прокурор просил признать незаконным Положение о порядке заготовки дров населением, суд отказал



Дело № 2-11/2009 год Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2009 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

с участием прокурора Ивановой Л.П.,

при секретаре Захаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Архаринского района о признании недействующим нормативного правового акта - Положения Архаринского района от 30 октября 2007 года № 173 «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена» недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Архаринского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - Положения Архаринского района от 30 октября 2007 года № 173 «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена» недействующим со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. указала, что 25 октября 2007 года Архаринским районным Советом народных депутатов принято решение № 40/480 «О Положении Архаринского района «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена». Указанное Положение подписано главой района 30 октября 2007 года за № 173.

Данное положение принято с нарушением норм лесного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.

Статьей 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района не отнесены полномочия в области лесных правоотношений.

Согласно п. 6 ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Пунктом 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Перечень данных полномочий является исчерпывающим.

Согласно пункту 2 указанной статьи органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Главой 2 ЛК РФ установлены виды использования лесов и положения об использовании лесов. Также данной главой установлены органы государственной власти, наделенные полномочиями в сфере регулирования правоотношений, связанных с использованием лесов.

Согласно ст. 30 ЛК РФ порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочие распоряжение не предполагает права установления порядка распоряжения, а означает возможность определения юридической судьбы земельных участков путем изменения их принадлежности, состояния или назначения на основании порядков, установленных управомоченными органами.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что государственное полномочие Амурской области по установлению порядка и нормативов заготовки древесины органам местного самоуправления не передано.

С учетом изложенного, положение Архаринского района «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена» издано с превышением установленных законодательством полномочий, то есть является незаконным.

На основании изложенного, просит признать Положение Архаринского района от 30 октября 2007 года № 173 «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена» недействующим со дня его принятия.

Представитель Архаринского районного Совета народных депутатов Шмендель Е.А. требования прокурора не признала, считает, что согласно статье 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

По данному полномочию приняты Закон Амурской области от 02 мая 2007 № 331-03 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» и Постановление губернатора Амурской области от 25 июня 2008 года № 433 «Об утверждении порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».

Согласно статье 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с
земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Статьёй 2 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, на основании и во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Положение Архаринского района от 30 октября 2007 года № 173 «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена» разработано и принято на основании Лесного кодекса Российской Федерации, во исполнение Федерального закона от 17 апреля 2006 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с целью конкретизации последовательности действий администрации района по исполнению полномочий по распоряжению лесными насаждениями на землях, собственность на которые не разграничена.

На указанное Положение прокурором Архаринского района был принесён протест от 22 сентября 2008 года № 3260, который был рассмотрен постоянной депутатской комиссией Архаринского районного Совета народных депутатов 06 ноября 2008 года. По результатам рассмотрения данного протеста администрации Архаринского района рекомендовано разработать проект положения Архаринского района о внесении изменений в оспариваемое Положение. Во исполнение данных рекомендаций на двенадцатой сессии депутатами районного Совета рассмотрено и принято Положение Архаринского района от 25 декабря 2008 года № 40 «О внесении изменений в Положение Архаринского района «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена». Внесёнными изменениями закреплены объёмы заготовки древесины со ссылкой на областное законодательство без установления нормативов и зафиксировано, что заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 02 мая 2007 года № 331-ОЗ «О заготовке древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений».

На основании изложенного, районный Совет народных депутатов требования прокурора Архаринского района не признаёт.

Представитель главы администрации Архаринского района по доверенности Ковалёв О.А. с заявленными прокурором требованиями также не согласен, привел те же доводы, что и представитель Архаринского районного Совета народных депутатов.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующем.:

В силу ст. 251 ГК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Прокурором Архаринского района оспаривается Положение Архаринского района от 30 октября 2007 года № 173 «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена», обнародованное путём вывешивания на информационном стенде в здании администрации Архаринского района по адресу: п. Архара, ул. Калинина, 12 с 30 октября по 30 ноября 2007 года.

С данным заявлением прокурор обратился в защиту интересов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По мнению прокурора, издание органами местного самоуправления Архаринского района нормативного правового акта с нарушением федерального законодательства влечёт нарушение единства правового поля Российской Федерации в вопросах регулирования лесных отношений и осуществления местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей вопросы местного значения муниципального района, на которую ссылается в своём заявлении прокурор Архаринского района, полномочия в области лесных правоотношений, действительно, не отнесены к полномочиям муниципального района.

Однако, в силу ч. 2 ст. 15.1 данного закона, органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 2 ЛК РФ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, на основании и во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

В силу ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;

2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;

3) установление ставок платы за единицу объема древесины;

4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;

5) осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Главой 2 ЛК РФ установлены виды использования лесов и положения об использовании лесов. Также данной главой установлены органы государственной власти, наделенные полномочиями в сфере регулирования правоотношений, связанных с использованием лесов.

Согласно ст. 30 ЛК РФ, порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Амурской области регулируются Законом Амурской области от 02 мая 2007 года № 331-ОЗ «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», а также Постановлением губернатора Амурской области от 25 июня 2008 года № 433 «Об утверждении порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

25 октября 2007 года Архаринским районном Советом народных депутатов принято, 30 октября 2007 года главой Архаринского района подписано Положение Архаринского района «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена».

Установление порядка заготовки древесины, в соответствии с ЛК РФ, относится к полномочиям субъекта федерации и Правительства РФ.

Орган местного самоуправления может установить регламент исполнения полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена.

Статьями 3 и 4 данного Положения установлены нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

На указанное Положение прокурором Архаринского района был принесён протест от 22 сентября 2008 года № 3260.

Данный протест был рассмотрен постоянной депутатской комиссией Архаринского районного Совета народных депутатов 06 ноября 2008 года.

По результатам рассмотрения данного протеста администрации Архаринского района рекомендовано разработать проект положения Архаринского района о внесении изменений в оспариваемое Положение.

19 декабря 2008 года Архаринским районным Советом народных депутатов рассмотрено и принято Положение Архаринского района № 40 «О внесении изменений в Положение Архаринского района «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена», данное положение подписано главой района 25 декабря 2008 года.

Внесёнными изменениями в ст.ст. 3 и 4 Положения Архаринского района «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена» закреплены объёмы заготовки древесины со ссылкой на областное законодательство без установления нормативов и зафиксировано, что заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 02 мая 2007 года № 331-ОЗ «О заготовке древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений».

Таким образом, оспариваемое прокурором Архаринского района Положение Архаринского района «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена» издано без превышения установленных законодательством полномочий, и не влечёт нарушения единства правового поля Российской Федерации в вопросах регулирования лесных отношений и осуществления местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать прокурору Архаринского района в удовлетворении заявления о признании недействующим Положения Архаринского района от 30 октября 2007 года № 173 «О заготовке древесины в Архаринском районе на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, собственность на которые не разграничена»

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная с 30 января 2009 года.

Председательствующий: