2002года № 516. Под полным рабочим днем понимается продолжительность рабочего времени, установленная для соответствующих видов профессиональной деятельности. Согласно пункту 5 Разъяснения, утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 № 5, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. Поскольку истец не представил документы, подтверждающие его полную занятость в течение спорного периода работы в качестве монтера пути, во включении в специальный стаж этих периодов ему должно быть отказано. Обращая внимание на сущность определения «Совмещение», о котором указывают документы, находящиеся в материалах дела, следует иметь ввиду, что в соответствии с законодательством, это и Трудовой кодекс РФ и КЗоТ РСФСР, совмещение происходит без освобождения от основной работы, т.е. в рабочее время, тогда как «Совместительство» - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Из этого следует, что истец, совмещая две профессии, выполнял работы в качестве монтера пути неполный рабочий день, так, как совмещал профессию водителя автомобиля. Ознакомившись с заключением государственной экспертизы условий труда, проведенной с 13 по 27 июля 2009 года, где в выводах указано на выполнение истцом обязанности монтера пути в полном объеме, придерживаются своей позиции исходя из того, что законодатель указывает на выполнение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, постоянно в течение полного рабочего дня. При проведении экспертизы исследованы начисления по заработной плате истца, на чем построены выводы заключения в части периодов работы при совмещении, чего считаем недостаточным для удовлетворения заявленных требований.

Период с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года не принят к зачету при подсчете стажа в связи со снижением интенсивности движения поездов в Бурейской дистанции пути Забайкальской железной дороги. Период с 01 июля 2008 года по 10 ноября 2008 года не учитывается в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, так как нет подтверждения уровня интенсивности движения поездов на данном участке магистральной железной дороги. Таким образом, решение комиссии от 05 февраля 2009 года об отказе в досрочном назначении пенсии Р.Я.И. является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Требование о взыскании с УПФР оплаты помощи представителя в сумме 1 000 рублей не признаёт, поскольку в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности», юридическая помощь оказывается бесплатно гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий, когда среднедушевой доход их семей ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины. В материалах дела нет документов, подтверждающих среднедушевой доход семьи Р.Я.И.. В связи с этим имеются сомнения в обоснованности взимания платы представителем с Р.Я.И. за составление искового заявления.

На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных Р.Я.И. требований отказать в полном объёме.

Свидетель З.С.В. суду пояснил, что Р.Я.И. он знает давно. Р.Я.И. пришел на работу монтером пути в 1984 году и он(З.С.В.) совместно с ним работал до 2001 года. Р.Я.И. совмещал свою работу монтера пути с должностью водителя автомобиля и привозил их бригаду на участок и после этого совместно с ним и другими рабочими работал монтером пути, а потом вновь увозил рабочих с участка.

Свидетель Г.Г.Н. суду пояснил, что он(Г.Г.Н.) работал монтером пути в Бурейской дистанции пути с 1993 года по 2007 год. В этот период времени о совместно работал с Р.Я.И., который также совмещал работу монтера пути с работой водителя автомобиля, на котором они выезжали на участки. Работа водителя заключалась в том, что он привозил и увозил бригаду на участок. Р.Я.И. вместе со всеми выполнял все положенные работы, как монтер пути по ремонту железнодорожного полотна, а также Р.Я.И. выезжал в командировки на другие участки. В конце рабочего дня отвозил на автомобиле бригаду рабочих домой.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Истец, согласно записям в трудовой книжке, с 16 апреля 1984 года по 01 января 1985 года работал монтером пути 7 околотка, с 02 января 1985 года по 31 июля 1990 года - монтером пути с совмещением профессии водителя автомобиля, с 01 августа 1990 года по 11 мая 1991 года - монтером пути, с 12 мая 1991 года по 30 октября 1998 года - монтером пути с совмещением профессии водителя автомобиля, с 01 ноября 1998 года по настоящее время - монтером пути Бурейской дистанции пути.

Право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.

Согласно данному Списку, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются, в том числе, монтёры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов.

