суд отказал прокурору в принуждении Администрации района к проведению противопожарных мероприятий,



Дело № 2-344/2009 год Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2009 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

с участием прокурора Ивановой Л.П.,

при секретаре Ворониной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Архаринского района в интересах несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района об оспаривании бездействия главы Архаринского района, администрации Архаринского района и возложении обязанностей на администрацию Архаринского района и главу Архаринского района устранить допущенное нарушение прав несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района, на состояние защищённости от пожаров, на наличие превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, на реализацию норм и правил по предотвращению пожаров,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Архаринского района обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района об оспаривании бездействия главы Архаринского района, администрации Архаринского района и возложении обязанностей на администрацию Архаринского района и главу Архаринского района устранить допущенное нарушение прав несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района, на состояние защищённости от пожаров, на наличие превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, на реализацию норм и правил по предотвращению пожаров.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. суду сообщила, что в августе 2009 года государственным инспектором отделения Госпожнадзора Архаринского района были проведены внеплановые проверки противопожарного состояния в образовательных учреждениях района. В ходе указанных проверок выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации(ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313, Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией(НПБ 110-03)», утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315:

в МОУ «ДЮК ФП « Лотос»:

  • спортивный комплекс недоукомплектован первичными средствами пожаротушения;
  • не производится 2 раза в год проверка внутреннего противопожарного водопровода;
  • не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердака;
  • ежеквартальная проверка огнетушителей не проводится.

В МОУ « СОШ с. Аркадьевка»:

  • не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердака здания столовой и гаража;
  • в подсобных помещениях кабинета физики и трудов, в кабинете социального педагога и в препараторской кабинета географии не установлены пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации;
  • в спортивном зале лучевой пожарный извещатель находится в неисправном состоянии;
  • на установленную автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях школы отсутствует проектная документация;
  • в кабинете химии установлен самодельный вытяжной шкаф.

В МОУ ДОД « Центр детского творчества»:

  • нет договора на проведение обслуживания и планово-предупредительного ремонта установок автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • в помещении электрощитовой расположена комната для вахтера;
  • ежеквартальная проверка огнетушителей не проводится;
  • в кабинетах директора, методиста, педагога для мягкой игрушки на оконных проемах установлены глухие металлические решетки;
  • не производится проверка состояния огнезащитной пропитки чердака;
  • директор МОУ ДОД « ЦДТ» не прошла обучение по программе пожарно-технического минимума с получением удостоверения соответствующего образца.

В МОУ СОШ №1 им. А.П.Гайдара:

  • внутренний пожарный водопровод находится в неисправном состоянии;
  • огнетушители №№ 5, 6, 15,18, 32 находятся в неисправном состоянии;
  • в помещении архива, в подсобном помещении для техперсонала и пищеблоке не установлены пожарные извещатели;
  • в кабинете обслуживающего персонала труда установлен один пожарный извещатель;
  • не производится испытание наружных пожарный лестниц;
  • ограждение на крыше находится в неисправном состоянии.

В МОУ « СОШ с.Ленинское»:

  • в подсобных помещениях спортивного зала не установлены пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации;
  • не производится два раза в год проверка состояния внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу;
  • не втором этаже не установлены дверные полотна эвакуационных выходов, ведущих в лестничную клетку;
  • в гараже не установлена автоматическая пожарная сигнализация.

В МОУ «СОШ с.Северное»:

  • помещения зданий столовой и гаража не оборудованы установками пожарной сигнализацией;
  • в помещениях столовой не установлена система оповещения людей о пожаре;
  • не проведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердачного помещения здания столовой;
  • сигнал сработки установок автоматической пожарной сигнализации в школе не выведен в место с постоянным пребыванием людей;
  • на путях эвакуации в здании школы, а именно в коридорах, для отделки стен применяются горючие материалы;
  • световое табло «Выход» над центральны эвакуационным выходом в неисправном состоянии;
  • на имеющиеся огнетушители белой краской не нанесены порядковые номера. А также не заведены журналы по учету проверки наличия и состояния огнетушителей, ежеквартальная поверка огнетушителей не производится, огнетушители на объектах сельсовета расположены выше чем 1,5 м. над уровнем пола;
  • рабочий персонал не умеет пользовать первичными средствами пожаротушения не четко знает свои действия на случай возникновения пожара;
  • в зданиях школы не вывешены соответствующие знаки пожарной безопасности;
  • разработанный план эвакуации в столовой не соответствуют требованиям ГОСТ;
  • директор и ответственное лицо за пожарную безопасность в школе не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума с получением удостоверения установленного образца, в организации имеющей лицензию на данный вид деятельности;
  • на воротах гаража и котельной не нанесены обозначения категории по пожарной и взрывопожарной опасности и класса зоны по электроустановкам;
  • электропроводка в кабинете учительской и в комнате отдыха кочегаров проложена двухжильным алюминиевым проводом под горючими материалами;
  • в гараже для отопления используется самодельный электробойлер.

