Именем Российской Федерации
08 декабря 2009 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре Ворониной О.В.,
с участием помощника прокурора Архаринского района Ивановой Л.П.,
представителя ответчиков Корякиной Е.Н., действующей по доверенностям от 22 июня 2009 года № 27 и от 23 сентября 2009 года № 39,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Архаринского района в интересах Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, возложении на главу Архаринского района и администрацию Архаринского района обязанности по устранению допущенного нарушения интересов Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц, находящихся на территории Архаринского района, на осуществление профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Архаринского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, возложении на главу Архаринского района и администрацию Архаринского района обязанности по устранению допущенного нарушения интересов Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц, находящихся на территории Архаринского района, на осуществление профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии
экстремистской деятельности в пределах своей компетенции. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. На территории Архаринского района не имеется программы по профилактике проявлений экстремизма, район не осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, т.е. не исполняет вопрос местного значения «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района».Бездействие главы Архаринского района и администрации Архаринского района в данном вопросе является нарушением положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Отсутствие профилактики экстремизма может повлечь факты проявления экстремистской деятельности на территории района. В связи с этим имеется угроза основам конституционного строя и целостности Российской Федерации, возможности публичного оправдания терроризма, угроза возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, возможность пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д.
В дальнейшем прокурор в порядке ст. ст. 39, 45 и 254 ГПК РФ уточнил требования и просил: признать бездействие главы Архаринского района и администрации Архаринского района в исполнении вопроса местного значения «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма на территории муниципального района» в части исполнения вопроса местного значения «участие в профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма на территории муниципального района» незаконным; обязать главу Архаринского района и администрацию Архаринского района устранить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенное нарушение интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Архаринского района, на осуществление профилактики экстремизма, а также на наличие мер, направленных минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений экстремизма на территории района.
Представитель администрации Архаринского района, главы Архаринского района Корякина Е.Н. требования прокурора не признала, суду пояснила, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления муниципального района лишь участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Бездействие органов местного самоуправления Архаринского района по решению указанного вопроса местного значения обосновывается лишь отсутствием программы по профилактике проявлений экстремизма, другие факты, свидетельствующие о том, что главой Архаринского района и администрацией Архаринского района не принимаются меры по участию в профилактике экстремизма а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма, не указаны. Однако законодательством РФ не установлена необходимость принятия органами местного самоуправления указанной программы. Прокурор Архаринского района просит обязать главу Архаринского района и администрацию Архаринского района устранить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу допущенное нарушение интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Архаринского района, на осуществление профилактики экстремизма, а также на наличие мер, направленных на минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений экстремизма на территории муниципального района. Кроме того, постановлением главы района от 25.05.2009 № 447 утверждена муниципальная целевая программа «Профилактика правонарушений в Архаринском районе на 2009-2011 годы», целью программы является обеспечение безопасности граждан на территории района за счет снижения уровня преступности посредством формирования действенной системы профилактики правонарушений, одной из задач программы является предотвращение террористических актов на территории района. На мероприятия по предотвращению террористических актов на территории района программой предусмотрено 170 тыс. руб., в том числе на обеспечение безопасности в общеобразовательных учреждениях 150 тыс. руб. и на информирование населения района о деятельности ОВД по Архаринскому району в сфере профилактики преступлений и правонарушений, о правилах поведения граждан при возникновении угрозы террористических актов 20 тыс. руб. В рамках реализации полномочия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района согласно постановлению главы района от 18.08.2005 № 223 существует резервный фонд для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, средства которого направляются в соответствии с порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Архаринского района, утвержденного постановлением главы района от 31.10.2007 № 662, на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В 2009 год резервный фонд составляет 50 тыс. руб. Таким образом Глава района, администрация района не нарушает интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Архаринского района, т.к. органами местного самоуправления Архаринского района исполняется вопрос местного значения «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района». На территории района проводится работа и по профилактике терроризма и экстремистской деятельности, и по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Отсутствие в заявлении прокурора Архаринского района сведений о том, какие конкретно нарушения исполнения названного вопроса местного значения надлежит устранить, какие конкретно меры надлежит предпринять для устранения нарушений при исполнении вопроса местного значения, повлечет принятие решения суда, носящего декларативный характер, а также приведет к невозможности его реального исполнения, что не соответствует целям и задачам судебного разбирательства. Считает, что в удовлетворении требований прокурора Архаринского района должно быть отказано, поскольку вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является незаконным.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Прокурор считает, что поскольку на территории Архаринского района не имеется программы по профилактике проявлений экстремизма, Архаринский район не осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, то есть не исполняет вопрос местного значения «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района». В связи с чем, имеется угроза основам конституционного строя и целостности Российской Федерации, возможности публичного оправдания терроризма, угроза возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, возможность пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и так далее. Кроме того, отсутствие профилактики экстремизма нарушает права, свободы и законные интересы граждан на отсутствие дискриминации в зависимости от их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, на наличие защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, а также иных прав.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своих полномочий.
