Именем Российской Федерации
02 сентября 2009 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шулика А.Г.,
с участием помощника прокурора
Архаринской районной прокуратуры
Амурской области Салоутина В.Е.,
при секретаре Волошиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах П.Н.В. к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах П.Н.В. к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Салоутин В.Е. исковые требования поддержал и суду пояснил, что основанием для подачи искового заявления в суд послужило заявление работника МОУ «СОШ с. Кундур» П.Н.В. в прокуратуру Архаринского района для обращения в ее интересах, с исковым заявлением в суд, о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги с 2005 по 2007 год. Указанные льготы ей гарантированы законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а также является федеральной мерой социальной поддержки.
Из справки, предоставленной отделом образования администрации Архаринского района, следует, что на 28 мая 2009 года перед педагогическим работником МОУ «СОШ с. Кундур» П.Н.В. имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги, что является задолженностью за электроэнергию за 2005 и 2007 год.
Просит суд взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги в пользу педагогического работника МОУ «СОШ с. Кундур» П.Н.В. в сумме 15.485( пятнадцать тысяч четыреста восемьдесят пять) рублей.
В судебное заседание истица П.Н.В. не явилась, о времени и месте слушания дела была уведомлена надлежащим образом, кроме того, П.Н.В. обратилась в Архаринский районный суд с заявлением о рассмотрении данного дела в ее отсутствие.
Прокурор не возражает о рассмотрении данного дела в отсутствие П.Н.В..
Представитель ответчика Министерства финансов Амурской области по доверенности Ш.М.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ и в связи с тем, что представитель ответчика не явился в судебное заседание, не предоставил сведений о причинах своей неявки, когда был уведомлен о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Прокурор не возражает о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Согласно доводам, изложенным представителем ответчика Министерства финансов Амурской области в возражениях следует, что Министерство финансов Амурской области требования прокурора не признаёт, так как полагают, что согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа).
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.
В соответствии с данными Правилами, субсидии выделяются за счёт средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правовое образование - Российскую Федерацию, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.
Российской Федерацией не передавались средства в 2006, 2007 году на реализацию льгот граждан вышеназванной категории.
Закон Амурской области от 05.12.2005 № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» лишь устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки данной категории граждан и принят во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».
Исходя из того, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом, а вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрено фактическое финансирование льгот за счёт средств федерального бюджета, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Соответственно надлежащим ответчиком по данному спору является Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
Данный факт неоднократно устанавливался арбитражным судом Амурской области, решения которого оставлены в силе вышестоящими инстанциями, включая Высший Арбитражный Суд РФ, а также данная позиция подтверждена постановлением Президиума Амурского областного суда от 15.06.2009 года.
Представитель ответчика Министерства финансов в лице УФК по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ и в связи с тем, что представитель ответчика не явился в судебное заседание, не предоставил сведений о причинах своей неявки, когда был уведомлен о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Прокурор не возражает о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Согласно доводам И.о. руководителя УФК по Амурской области, изложенным в возражениях на исковое заявление, следует, что УФК по Амурской области требования прокурора не признает в полном объеме, так как полагают, что согласно пунктам "б", "е", "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения РФ и её субъектов. На основании ч.1 и 2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральный законодатель, осуществляя регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения РФ и её субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в соответствующей сфере, а значит, он вправе в рамках реформирования системы социальной защиты установить определённые формы участия в её реализации органов государственной власти субъектов РФ.
Пунктом 5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 (в редакции от 31.12.2005г.) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
Данное положение закреплено в статье 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг (в редакции ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ).
05.12.2005 года принят Закон Амурской области № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», который, согласно его преамбуле, на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации регулирует отношения, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, по предоставлению органами государственной власти области социальной поддержки гражданам отдельных категорий, являющимся жителями области.
Согласно ст.9 Закона Амурской области № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
В целях реализации Законов Амурской области от 5 декабря 2005г. № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», от 29 ноября 2007г. № 426-03 «Об областном бюджете на 2007 год» постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702 утверждены Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий и Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
То есть, законодательно предусмотрено, что компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно ст.26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ.