В МОУ « СОШ с.Отважное»:

  • не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердака здания школы и гаража;
  • в помещениях кухни и в подсобных помещениях кухни не установлены пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации;
  • над эвакуационным выходом из кухни не установлено световой указатель «Выход»;
  • световые указатель «Выход» находятся в неисправном состоянии;
  • в гараже № 2 не установлена автоматическая пожарная сигнализация;
  • сигнал сработки установок автоматической пожарной сигнализации, установленной в гараже № 1 не выведен в место с постоянным пребыванием людей;
  • огнетушители № 1, 2, 4, 5, 6, 9, 11, 18, 20, 21, 22 находятся в неисправном состоянии;
  • в кабинетах информатики-физики, в подсобном помещении на первом этаже на светильниках не установлены плафоны;
  • директор школы не прошла обучение по программе пожарно-технического минимума в организации имеющей соответствующую лицензию, с получением удостоверения соответствующего образца;
  • на установленную автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях школы отсутствует проектная документация.

В МОУ « СОШ с. Грибовка»:

  • не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердака здания школы;
  • в помещениях кухни, в подсобных помещениях и в кабинете учителя физкультуры не установлены пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации;
  • в помещении лаборантской дымовой пожарный извещатель находится в неисправном состоянии;
  • сигнал сработки установок автоматической пожарной сигнализации, установленной в школе не выведен в место с постоянным пребыванием людей;
  • на установленную автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях школы отсутствует проектная документация;
  • ручные пожарные извещатели установлены на высоте более чем 1,5 м. от пола;
  • не производится два раза в год проверка на водоотдачу пожарного гидранта;
  • территория школы не окошена от сорной горючей растительности.

Статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования, помимо иных полномочий, относятся полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, по организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 32.1. Устава Архаринского района установлено, что к полномочиям администрации района относятся полномочия по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 33 Устава Архаринского района. глава района является высшим должностным липом муниципального образования «Архаринский район», возглавляет администрацию района, осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Уставом Архаринского района установлено, что на администрацию Архаринского района и главу Архаринского района возложена обязанность по решению вопросов местного значения, в том числе вопроса по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

На территории Архаринского района действует муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Архаринского района на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением главы Архаринского района от 20 марта 2009 года. № 237.

Согласно разделу 4 указанной программы к мероприятиям по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений района отнесены мероприятия: замеры сопротивления, пропитка деревянных конструкций, установка противопожарных дверей, оборудование эвакуационных выходов, ремонт пожарных водопроводов и пожарных водоемов, обработка деревянных конструкций, обеспечение содержания и обслуживания «тревожных кнопок», замеры сопротивления изоляции.

На реализацию мероприятий по обеспечению образовательных учреждений района противопожарным оборудованием и на укрепление материально-технической базы в 2009 году в районном бюджете Архаринского района запланировано по программе «Безопасность образовательных учреждений на 2009-2010 годы» 220 тысяч рублей. По состоянию на 14 августа 2009 года фактически на указанные цели направлено 49,4 тысячи рублей.

Наличие нарушений правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях района и того факта, что по состоянию на 14 августа 2009 года органами местного самоуправления Архаринского района фактически профинансировано 22 % от запланированной на 2009 год суммы на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, свидетельствуют о том, что органами местного самоуправления Архаринского района нарушаются положения ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Закона РФ «Об образовании».

В связи с этим, действия администрации Архаринского района и главы Архаринского района по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений являются незаконными.

Данными незаконными действиями администрации Архаринского района и главы Архаринского района нарушаются права несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях района, на состояние защищенности от пожаров, на наличие совокупности превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, на реализацию норм и правил по предотвращению пожаров.

На основании изложенного, просит обязать администрацию Архаринского района и главу Архаринского района устранить допущенные нарушения прав несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района, на состояние защищённости от пожаров, на наличие совокупности превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, на реализацию норм и правил по предотвращению пожаров.

Представитель ответчиков - Администрации Архаринского района Амурской области, главы Архаринского района Корякина Е.Н. требования прокурора не признала, суду пояснила, что заявлением от 20.11.2009 г. об уточнении исковых требований прокурор фактически изменил предмет иска и уточнил основание заявления. Основание иска - это обстоятельства, на которых истец основывает свое требование. Предмет иска - это конкретное требование истца к ответчику.

Вопросы местного значения муниципального района определены статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 названного Закона к вопросам местного значения района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Образовательный процесс в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района организован, все учебные учреждения допущены к учебному году.

Информация начальника отделения ГПН по Архаринскому району о противопожарном состоянии образовательных учреждений района, положенная в основу заявления, адресована начальнику отдела образования администрации Архаринского района, в копии - прокурору Архаринского района, и в адрес главы Архаринского района не направлялась. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, относится к компетенции образовательного учреждения. Таким образом, большая часть нарушений Правил пожарной безопасности 01-03 и Норм пожарной безопасности 88-01, указанных в информации начальника отделения ГПН, должна быть устранена образовательными учреждениями, являющимися юридическими лицами, самостоятельно отвечающими по своим обязательствам. Кроме того, большая часть замечаний, указанных в информации начальника отделения ГПН по Архаринскому району, устранена.

Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

На территории Архаринского района действует Муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Архаринского района на 2009-2011 годы», которая предусматривает и мероприятия в области обеспечения противопожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений района. В Муниципальную целевую программу «Безопасность образовательных учреждений Архаринского района на 2009-2011 годы», постановлением главы района от 28.08.2009 № 731 внесены изменения в части увеличения средств, запланированных к финансированию в 2009 году. На 2009 год предусмотрено и запланировано в районном бюджете 519 515 руб. В связи с тем, что на сегодняшний день указанная программа исполнена на 100 %, считает, что довод прокурора Архаринского района о том, что органами местного самоуправления Архаринского района нарушаются положения ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Закона РФ «Об образовании» в связи с тем, что по состоянию на 14.08.2009 г. органами местного самоуправления Архаринского района фактически профинансировано 22 % от запланированной на 2009 год суммы на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, и требование устранить допущенное нарушение прав несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района, на состояние защищенности от пожаров, на наличие совокупности превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, на реализацию норм и правил по предотвращению пожаров являются необоснованными и незаконными.

Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.

Пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с ч.1 ст. 31 'Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья.

На основании ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях нрав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 32.1. Устава Архаринского района установлено, что к полномочиям администрации района относятся полномочия по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 33 Устава Архаринского района, глава района является высшим должностным лицом муниципального образования «Архаринский район», возглавляет администрацию района, осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Уставом Архаринского района установлено, что на администрацию Архаринского района и главу Архаринского района возложена обязанность по решению вопросов местного значения, в том числе вопроса по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

На территории Архаринского района во исполнение данной обязанности действует муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Архаринского района на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением главы Архаринского района от 20 марта 2009 года № 237.

Согласно разделу 4 указанной программы к мероприятиям по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений района отнесены мероприятия: замеры сопротивления, пропитка деревянных конструкций, установка противопожарных дверей, оборудование эвакуационных выходов, ремонт пожарных водопроводов и пожарных водоемов, обработка деревянных конструкций, обеспечение содержания и обслуживания «тревожных кнопок», замеры сопротивления изоляции.

На реализацию мероприятий по обеспечению образовательных учреждений района противопожарным оборудованием и на укрепление материально-технической базы в 2009 году в районном бюджете Архаринского района запланировано по программе «Безопасность образовательных учреждений на 2009-2010 годы» (с изменениями от 28 августа 2009 года) 519 515 рублей.

В соответствии со сведениями, предоставленными начальником финансового управления администрации Архаринского района, по состоянию на 27 ноября 2009 года фактически отделу образования администрации Архаринского района на указанные цели направлено 519 500 рублей, т.е. МЦП «Безопасность образовательных учреждений Архаринского района на 2009-2011 годы» выполнена полностью.

Фактически администрация Архаринского района и глава Архаринского района к моменту настоящего судебного заседания самостоятельно устранили нарушение закона, а именно - исполнили МЦП «Безопасность образовательных учреждений Архаринского района на 2009-2011 годы» утв. постановлением главы Архаринского района от 20 марта 2009 года № 237, в части выделения денежных средств.

Требования прокурора Архаринского района в части возложения на администрацию Архаринского района и главу Архаринского района в течение месяца со дня вступления суда в законную силу обязанности устранить нарушение прав несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района, на состояние защищенности от пожаров, на наличие совокупности превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, на реализацию норм и правил по предотвращению пожаров и ограничение их последствий в МОУ «ДЮК ФП «Лотос», МОУ «СОШ с. Аркадьевка», МОУ ДОД «Центр детского творчества», МОУ «СОШ №1 им А.П. Гайдара», МОУ «СОШ с. Ленинское», МОУ «СОШ с. Северное», МОУ «СОШ с. Отважное» и МОУ «СОШ с. Грибовка» удовлетворены быть не могут, поскольку, по мнению суда, данная обязанность лежит на образовательных учреждениях., которые являются самостоятельными юридическими лицами, имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать прокурору Архаринского района в удовлетворении требований в интересах несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района об оспаривании бездействия главы Архаринского района, администрации Архаринского района и возложении обязанностей на администрацию Архаринского района и главу Архаринского района устранить допущенное нарушение прав несовершеннолетних граждан, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Архаринского района, на состояние защищённости от пожаров, на наличие превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий, на реализацию норм и правил по предотвращению пожаров.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, исчисляя срок с 0 4 декабря 2009 года.

Председательствующий: Л.А.Самойленко