Комиссией УПФР в Архаринском районе не засчитаны в стаж работы на железнодорожном транспорте Р.Я.И. следующие периоды работы: с 02 января 1985 года по 31 июля 1990 года и с 12 мая 1991 года по 31 декабря 1997 года в связи с совмещением профессии водителя автомобиля; с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года и с 01 июля 2008 года по 10 ноября 2008 года в связи с отсутствием интенсивности движения поездов на обслуживаемом участке Бурея-Архара.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог, к интенсивному движению поездов относят размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках - более 50 пар, на однопутных - более 24 пар в сутки.

Станция Архара относится к Хабаровскому отделению Дальневосточной железной дороги. Хабаровское отделение железной дороги письмом от 15 июня 1992 года № 27/7 сообщает, что является отделением с интенсивным движением поездов, а станция Архара - станцией первого класса.

Письмом от 23 июля 2001 года № НОДЗ/214 Хабаровское отделение железной дороги сообщило, что станции Архара до 01 мая 1997 года был установлен первый класс, с 01 мая 1997 года приказом начальника отделения железной дороги от 14 февраля 1997 года № 27 установлен второй класс, а приказом от 23 апреля 2001 года № 143 -четвертый класс.

По данным Забайкальской железной дороги об исполненном графике движения поездов за 1998 год, на участке Завитая-Архара проследовало 39 пар поездов, что указывает на отсутствие интенсивности.

В 2008 году интенсивность составила 60 четных и 57 нечетных поездов (58 пар).

Таким образом, участок Бурея- Архара Хабаровского отделения железной дороги является участком с интенсивным движением поездов более 50 пар в сутки, за исключением 1998 года, когда проследовало 39 пар.

Следовательно, условия труда Р.Я.И., работавшего с 01 июля 2008 года по 10 ноября 2008 года монтером пути на участке Бурея- Архара Бурейской дистанции пути, соответствуют условиям труда монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов.

Условия труда Р.Я.И., работавшего с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года монтером пути на участке Бурея-Архара Бурейской дистанции пути, не соответствуют условиям труда монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, в связи с отсутствием интенсивности движения поездов в 1998 году.

Из архивной справки от 08 декабря 2008 года № 06/1-1561 следует, что приказом от 07 января 1985 года № 9 Р.Я.И. - монтер пути 3 разряда цеха № 07 7-го околотка, переведен с 02 января 1985 года на должность монтера пути, водителя машины 3 класса на перевозке людей цеха № 07 7-го околотка. В указанном приказе обозначена обязанность Р.Я.И., как водителя автомобиля, - перевозка людей 7-го околотка, то есть своего цеха.

В соответствии с заключением экспертизы условий труда Р.Я.И. - монтера пути от 28 июля 2009 года № 3026-08, проведение экспертизы условий труда на рабочих местах монтеров пути других дистанций пути области, показало, что ремонтируемые участки пути в основном находятся на определенных расстояниях от станции. Для доставки инструмента, запасных частей и рабочих на ремонтируемые участки используется транспорт предприятия - автомобильный или железнодорожный. В некоторых организациях перевозку рабочих поручали одному из работников бригады, имеющему водительские права, с изданием приказа. Монтеры пути (ремонтировщики, сигналисты и др.) могли перевозить рабочих на обед и по окончании работы по домам. По прибытии на рабочее место они в составе бригады осуществляли ремонт пути в полном объеме.

Коды видов оплаты труда и удержаний из заработной платы, содержащиеся в материалах гражданского дела, показали, что за 1985 год оплата Рубанову Я.И. произведена по основным сдельным расценкам при сдельно-премиальной системе труда за норму времени, плюс премия, надбавка за стаж работы, выплаты по районным коэффициентам. Код доплаты за совмещение не указан. Вместе с этим указан код 011 - премия рабочим повременщикам. В расчетных листках за 1984 год код 011 отсутствует.

В 1986 году оплата по сдельным расценкам, указана премия повременщикам (код 011).