Согласно подпункту 24 п.2 ст.26.3 Закона решение вопросов социальной поддержки, в том числе в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан относится к полномочиям субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым им самостоятельно за счёт собственных средств. В соответствии с п.2 ст.26.3 Закона по указанным вопросам могут приниматься федеральные законы.
На основании ст.26.3 указанного Закона полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ.
Указанные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.1999г. №184-ФЗ полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения разграничены.
С принятием Закона Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-03 у субъекта РФ возникли расходные обязательства по финансированию мер социальной поддержки педагогических работников, в том числе пенсионеров из числа педагогических работников.
В связи с изложенным Федеральным законом от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» финансовая помощь субъектам Российской Федерации на указанные цели не предусмотрена.
В соответствии с Порядком предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги согласно Закону имеют педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, которым меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются на основании договоров, заключённых уполномоченными органами, утверждёнными главами муниципальных районов и городских округов, с предприятиями и организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, организации, обеспечивающие педагогических работников, проживающих в сельской местности электроэнергией, не должны были брать с них оплату за данный вид услуг. Но в связи с тем, что истцами была внесена вся сумма за потребленную ими электроэнергию, т.е. без учета 100% льготы, то на стороне ответчика должна выступать организация, поставляющая электроэнергию.
На основании изложенного, считает, что Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства является ненадлежащим ответчиком по данному спору, просит в удовлетворении требований прокурора Архаринского района к нему отказать.
Представитель отдела образования администрации Архаринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ и в связи с тем, что представитель ответчика не явился в судебное заседание, не предоставил сведений о причинах своей неявки, когда был уведомлен о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Прокурор не возражает о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, отдел образования администрации Архаринского района требования прокурора не признаёт по следующим основаниям.
В целях реализации Законов Амурской области: от 05.12.2005 N 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий»; от 13.12.2006 N 263-03 «Об областном бюджете на 2007 год», был разработан и утверждён Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 года №702 Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий. Согласно данному Порядку отдел образования является исполнительным органом.
Главным распорядителем бюджетных средств в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона является Министерство финансов области.
Министерство финансов Амурской области в пределах назначений, определённых сводной бюджетной росписью, доведёнными лимитами бюджетных обязательств, и объёмов финансирования представляют в орган федерального казначейства расходные расписания на перечисление субвенций. Субвенции зачисляются органом федерального казначейства на лицевые счета финансовых органов, открытые в органах федерального казначейства по балансовому счету N 40204 «Средства местных бюджетов».
Органы федерального казначейства не позднее одного рабочего дня после зачисления субвенций уведомляют финансовые органы муниципальных районов и городских округов о получении средств путём предоставления выписки из лицевого счета. Финансовые органы в соответствии с решениями о бюджетах муниципальных районов и городских округов перечисляют поступившие субвенции на лицевые счета главных распорядителей средств бюджетов муниципальных районов и городских округов либо в бюджеты городских и сельских поселений. Таким образом, отдел образования не является надлежащим ответчиком.
Факт задолженности был надлежащим образом отражён в документах бухгалтерской отчётности отдела образования, о чём свидетельствуют ежемесячно подаваемые в Министерство финансов Амурской области отчёты об использовании субвенций и сведения о кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2007г. Причиной образовавшейся задолженности явилось отсутствие финансовых поступлений на счета отдела образования администрации Архаринского района.
Представитель Финансового управления администрации Архаринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ и в связи с тем, что представитель ответчика не явился в судебное заседание, не предоставил сведений о причинах своей неявки, когда был уведомлен о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Прокурор не возражает о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Согласно доводам, изложенным в возражениях на исковые заявления, финансовое управление администрации Архаринского района требования прокурора не признаёт, так как согласно абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В 2005 году льготы по оплате жилищно-коммунальных yслуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусматривались Законом Амурской области от 30.12.2004 № 399-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области». Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг, а также передачи субвенции на их обеспечение определялся Законом Амурской области от 31.01.2005 № 427-ОЗ «О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг». Средства на реализацию мер социальной поддержки предусматривались в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
С 01.01.2006г. льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам на селе предоставлялись в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий». В соответствии со ст. 4 Закона № 99-ОЗ социальная поддержка указанной категории граждан предоставляется путём снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.9 Закона № 99-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределённый срок. Финансовое обеспечение предусмотренных мер социальной поддержки граждан в соответствии с ч.4 ст.9 Закона производится за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственник полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции.
Частью 3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Задолженность по льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам на селе образовалась исключительно ввиду недостаточности средств федерального, областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
Таким образом, компенсация затрат, понесённых предприятиями, организациями предоставляющими меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2005г., в 2007г. произведена не в полном объёме, в результате чего на 01.01.2006г. сложилась кредиторская задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1347, 5 тыс. рублей: из них льготы работникам образования - 864, 1 тыс. руб. На 01.01.2008г. задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности составила 5350, 7 тыс. рублей: из них льготы работникам образования - 3 478, 6 тыс. рублей.
Статьёй 31 Бюджетного кодекса РФ закреплён принцип самостоятельности бюджетов, в соответствии с которым недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счёт средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. Кроме того, согласно абз.7 ст.31 Бюджетного кодекса РФ недопустимо непосредственно исполнять расходные обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления за счёт средств бюджетов других уровней.
Таким образом, поскольку предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан является расходным обязательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, и финансовые средства на возмещение указанных расходов из федеральною и областного бюджетов районному бюджету были выделены не в полном объёме считаю, что исковые требования должны быть удовлетворены за счёт средств казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
Суд, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, приходит к следующему:
В соответствии со статьёй 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
В абз.3 ч.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади, Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст.8 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст.160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, данная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.
Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 5 декабря 2005 года № 99-03 право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках, не устанавливает, и регулирует механизм осуществления данной федеральной меры социальной поддержки.
Согласно абз.1 ч.1 ст.84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в ст. 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих посёлках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесена.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих посёлках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При этом в силу абз.1 ч.1 ст.84 Бюджетного кодекса РФ данное обязательство, как возникшее в результате принятия федерального закона, является федеральным.
В силу ч.2 ст.84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Из справки, предоставленной отделом образования администрации Архаринского района следует, что на 28 мая 2009 года перед педагогическим работником МОУ СОШ с. Кундур П.Н.В. имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги, а именно: за твёрдое топливо (дрова) за 2007 год - 14.044 рубля 80 копеек, за электроэнергию за 2005 год - 959 рублей 92 копейки, за 2007 год - 479 рублей 96 копеек, всего в сумме 15. 485 рублей.
Кроме того, Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области в соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ заявляет о пропуске срока исковой давности в отношении требований о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005 год.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента возникновения права предъявить требование об исполнении обязательства.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (статья 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по такой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором льгота была предоставлена, т. е. с 1 января года, следующего за отчетным. Следовательно, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2005 году истцы могли и должны были узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2006. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует исчислять срок исковой давности по требованиям, заявленным прокурором.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковое заявление прокурор подал в суд 28 июля 2009 года, то есть по истечении срока давности.
Истечение срока давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в части иска.
В соответствии со ст.205 ГК РФ следует, что суд может восстановить срок исковой давности в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности.
Поскольку в материалах дела не имеется заявления от П.Н.В. о восстановлении срока исковой давности по уважительной причине, то суд считает, что П.Н.В. пропустила срок исковой давности о погашении задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005 год.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку указанная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме, она является расходным обязательством Российской Федерации, и подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, поэтому требования прокурора Архаринского района Амурской области в защиту прав, свобод и законных интересов П.Н.В. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2007 год подлежит удовлетворению и взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах П.Н.В. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005 год - удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что в соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора в интересах П.Н.В. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жильё и коммунальные услуги в пользу П.Н.В. в размере 14.524 ( четырнадцать тысяч пятьсот двадцать четыре ) рубля 76 копеек, в остальной части иска - отказать.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации государственную пошлину в доход государства в сумме 535 (пятьсот тридцать пять) рублей 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная с 07 сентября 2009 года..
Председательствующий: А.Г. Шулика.