Именем Российской Федерации
09 декабря 2009 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре Матюха Е.В.,
с участием помощника прокурора Ивановой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Бондаренко Ларисы Викторовны к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архаринского района обратился в суд с иском в интересах Бондаренко Ларисы Викторовны к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги
В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. суду сообщила, что основанием для подачи исковых заявлений в суд послужило обращение работника МДОУ «Детский сад Солнышко» Бондаренко Л.В. в прокуратуру Архаринского района о направлении в её интересах искового заявления в суд о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2007 год. Указанные льготы ей гарантированы законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а также являются федеральной мерой социальной поддержки.
Из копий квитанций, предоставленных Бондаренко Л.В., следует, что она в ноябре и декабре 2007 года оплатила электроэнергию, которую использовала она в приобретённой ею квартире на сумму 1095,45 рублей.
Данная денежная сумму ей до сих пор не возмещена, т.е. перед Бондаренко Л.В. имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги, что является задолженностью за электроэнергию за 2007 года.
Просит суд взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги в пользу педагогического работника МДОУ Детский сад «Солнышко» Бондаренко Л.В. за 2007 год 1095,45 рублей.
В судебном заседании истица Бондаренко Л.В. на иске настаивала, суду пояснила, что 27 августа 2007 она с семьей переехала на постоянное место жительства в пос. Архара. С семьей она сразу же приехала в приобретенную по договору купли-продажи квартиру по пер. Красноармейский,6-8. Поскольку у нее первоначально отсутствовала вся необходимая для покупки квартиры сумма, она внесла задаток. Бывшие собственники выехали на постоянное место жительства в г. Белогорск. Она (истица) хотела сразу же переоформить лицевые света на электроэнергию на свое имя, но ей было в этом отказано, поскольку не был оформлен переход права. Поэтому она оплачивала потребленную ее семьей электроэнергию по лицевым счетам бывшего собственника квартиры Михайловой Е.Г.. По этой же причине ей не предоставлялась льгота по электроэнергии. С 9 сентября 2007 года она устроилась на работу воспитателем в детский сад «Солнышко», как педагогический работник имеет право на льготу по оплате за электроэнергию, однако льгота ей не представлялась. Просит взыскать в ее пользу указанную в заявлении сумму.
Представитель ответчика Министрества Финансов РФ в лице УФК по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, просил дело рассмотреть без его участия. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрении дела в её отсутствие.
Согласно представленным возражениям на исковое заявление УФК по Амурской области требования не признал, поскольку законодательно предусмотрено, что компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. В соответствии с Порядком предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги имеют педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, которым меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются на основании договоров, заключенных уполномоченными органами, утвержденными главами муниципальных районов и городских округов, с предприятиями и организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, организации, обеспечивающие педагогических работников, проживающих в сельской местности электроэнергией, не должны были брать с них оплату за данный вид услуг. Но в связи с тем, что истцами была внесена вся сумма за потребленную ими электроэнергию, т.е. без учета 100% льготы, то на стороне ответчика должна выступать организация, поставляющая электроэнергию.
Кроме того, в соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник. Согласно ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности. В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Права на недвижимое имущество (к которому относится квартира) подлежат государственной регистрации (и. 1 ст. 131 ГКРФ).
Таким образом, обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в отношении приобретенной квартиры, возникает после регистрации перехода права собственности к новому собственнику. До этого момента обязанность оплачивать услуги несет предыдущий собственник квартиры.
Право на получение льготы по электроэнергии в отношении квартиры по адресу: пер. Красноармейский, 6, кв. 8, пгт. Архара, Амурская область возникло у Бондаренко Л.В. в момент регистрации права собственности, 05 декабря 2009 года. Предъявление Прокурором Архаринского района требований о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за период до 05 декабря 2007 года является неправомерным.
Суд, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, приходит к следующему.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст. 8 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, данная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.
Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 5 декабря 2005 года № 99-03 право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, не устанавливает, и регулирует механизм осуществления данной федеральной меры социальной поддержки.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в ст. 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесена.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При этом в силу абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ данное обязательство, как возникшее в результате принятия федерального закона, является федеральным.
В силу ч. 2 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно копий квитанций за ноябрь-декабрь 2007 г., следует, что на сегодняшний день перед педагогическим работником МДОУ «Детский сад «Солнышко» Бондаренко Л.В. имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги, а именно - за электроэнергию за 2007 год 1095,45 рублей.
При этом форма собственности занимаемого педагогом жилого помещения в данном случае, по мнению суда, значения не имеет. Факт проживания истицы в жилом помещении подтвердила в суде свидетель Попанда В.С..
В соответствии с Порядком предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги согласно Закону имеют педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, которым меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются на основании договоров, заключенных уполномоченными органами, утвержденными главами муниципальных районов и городских округов, с предприятиями и организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поскольку истица не воспользовалась предоставленным ей законом правом на получение льготы по оплате электроэнергии, оплатила всю потребленную электроэнергию, сумма должна быть взыскана с ответчика.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку указанная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме, она является расходным обязательством Российской Федерации, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие передачу денежных средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Амурской области в достаточном размере, и заявленные требования подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, поэтому требования прокурора Архаринского района Амурской области в защиту прав, свобод и законных интересов Бондаренко Л.В. подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что в соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, истцы - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженность в пользу Бондаренко Ларисы Викторовны 1095,45 рублей (одну тысячу девяносто пять рублей 45 копеек).
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Л.А. Самойленко