В январе 1987 оплата по сдельным расценкам указана премия повременщикам, в феврале - отсутствует, в марте - апреле указана, май - декабрь - отсутствует.

В 1988 году - оплата только по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1989 году в октябре появился код 04 (оплата за совмещение), зачеркнут, в графе «начисление» - 00, в остальные месяцы оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

С 1990 по 1998 годы - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1991 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1992 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1993 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1994 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1995 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1996 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1997 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

В 1998 году - оплата по сдельным расценкам, премия повременщикам отсутствует.

До издания приказа о переводе Р.Я.И. монтером пути и водителем автомобиля (1984 год) его заработная плата за одинаковое количество часов составляла от 245,32 до 273,30 рублей, с 1985 и до апреля 1987 года заработная плата была повышена от 297,73 до 336,88 рублей, но прямая заработная плата по сдельным расценкам (без премии и районных коэффициентов) не изменилась, что указывает на выполнение Р.Я.И. работ в качестве монтера пути в полном объеме. С мая 1987 года и до октября 1988 года заработная плата ниже 300 рублей за одинаковое количество часов. В остальные месяцы заработная плата повышена, это может являться следствием повышения тарифных ставок, премии и другое.

В карточках-справках за 1984, 1987, 1989, 1990, 1993, 1996, 1998, 1999, 2000 годы Р.Я.И. указан монтером пути, за 1992 год - монтером пути (водителем автомобиля).

Таким образом, работая в качестве монтера пути и водителя автомобиля, Р.Я.И. выполнял обязанности монтера пути в полном объеме, что подтверждается начислениями по заработной плате: прямая заработная плата по сдельным расценкам после издания приказа о переводе монтером пути и водителем автомобиля осталась без изменения. За работу в качестве водителя автомобиля по перевозке работников своего цеха Р.Я.И. поощрялся премиальными выплатами.

Следовательно, условия труда Р.Я.И., работавшего с 02 января 1985 года по 31 июля 1990 года и с 12 мая 1991 года по 31 декабря 1997 года монтером пути с совмещением профессии водителя автомобиля, соответствуют условиям труда монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Р.Я.И. о включении в его специальный стаж оспариваемых периодов работы подлежат удовлетворению частично, а именно, в части включения периодов с 01 июля 2008 года по 10 ноября 2008 года монтером пути на участке Бурея-Архара Бурейской дистанции пути, а также с 02 января 1985 года по 31 июля 1990 года и с 12 мая 1991 года по 31 декабря 1997 года монтером пути с совмещением профессии водителя автомобиля.

Поскольку на 11 ноября 2008 году у Р.Я.И. имелся необходимый специальный стаж, требование о возложении на Государственное учреждение - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области назначить ему пенсию с 11 ноября 2008 года подлежит удовлетворению.

Согласно представленной квитанции от № 000004 от 6 мая 2009 года, следует, что истец Р.Я.И. за помощь представителя( составление искового заявления) им в адвокатский кабинет « Адвокат Обухов С.В. оплачено 1000 рублей.

В соответствии с представленной квитанцией от 6 мая 2009 года следует, что Р.Я.И. за подачу искового заявления в суд оплачена государственная пошлина в сумме 100 рублей.

На основании изложенного следует, что судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей, а также по оплате услуг представителя за составление искового заявления в сумме 1 000 рублей, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Р.Я.И. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области включить периоды работы Р.Я.И. с 01 июля 2008 года по 10 ноября 2008 года монтером пути на участке Бурея-Архара Бурейской дистанции пути, а также с 02 января 1985 года по 31 июля 1990 года и с 12 мая 1991 года по 31 декабря 1997 года монтером пути с совмещением профессии водителя автомобиля в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с особыми условиями труда.

Обязать Государственное учреждение - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области назначить Р.Я.И. пенсию с 11 ноября 2008 года.

В остальной части требований отказать

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 7 сентября 2009 года.

Председательствующий: подпись Т.Н. Лобань

Верно судья Т.Н. Лобань

секретарь О.В. Воронина