взыскана задолжность по льготам ЖКХ в пользу педагога с федерального бюджета



№2-17\2010Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2010 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

при секретаре Ворониной О.В.,

с участием помощника прокурора Ивановой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Тютюник Светланы Анатольевны к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области и финансовому управлению администрации Архаринского района о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Архаринского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Тютюник Светланы Анатольевны к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области и финансовому управлению администрации Архаринского района о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги

В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. суду сообщила, что основанием для обращения с иском послужило обращение педагога МОУ «СОШ № 95» Тютюник С.А. в прокуратуру Архаринского района о направлении в её интересах в суд искового заявления о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2007 год. Указанные льготы ей гарантированы законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а также является федеральной мерой социальной поддержки.

Из справки предоставленной отделом образования администрации Архаринского района, следует, что на 17 ноября 2009 года перед педагогом МОУ «СОШ № 95» Тютюник С.А. имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги, что является задолженностью за электроэнергию за 2007 год на сумму 978,46 рублей.

Данная денежная сумму ей до сих пор не возмещена.

Просит суд взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги в пользу педагога МОУ «СОШ № 95» Тютюник С.А. за 2007 год 978,46 рублей.

В судебное заседание истец Тютюник С.А. не явились, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика -финансового управления администрации Архаринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен. Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика УФК по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, просил дело рассмотреть без его участия. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление следует, что согласно пунктам "б", "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. На основании ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Закон Амурской области № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» регулирует отношения, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, по предоставлению органами государственной власти области социальной поддержки гражданам отдельных категорий, являющимся жителями области.

Согласно ст. 9 указанного Закона финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

В целях реализации Законов Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», от 13 декабря 2006 г. № 263-03 «Об областном бюджете на 2007 год» постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702 утверждены Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, и Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

То есть, законодательно предусмотрено, что компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно подпункту 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государства, решение вопросов социальной поддержки, в том числе в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан относится к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым им самостоятельно за счет собственных средств. В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Закона по указанным вопросам могут приниматься федеральные законы.

На основании ст. 26.3 указанного Закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения разграничены.

С принятием Закона Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-03 у субъекта Российской Федерации возникли расходные обязательства по финансированию мер социальной поддержки педагогических работников, в том числе пенсионеров из числа педагогических работников.

В связи с изложенным Федеральным законом от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» финансовая помощь субъектам Российской Федерации на указанные цели не предусмотрена.

В соответствии с Порядком предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги согласно Закону имеют педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, которым меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются на основании договоров, заключенных уполномоченными органами, утвержденными главами муниципальных районов и городских округов, с предприятиями и организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Таким образом, организации, обеспечивающие педагогических работников, проживающих в сельской местности электроэнергией, не должны были брать с них оплату за данный вид услуг. Но в связи с тем, что истцами была внесена вся сумма за потребленную ими электроэнергию, т.е. без учета 100% льготы, то на стороне ответчика должна выступать организация, поставляющая электроэнергию.

Суд, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, приходит к следующему.

Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади, Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу требований ст. 8 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, данная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.

Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 5 декабря 2005 года № 99-03 право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, не устанавливает, и регулирует механизм осуществления данной федеральной меры социальной поддержки.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в ст. 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесена.

Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При этом в силу абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ данное обязательство, как возникшее в результате принятия федерального закона, является федеральным.

В силу ч. 2 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Согласно справке, предоставленной Отделом образования Администрации Архаринского района, следует, что на 17 ноября 2009 года перед педагогом Тютюник С.А. имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги, что является задолженностью за электроэнергию за 2007 год в сумме 978 рублей 46 копеек.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку указанная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме, она является расходным обязательством Российской Федерации, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие передачу денежных средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Амурской области в достаточном размере, и заявленные требования подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, поэтому требования прокурора Архаринского района Амурской области в защиту прав, свобод и законных интересов Тютюник С.А. подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что в соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, истцы - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги(электроэнергию) за 2007 год в пользу Тютюник Светланы Анатольевны 978,46 рублей (девятьсот семьдесят восемь рублей 46 копеек).

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Л.А. Самойленко