Статья 5 данного закона устанавливает, что в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение терроризма и экстремистской деятельности.
В силу выше указанных норм участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 6.1. ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесен вопрос участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Данное положение закреплено и в Уставе Архаринского района. Пунктом 6.1. ч.1 ст. 10 Устава Архаринского района установлено, что к вопросам местного значения Архаринского района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района.
Как следует из представленных ответчиками доказательств, органы местного самоуправления Архаринского района не принимают участие в профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма на территории района.
Представленные суду документы свидетельствуют, что в Архаринском районе приняты меры лишь к профилактике терроризма.
Так, постановлением главы района от 25 мая 2009 года № 447 утверждена муниципальная целевая программа «Профилактика правонарушений в Архаринском районе на 2009-2011 годы», одной из задач которой является предотвращение террористических актов на территории района (п.4 основных задач программы).
На мероприятия по предотвращению террористических актов на территории района, данной программой предусмотрено 170 000 рублей (п.4 таблицы № 3 «Объёмы и источники финансирования программы»), в том числе на обеспечение безопасности в общеобразовательных учреждениях 150 000 рублей (п.4.2) и на информирование населения района о деятельности ОВД по Архаринскому району в сфере профилактики преступлений и правонарушений, о правилах поведения граждан при возникновении угрозы террористических актов 20 000 рублей (п.4.3).
Кроме того, на территории Архаринского района согласно распоряжению главы района от 29 декабря 2005 года № 617 (с изменениями и дополнениями от 18 марта 2009 года) создана антитеррористическая комиссия. Главой района ежегодно утверждается план мероприятий по недопущению террористических актов на территории Архаринского района.
Представителем главы и администрации Архаринского района представлен План мероприятий по недопущению террористических актов на территории Архаринского района, утверждённый главой Архаринского района от 20 февраля 2009 года, с перечислением конкретных мер по недопущению террористических актов на территории Архаринского района.
Таким образом, на территории Архаринского района, не выполняются требования Законодательства в части противодействия экстремизму.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что непринятие Администрацией Архаринского района именно приоритетных мер по профилактике проявлений экстремизма и терроризма свидетельствует о бездействии главы Архаринского района и администрации Архаринского района в вопросе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района, поскольку обязательность и приоритетность участия в профилактике экстремизма, в том числе по организации осуществления в приоритетном порядке воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности, поскольку таковая законодательно установлена в ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», и бездействие главы Архаринского района и администрации прямо нарушает требования указанного закона
Таким образом, суд считает, что требований прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы Архаринского района, администрации Архаринского района в исполнении вопросов местного значения «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и(или) ликвидации последствий проявления экстремизма на территории муниципального района» в части исполнения вопроса местного значения «участие в профилактике экстремизма, а также в минимизации и(или) ликвидации последствий проявлений экстремизма на территории муниципального района».
Обязать главу Архаринского района и администрацию Архаринского района устранить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу допущенное нарушение интересов Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц, находящихся на территории Архаринского района, на осуществление профилактики экстремизма, а также на наличие мер, направленных на минимизацию и(или) ликвидацию последствий проявления экстремизма на территории района.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная с 14 декабря 2009 года.Председательствующий: Л.А.Самойленко