Дело № 2-332/2009 годР Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2009 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре Ворониной О.В.,
представителе ответчика - адвокате Хиневич А. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипенко Елены Александровны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал.
В обоснование заявленного требования истица Антипенко Е.А. указала, что 21.10.2005 она родила дочь - Антипенко Анну Игоревну, которая 22.10.2005 умерла. 30.09.2007 у неё родился второй ребёнок, Антипенко Кирилл Игоревич. 21.09.2009 она обратилась в Управление Пенсионного фонда России в Архаринском районе Амурской области с заявлением о выдачи ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее -сертификат), но 21 октября 2009 года получила уведомление об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № 116. В качестве обоснования отказа указано обстоятельство, что она не предоставила копию свидетельства о рождении первого ребёнка. Однако, когда она обратилась в Архаринский ЗАГС за данным документом, ей на основании ч.2 ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» отказали в выдаче свидетельства о рождении её дочери - Антипенко А.И., т.к. ребёнок умер на первой неделе жизни, поэтому одновременно производится регистрация его рождения и смерти, а родителям выдаётся только свидетельство о смерти ребёнка.
Просит признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Архаринском районе Амурской области об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал от 21.10.2009 г. № 116 незаконным, и обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский(семейный) капитал.
В судебном заседании Антипенко Е.А. и её представитель Хиневчи А.Г. заявленное требование поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Архаринском районе Амурской области, специалист-эксперт(юрисконсульт) Фурсов А.М. исковые требования не признал, и пояснил, что в соответствии с преамбулой и ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ, правовым основанием к предоставлению мер поддержки семей является наличие детей в семье не менее двух, а не родивших второго и более детей, то есть законодатель связывает предоставление мер поддержки не с фактом рождения детей, а именно с наличием одного или более детей в семье на момент рождения ребенка. Кроме того, в Регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, одним из реквизитов являются реквизиты свидетельства о рождении детей, тогда как в случае с истицей, свидетельства о рождении первого ребенка, умершего на первой неделе жизни, у истицы не имеется. В связи со смертью первого ребенка, на которого выдана справка о рождении, у истицы утрачено право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ, т.е. отказ в выдаче Антипенко Е.А. государственного сертификата обоснован и правомерен.
Заслушав стороны, изучив представленные материалы, суд считает необходимым иск Антипенко Е.А. оставить без удовлетворения, исходя из следующего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 21 октября 2005 года истица Антипенко Е.А. родила дочь Анну, которая умерла 22 октября 2005 года, что подтверждается представленными справкой о рождении №277 от 29.09.2009 года и свидетельством о смерти I -ОТ № 594562 от 25.10.2005 года
30 сентября 2009 года Антипенко Е.А. родила сына Кирилла (свидетельство о рождении I-ОТ № 640793 от 04.10.2009 года).
В связи с рождением второго ребенка Антипенко Е.А.обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, однако решением ответчика от 21.10.2009 г. № 116 ей было отказано в этом в связи с отсутствием у Антипенко Е.А. свидетельства о рождении ребенка, 2005 года рождения, умершего на первой неделе жизни.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсия, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находится под защитой государства (ч.1 ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч. 1 ст. 39).
Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий и иных гарантий социальной защиты, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.
Так, в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон) государство предоставляет дополнительные меры поддержки в случае рождения (усыновления) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Действительно, при буквальном толковании вышеизложенной нормы закона следует, что право на меры государственной поддержки возникает лишь при наличии одного лишь факта рождения второго и последующих детей.
Однако, суд считает, что сам по себе факт рождения Антипенко Е.А. второго ребенка, имея в виду, что первый ребенок умер на первой неделе жизни, не порождает у истицы право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Данный вывод суд основывает на системном и буквальном толковании норм Закона.
В частности, из преамбулы Закона следует, что он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Таким образом, как следует из названия закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные меры к уже установленным законодательством РФ мерам государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим детей.
Словосочетание «имеющим детей», используемое в законе, означает, во-первых, что детей должно быть не менее двух. О чем свидетельствует множественное число, использованное законодателем, и, во-вторых, что семья должна иметь детей, то есть слово «иметь» следует понимать в значении, что дети должны быть живы на дату обращения за выдачей сертификата на материнский (семейный) капитал.
Как было установлено выше, Антипенко Е.А. на день подачи заявления в Пенсионный фонд не имела детей, она имеет только одного ребенка - Антипенко Кирилла Игоревича, 30.09.2009 года рождения.
Цель закона определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственно и поддержки лишь на семьи, имеющие детей, содержатся в ряде иных статей данного закона, в том числе в п.1 ст.1, подп. 1 ст. 2 Закона.
Кроме того, согласно п.3 ст. 4 Закона, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно п.п. 8 п.2 ст. 4 Закона в названном регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
В силу Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. N9 873, в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей.
Согласно п.2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
В рассматриваемом случае на основании приведенной нормы закона и в связи со смертью ребенка на следующие сутки после его рождения, свидетельство о рождении Антипенко Анны Игоревны его матери - Антипенко Е.А. не выдавалось. По этой причине требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно п.п.1 п.6 ст. 5 Закона основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что для получения сертификата, предусмотренного Законом, недостаточно лишь факта рождения второго ребенка, а необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки, а потому исковые требования Антипенко Е.А. о признании решения УПФР в Архаринском районе Амурской области от 21.10.2009 г. №116 незаконным, и о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский(семейный) капитал при установленных обстоятельствах необоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Антипенко Елены Александровны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский(семейный) капитал отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная с 7 декабря 2009 года.
Председательствующий: Л.А. Самойленко